Притча о молодом вине и мехах

Игорь Устичев
                Эта одна из самых таинственных и сложных притч в Евангелие: «Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое» (Мф.9:17). Существует несколько ее толкований у св. отцов, общий смысл которых сводится к следующему. Нельзя налагать непосильное бремя подвижнических трудов на неподготовленных учеников, иначе и подвиг пропадет и ученики погибнут; новое учение Евангелие нельзя необдуманно давать тем, кто не готов его принять, чтобы не пропали даром труды благовествующего и не введены были в искушение слушающие; пока, кто не возродится духом, сбросив с себя ветхого человека, тому нельзя давать «молодое вино» Нового Завета, чтобы он сам не погиб и не попрал учение Христово. Интересное толкование мы находим у св. Иоанна Златоустого, который говорит, что уничтожение старых мехов и утрата молодого вина, т.е. погибель молодого христианского учения и ветхого ученика: «…зависит не от вина и не от мехов, в которые оно вливается, но от неблаговременной поспешности вливающих». Остановимся подробнее на этой мысли великого отца Церкви. Она перекликается с расхожей протестантской идеей «Спешите делать добро». В наше время развелось неисчислимое количество самочинных богословов, которые решили, что тайны Божии им открылись и настало время спасать других. Вот они и бросаются со всей энергией, заслуживающей лучшего применения, агрессивно творить добро всем и везде, полагая, что уже почти приобрели входной билетик в рай. Такой протестантский подход к исполнению евангельских заповедей ничего кроме погибели делателя и вреда ближнему не приносит. Св. Игнатий Брянчанинов писал: «Не только пагубен для нас грех, но пагубно и самое добро, когда делаем его не вовремя и не в должной мере, так пагубны не только голод, но и излишество в пище и качество пищи, не соответствующее возрасту и сложению. «Не вливают вина нова в мехи ветхи: аще ли же ни, то просадятся меси, и вино пролиется, и меси погибнут; но вливают вино ново в мехи новы, и обое соблюдется». Это сказано о деланиях добродетелей, которые непременно должны соответствовать состоянию делателя, иначе они и делателя погубят, и сами погибнут, то есть, предприняты будут бесплодно, во вред и погибель души. Таким образом, Христос предупреждает, что прежде, чем браться за наставления в слове Божьем, нужно убедиться в готовности слушателя и способности учащего исполнить дело благовествования, чтобы не пострадали они и не погибла проповедь. Все, вышеприведенные мнения св. отцов, несомненно заслуживают внимания и соответствуют духу евангельского учения. Действительно, нельзя давать новое, непривычное учение человеку, который к нему не подготовлен в силу устоявшихся традиций и обычаев своего народа и религиозных представлений, унаследованных из поколения в поколение. Привычный образ жизни и верований являются теми самыми «ветхими мехами», которые не способны без вреда для себя принять «вино молодое» или новое учение о главном. Сознание к этому должно быть подготовлено. И вот здесь мы подходим к главному смыслу нашей притчи. Мы не будем ее рассматривать с точки зрения учитель-ученик, поскольку эта тема хорошо изучена и освещена в многочисленных богословских трудах, а обратим внимание на внутренний мир человека, т.е. подойдем к ее толкованию с позиции сотериологического учения Церкви. Для этого разберем основные составляющие притчи о молодом вине. Итак, в ее составе мы имеем: ветхие мехи, новые мехи, молодое вино и вливающего вино. Представляется, что применительно к духовному миру человека и его спасению, этим понятиям можно дать следующее толкование. Ветхие мехи – это привычный, устоявшийся образ жизни, мировоззрения, ценностей, идеалов, которым человек жил в прошлом, частично унаследовав их от семьи, а частично приобретя самостоятельно, в соответствии со своими интересами и взглядами на жизнь. Новые мехи – это новое, не привычное для него учение, образ мысли и поведения, которые до селе