Учитель под прицелом

Алексей Чернышов 5
Не разрушат ли отечественную школу новоиспечённые директора и их кураторы, которые не хотят/не могут сеять разумное, доброе вечное, а привыкли лишь выполнять указания начальства в угоду собственной карьеры и личного благополучия?
За последнее десятилетие только ленивый не писал, не говорил и не думал о проблемах средней школы. Тут и огромное количество отчётов, которые сыплются на головы учителей со всех сторон, и невнятные (мягко говоря) учебные программы и учебники, и нагрузка, когда получение мало-мальски высокой зарплаты вынуждает работать на 1,5-2 ставки.
Некоторые учителя не выдерживают такой трудовой деятельности и покидают школу, уходят в репетиторы, вообще меняют педагогическую стезю на какую-то другую, или раньше стараются выйти на пенсию.
Тем не менее, несмотря на такие каждодневные встряски и потрясения, учительский костяк тянет школу на себе как может, поддерживая на плаву лодку национального всеобуча.
Но тут пришла новая беда, которую не ждали. В школах начали массово менять директоров. И школа оказалась в «идеальном» шторме, который рукотворно ей организовали администраторы разных мастей и уровней.
Высокое чиновничье начальство решило провести тотальную чистку и заменить старых капитанов на дрейфующих в открытом океане кораблях на новых «лидеров». Цель самая благая - поставить кадры, соответствующие сегодняшним временам и вызовам. Так декларируется. Но не оказывается ли, что на деле приходят директорствовать не самые творческие и морально чистые, а самые благонадёжные и послушные воле «сверху»?
Если взять морскую терминологию, то получается, что в бурю (период очередных кардинальных реформаций и смены вех) меняется на капитанском мостике главный рулевой. Заменяется на того, который надеется без активного участия самой команды и по окрику своего патрона пройти все мели и рифы, возникающие на пути?
Словно сводки с фронтов боевых действий, СМИ рапортуют об очередной победе мракобесия над здравым смыслом – администратора над учителями: Санкт-Петербург, Екатеринбург, Тюмень. Массовый уход учителей после прихода нового директора «из-за хамского отношения к себе».
Вновь назначенные управленцы начинают изгонять неугодных и насаждать свои, чиновничьи порядки, калёным железом выжигать дискуссии и свободомыслие. И это в учительской, школьной среде, где поиск истины и стремление к новым знаниям должен быть обеспечен в максимальной степени открытости и вариантности.
Или учительская и родительская общественность не права, и всё не так драматично?
Кто разберётся и проведёт тщательный анализ происходящего? Министерство просвещения, Прокуратура, Госдума? Или родители и учителя вместе со своими детьми-учениками будут в одиночку расхлёбывать весь этот беспредел?
В министерстве, разных департаментах и управлениях образования сохраняют олимпийское спокойствие. А что, как явствует из мыслей некоторых директорствующих особ, кто не желает из учителей подчиняться и принимать новые «правила игры», где я - начальник, ты – дурак, пусть валит вон. В столицах найдётся замена из приехавших из провинции. А в провинции – «свистнем» мигрантов.
По информации Центра экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и госслужбы, нехватка педагогических кадров в школе сейчас составляет 250 тысяч человек (!) -   Однако эксперты считают, что статистика занижается самими учебными заведениями за счёт перегрузки учителей в школах и ситуаций, когда один педагог преподаёт несколько дисциплин. В реальности дефицит учителей в стране может оказаться намного больше.
Вот так очередные так называемые образовательные реформации привели к тому, что главным действующим лицом в школе оказался не учитель, а охранник при входе и директор, к которому нужно записываться на приём заблаговременно. Учителя стали расходным материалом, обслуживающим прихоти и установки чиновников всех мастей персоналом.
