Адыги и карачаевцы колхи?

Галл Гелиа
Адыги и карачаевцы колхи ?

Из истории известны две кавказские цивилизации с храмовым центром в священных горах ; колхская цивилизация которая примыкала со стороны юго-западного Кавказа, и относительно поздняя аланская цивилизация, которая контролировала северо-восточный Кавказ,  ограниченную кавказскую равнину современного Карачая, Кабарды, Осетии, Ингушетии, Чечни, Дагестана, Азербаджана. Логика подсказывает что этим цивилизациям предшествовала третья г1алг1айская цивилизация, которая и создала священный храмовый центр, заложила традицию храмовых центров, где располагаются известные древние храмы эпохи тельца, овна, рыб-начального христианства, в горной Ингушетии: Г1ал-ерда, Алба-ерда, Тхаба-ерда. В горах цивилизации не строят.

Адыги и карачаевцы кавказцы, на историю которых в разной степени повлияли тюрки, или кочевые народы с соседствующей Великой Степи, (своеобразного гигантского инкубатора по размножению людей). Практический у всех кавказских народов, за исключением ингушей элита была тюркской. (имам Шамиль имел тюркские корни).  Некоторые историки черкесов, карачаевцев  приходят к выводу что их кавказские предки входили в собирательное название колхи, потому стоит вопрос как по настоящему звучало греческое название «колхи», которое должно оставить след у потомков.
            Само слово «халк» (хьэлээхь — язык)происходит от черкесского глагола «халъэ» или «хъелъ», что можно перевести как «существовать» или «быть». На протяжении многих веков черкесы развивали свое особое общество, с уникальными традициями, верованиями и обычаями. одном из своих значений «халк» означает «воин» или «военный». Связано это с традиционной черкесской культурой, которая всегда была связана с воинственностью и крепкостью духа. Таким образом, слово «халк» часто используется для обозначения бравых и смелых воинов в черкесской истории.
В средние века слово «халк» начало употребляться в отношении различных военных формирований и массовых группировок. Обычно «халками» называли отряды воинов, собранные для осуществления определенной цели. Чаще всего такие «халки» были созданы для противостояния врагам, защиты населенных пунктов или проведения военных операций.

Къалкъа» - на карачаевском языке -  вознесенные руки( при молитве)».
имелись ввиду кавкасионе -  галга - жрецы, (также  другие названия;  ингуш - Ан’гуш’та, народ Ан, со смыслом близкие к небу, ассы - центр храмов в горах, подтверждает данную версию).
. «Къалкъан» - шлем(воинский), щит(балкарский). ( шлем и щит назван именем ингушского народа)
Одним из первых об использовании щита ингушами пишет Петер-Симон Палас в своих "Заметках о путешествии в южные наместничества Российского государства в 1793 - 1794 годах": "Это единственный народ Кавказа, у которого сохранился щит как часть вооружения. Г1алг1ай никъ,т.е."Щитоносцев дорога"/Воено-Грузинская дорога.»"Топонимия Чечено-Ингушетии".
Ерихо;нка, ерихо;нская ша;пка — тип шлема. Шапки ерихонские русских царей» считались самыми красивыми.
Ерахонские люди джейрхой. Кушева. Шебутские, Калканские, Ерехонские земли.
Термиин кольчуга - на ингушском языке обозначает закрытые кольца.
Умалат Лаудаев из чеченских поедании  о нартах. Говорят, что Чечнею завладели неведомые до того времени чеченцам пришельцы, которых они называли нартами (нарт). ... Они имели исполинский рост; чодетыми с головы до ног в железную броню; вооружение их составляли: щит (галкан ), меч (тур) и булава (чонкур).
GHALGHA / галга, калка, колха, калканцы — владевшими  огненным боем в ..
"Калканцы, колканцы — в русских документальных источниках XVI-XVII вв. так называли галгаев, т.е. ингушей. Впервые на связь этнонима «калканцы» с самоназванием ингушей (гIалгIай) обратил внимание А. Н. Генко. См.: Генко А. Н.  В древнегерм. heilig, helig — «священный, святой» и является аналогом древнесканд. Helgi/Helga, Хельг, Хельги,  Царь Руси» Х-л-го ", оказался древним титулом, с кавказской этимологией жрецов, Г1алг1а /Халха "божьи люди".  Однокоренные халха кисты и халдеи касдим. Коранический халиф как наследник, библейский халев. Калху - город вавилонской башни, легендарная страна колха Колхи’да.
Этимология Кавкас: калка’с каука’с