ему известны не были, но которые глубоко в душе его тронули. Бессмысленно говорить о «новых мехах» тому, кто в принципе не хочет ничего иного, кроме своих убеждений принимать. Поэтому в притчи речь идет о тех, кто может вместить новое учение, но его нужно к этому подготовить. Молодое вино – необычное, новое, как по форме, так и по содержанию просвещение в истине, затрагивающее самые глубины человеческого сознания, которое дает ответ на самые животрепещущие вопросы повседневности. Вливающий молодое вино – человек или иной источник, через которого, Божьим Промыслом, благая весть доходит до сердца. Теперь нам предстоит собрать воедино эти составляющие и дать толкование притчи с учетом менталитета современного человека и окружающей его действительности. В качестве молодого вина мы должны рассматривать Евангелие, ибо его «молодость», т.е. непреходящая актуальность до конца мира, не вызывает сомнений. Как учение, исходящее от Бога, оно не имеет ни возраста ни погрешимости, что делает его вечно молодым и востребованным. Новый Завет дан один раз и на века. Любой, желающий спасения, может прибегнуть к нему, утолив жажду истины и получив радость от пьянящего действия благодати: «И вино веселит сердце человека» (Пс.103:15). Но для того, чтобы испытать эту радость, т.е. принять «молодое вино» веры нужно себя к этому подготовить, иначе «рваные старые меха» или разрушение прежнего образа жизни, представлений, идеалов, наступление опустошенности неизбежны. На этом этапе познания главное зависит от вливающего вино, или от источника веры. Никто не приходит к вере внезапно, неожиданно, сам по себе. Всегда катализатором богопознания выступает другой человек. Он может дать импульс, который запустит в сознании свои процессы, ведущие к постижению истины, а может вести ближнего к ней как учитель. В первом случае, ученик, загоревшись богословской идеей, начинает самостоятельно постигать веру и догматы, опираясь, прежде всего, на учение святых отцов. Св. Игнатий Брянчанинов писал: «Не живые человеки были моими наставниками, а почившие телом, живые духом св. отцы…Читающий святых писателей неприметно приобщается к обитающему в них и глаголющему свыше Св. Духу». Этот путь самый верный, но и самый опасный. Верным он становится только в том случае, если идущий по нему, предизбран для этого Богом. Тогда Сам Дух ведет его сквозь лабиринты веков и премудрости, уберегая от лжеименного знания и направляя путем истины. На этом пути адепту раскрываются тайны, не ведомые другим. Его посещают откровения свыше, подтверждения которым он находит, читая труды св. отцов. Это укрепляет его в вере и в правоте избранного пути. Опасность второго пути заключается в том, что самочинное, т.е. не благословленное Богом изучение Писания и богословских трудов, неизбежно вводит любопытствующего в прелесть и еретические заблуждения. Это явление среди современных т.н. «православных» приобрело масштаб эпидемии. И что поразительно – 90 % из них женщины! Иначе, как «Болезнью Евы» этот симптом не назовешь. Один раз женщина решила научить своего мужа, как нужно Богу верить и все! Чем все это закончилось знает каждый. Не случайно вся, более чем двухтысячелетняя история Вселенской Церкви, не знает ни одной женщины-богослова. Поэтому, как и учит Спаситель, желающему принять «молодое вино», нужно быть очень осторожным, правильно оценивая ветхость своего ума, поскольку как писал св. Игнатий: «Буквальное разумение Писания убивает душу». Так же и по отношению к различным ученикам, наставникам и проповедникам, не важно какого звания и чина, включая священников, нужно быть очень внимательным, потому что, как продолжает святой отец: «Проповедуя веру, можно утопать в неверии». Но возникает закономерный вопрос: а как же спасаться в таком случае? Самому нельзя – можешь впасть в прелесть! других учителей – нет! А если и есть, то не факт, что они от Бога учат, а не от себя. Что делать? Посвятивший всю жизнь в поисках ответа на этот вопрос, наш