Грузинское  «khalkhi»-halk (народ, люди), обладает отличительными  оттенками, среди сотен подобных обозначении других народов, напоминает ингушские самоназвание «ghalgha», и свидетельствует как  изначально должно было звучать  греческое «колхи».
В ингушских сказаниях грузины, кабардинцы братья г1алг1ай, где отсутствие чеченцев, говорит о древности предания. Подтверждают нартские эпосы где нарты северо-кавказцев отличаются от двойственных нартов ингушей,  со своей программой жизни золотой эпохи, как часть нартов богоборцев  оторванная, от  нартов - магов, нартов богоносцев.

В мифологии балкарцев и карачаевцев, осетин и адыгов имеются божества плодородия, которые имеют созвучные Г1ал-ерда названия.

"Голу - большой всенародный праздник, который проводился 22 марта - в день весеннего равноденствия – и был посвящен божеству плодородия и покровителю воинов Голу". ("Карачаево-Балкарский фольклор". (Составитель М.Д. Каракетов). /"Карачаевцы и балкарцы: язык, этнография, археология, фольклор". М. 2001. С.383).

Тхьэгъэлэдж (Тхагаледж) - бог плодородия, урожая. Исходная общеадыгская форма Тхьагъэлыгьы включает тхьэ 'бог'+гъэ 'лето' (время созревания растений, обработки земли и лыгы). Тхагаледж - покровитель растительного мира (что согласуется с этимологией этого имени), в эпических сказаниях его функции более многообразны". (М.А. Кумахов, 3. Ю. Кумахова "Нартский эпос: язык и культура". М. 1998. С.64.)

Учитывая, что гора Г1ал-корт, божество Г1ал и святилище Г1ал-ерда (у с. Т1аьрш) находятся в Ингушетии, мы можем констатировать, что балкаро-карачаевский Голу, осетинский Галагон, адыгский Тхьагъэлыгьы (Тхъе+ Гъэлыгь) заимствованы от ингушского "Г1ал-ерда".

Таким образом, термин Хал/Г1ал, лежащий в основе этнонима ghalgha, в различных языках выражает исключительно восхитительные эпитеты - высший, золотой, главный, священный, царь, могучий, сильный, выдающийся (выделяющийся) вперед, вверх, вытянутый вперед.



Особенны некоторые этногенетические предания, записанные еще в позапрошлом веке первым галгаевским просветителем Чахом Ахриевым . Одно из них гласит, что у некоего Га было два сына Галга и Габарте(Кабардинец). Первый из них основал «Галгаевское общество», второй - «Кабардинское». Другое, отмеченное сильными мифологическими наслоениями, полностью возводит первопредка ингушей к кровному родству с кабардинцами, причем не только по отцовской, но и по материнской линиям.
Независимо от основоположника собирания ингушского фольклора, И.А.Дахкильгов зафиксировал предание, по которому были три брата Галга , Гябарте и Гурже, ставшие родоначальниками ингушей, кабардинцев и грузин.

Возможно данные предания уходят в глубь веков, поскольку поздние взаимоотношения кабардинских князей и ингушей известны.
Предки ингушей галга под искаженным название колха проживали на берегу Чёрного моря, где проживали предки абхазо-адыгов зихи. ... где топонимы имеют нахо- адыгские корни.. Анапа- Дзурдзук. Кавказская стена как 12 ворот Дзурдзука, коранический Зулькарнайн строит стену против кочевников Великой Степи. СЛЕДЫ ЗУРДЗУКА  в  4 из 12 ворот Зурдзука;  Галгай Зурдзук,  Колха Зурдзук Сванет,  Анапа Зурдзук, Урарту Зурдзук..

Дионисий объединяет синдов, киммерийцев, керкетов, торотов, ахейцев, гениохов и зихов под общим названием «чада земли Пеласгийской» и отделяет от них колхов, живущих «за страной тиндаридов» (ср. Дранда?) и являющихся якобы «выходцами из Египта».(точка зрения, изложенная Григорием Кедрином, византийским историком XI–XII вв. н. э. Он считает, что колхи произошли от одного из сыновей Ноя. Эта теория может быть правдоподобной, потому что ковчег Ноя остановился на урартских  горах, которые расположены рядом.. Интересны урартские горы около которых согласно древним шумерским мифам остановился ковчег Ноя( под другим названием): Халди-ха, Нах’чиван, Гутии, Нацрим, которые имеют ингушскую этимологию и напоминают ингушские топонимы— Халха, Наьсар, Нахчиван Нах взошёл, Гу гора и тд

Ингушский топоним Назрань( Нана Нясар - мать Назрань) и нарт Нясар Насрен-жаче, старейшина, тамада кавказских нартов,  ("Насрен-борода")  - глава (тхамада) нартов, богоборец. (Адыг: борода - жьач1э), осетинский эпос (Насран-Алдар), карачаево-балкарский эпос (Нэсрэн), последние не увязываются с конкретной местностью, как это имеет место у ингушей. Сын Цока(вскормленного молоком снежного Барса), погибшего защищая родную землю около речек Назранка(Нясар) и Сунжа.  Нясар имя, в честь прекрасной речки, которого впоследствии просили не покидать Родину Нана-Нясар,  Мать Страны и Мать Воды.( Мехка - нана и Хина-нана).  Подобный топоним Нясар/Назар  известен по всему миру, впервые в шумерских мифах о потопе, как эпитет Нацар  - кавказских гор, знаменитый орден назореев( араб. нясар). Назореями были пророки мир им Муса, Иса, Заратустра и тд. Известно что нясары( назореи) носили длинные волосы, не пили вино, вели аскетический образ жизни

Арабо-персидская традиция, в отличие от византийской, не знает этнонима зихов, название каса или кашак. Наиболее вероятная этимология слова «казак (козак)» это хасаг — собрание мужчин у адыгов.
Мас’уди, носящего название «Луга золота и рудника драгоценных камней». Мас’уди помещает кашаков за царством аланов, и называет их прибрежной нацией.
Очень интересна традиция адыгов, которые состоят из 12 племён, напоминающих ингушское  «12 градие Шийтта Шахьар».

Главная ценность Кавказских гор — это статус «храмовой» горы для працивилизации, которая затем стала традиции для всех религии и народов мира  за’имевщие  свои «храмовые» священные горы

Сам Кавказ с кавказцами-горцами  ничего особого ценного в истории цивилизации,  не составляют(в силу отсутствия хлеба, количества людей, в горах все ограниченно),  кроме как  традиционной  роли Священной горы для працивилизации и горы-крепости (Г1ап/Каф) как защиты  восточной цивилизации от кочевников Великой Степи.

Кто поймет эту «простую гениальную истину»,  сделает второй шаг, и найдёт на Кавказе в одном религиозном и культурном аса-центре древние храмы,  «храмовой» горы, где  тысячи лет живет ингушский народ-жрецов  ответственный за традиции человечества.
  Ингушский народ,  сохранил поразительную культуру, правосудие, первые законы, после тысяч лет испытании, как свидетельства о исчезнувшей кавказской цивилизации на равнине.

Колхи народы моря? http://proza.ru/2023/09/05/462