святитель в таком случае учит: «…необходимо руководство писаниями Святых Отцов – это единственный способ спасения, остающийся на по умалению духовных наставников». Но здесь есть одно очень важное условие, чтобы постигать истину и откровения Духа непогрешимо, нужно себя к этому предуготовить через изменение образа мыслей и жизни. «Уклонись от зла и сотвори благо», – говорит Писание (Пс.33:15). Нельзя браться за постижение высочайших истин, если сердце не очищено от мирского и тщеславного. Погибель – гарантирована! Работа над собой, со временем, делает сердце пригодным для схождения Духа, Которым тогда будут открываться такие истины и даваться такие наставления, которые позволят, не опасаясь, приближаться святоотеческому наследию. Если нет возможности сил, или терпения следовать этим узким путем к истине, то лучше оставить всякие самочинные попытки ее постижения, довольствуясь простой верой в Бога и жизнью по совести, исцеляя падения покаянием. Это будет самое лучшее и самое безопасное богословие для верующего. Предваряя эту притчу, Христос говорит: «И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже» (Мф.9:16). Небеленная, т.е. чистая, не запятнанная, новая ткань – это Его учение, а ветхая одежда – установившиеся стереотипы и представления падшего человека. Христос запрещает не только другим «приставлять» новую заплату или евангельское учение к ветхому человеку, но и делать это ему самому. Другими словами, если мировоззрение, духовные качества, нравственные ценности не претерпели изменения и ветхий человека остался ветхим, то самочинное стремление к постижению Откровения будет для него губительным, а прелесть – неизбежной! Резюмируя все вышесказанное, нашу притчу можно изложить следующим образом: Изучение евангельского учения – благое дело, ибо оно вино молодое, веселящее сердце, несущее ему неизреченную духовную радость и надежду спасения. Однако, пить его может только тот, кто скинул с себя ветхость бытия и привязанность к мирскому, поскольку не могут откровения свыше, которые есть свет истины, смешиваться с мраком падшей и чувственной природы человека, погрязшего в бытовых проблемах и страстях. Образно говоря, нельзя есть бутерброд с чаем и читать Евангелие; нельзя пробегать глазами труды святых отцов и думать, что у тебя белье не замочено; нельзя размышлять о спасении и думать, где взять денег на лекарство. Такая гремучая смесь пожеланий и реальности низвергает в самые глубины погибели. Познанию божественных тайн должна предшествовать тяжелая изнурительная работа над собой, на что могут уйти годы и десятилетия. Это путь долгий и исключительно тяжкий, потому что выбор между «Добротолюбием» и хлебом насущным будет стоять всегда. И это предусмотрено Промыслом Божиим, поскольку: «широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф.7:13-14). Не имеющий в себе силы для такого подвига, пусть оставит его и изберет лучше путь благочестивой жизни по совести и в покаянии. Так же и стремящиеся научить истине, не должны опрометчиво насаждать своего понимания Писания несведущим умам. Ибо на таковых учителях будет лежать ответственность за «порванные мехи» и пропавшее «молодое вино», а за погибшие от их «учения» души Бог взыщет с таких горе наставников.
                В заключение необходимо подчеркнуть, что изучение Писания и Предания ради постижения истины, дело спасительное и богоугодное. Однако, оно не для всех предназначено. И прежде, чем приступить к нему, следует очень внимательно разобраться в себе. Насколько каждый готов к этому, насколько у него хватит сил и позволяют возможности, и главное – ради чего это нужно! Какую цель преследует ищущий знаний свыше? Если им движет любопытство, азарт, желание стать умнее других, доказать самому себе, что он не глупее других и сам может в учении Христовом разобраться, да еще, не дай Бог, и других научить, то лучше за это не браться. Не ответив самому себе на эти вопросы, приступать к учению Христа – губительно!