В культовых советских фильмах про школу «Доживём до понедельника», «Большая перемена», «Чудак из 5-го Б» везде доминирует Учитель, ведущий непростой и каждодневный диалог со своими учениками. Директора там и не видно, разве что мельком. Это и логично. Пока учитель сеет разумное, доброе, вечное, нормальный администратор занят тем, чтобы решить хозяйственные дела, организовать весь учебно-воспитательный процесс в вверенном ему учебном заведении, помочь создать комфортную среду обитания для учителей, учеников и их родителей. Ведь задумаемся только – десяток лет жизни все мы проводим в школе. И от того, какие уроки в ней получим, какие знания, навыки и душевные силы обретём зависит фактически судьба каждого, и без высокопарных слов – будущее Отечества.
За последние два десятилетия были закрыты и перепрофилированы десятки педагогических институтов как бы за ненадобностью и попали под оптимизацию как «вымирающий» класс. Готовят ли в стране где-то целенаправленно сегодня именно директоров-созидателей, способных обеспечить преемственность, взять на себя ответственность за свой коллектив, имеющих моральное право повести за собой учительский корпус, учеников и родителей через тернии к звёздам и новым, настоящим открытиям, знающих и следующих заветам великих русских, советских педагогов В.А.Сухомлинского и К.Д.Ушинского? Кто-то сегодня укусил себя за локоть ввиду несостоятельности принятых ранее решений?
Не хочется верить в целенаправленную политику по преднамеренному назначению в школы директоров-терминаторов, способных переформатировать современную школу и разогнать её учительский состав с одной лишь миссией – ликвидировать дореволюционное и советское наследие педагогической мысли, загнать в стойло её соответствия новым дивным цифровым временам и отдать на растление цифросектантам. Тем самым укокошить школу, и так стоящую на хлипких ногах, с таким трудом выдерживающую очередные цифровые и пропагандистские новации.
Но факты упрямая вещь. Какие задачи ставят школьному руководству? Получается, что их интересуют только деньги, да чтобы в школе было всё тихо и спокойно (охрана – чтобы никто из родителей в школу не попал), отчётность перед вышестоящим начальством (перевели её с бумажных носителей на электронные), завлечение всех в цифровые сервисы и пиар учебного заведения в сети.
Учить по-настоящему и давать системные знания учителю просто некогда!
Цель: из бесплатной школы сделать платную, и чтобы в бОльшей степени детей учили не учителя, а репетиторы? А в общеобразовательной школе только, как в тюрьме, просиживали день-деньской под присмотром советников по воспитанию и охранников. По максимуму выдавить всех платёжеспособных в частные школы, а государственную оптимизировать до минимума (то есть практически оставить её по уровню образования для приезжающих мигрантов). А дети высокопоставленных политиков и олигархов уже сейчас в частных школах, где стоимость обучения часто превышает 100 тысяч рублей в месяц.
Выполнить такие планы, которые идут вразрез с мнением учителей и родителей, может только директор-танк, не щадящий под своими «гусеницами» никого, не видящий никаких препятствий и ограничений на своём пути.
В одной московской школе, как рассказывают жители близлежащих домов, к вновь назначенному директору учителя просто так попасть не могут, только по предварительной записи и объяснения причины своего обращения. На личные контакты, да ещё со всем коллективом, чтобы поговорить по душам и выслушать о наболевшем, чтобы найти оптимальные пути решения, такие управленцы не спешат. Не царское это дело – общаться с подчиненными понапрасну. Видимо, считают себя ниспосланными в школу с небес. А ведь практически так и есть, если считать их посланцами чиновничьих небожителей. Когда такое было? Следующий шаг, в наш век цифровых технологий, вероятно, будет такой: создадут бот, который от имени директора и его голосом в автоматическом режиме станет вестись приём желающих из числа педагогического состава и родителей. Утопить в «цифре» и дистанте весь учебный процесс, невзирая на различные СанПиНы. Цифровую погремушку сделать важнее самой сути передачи знаний и всеми силами обеспечить этот самый цифровой надрыв?
Невдомёк многим чиновничьим начальникам, что вот, например, в Швеции наоборот сокращают цифровизацию детского образования. Причина: опасения, что цифра негативно влияет на обучение, и поэтому власти выделили школам средства на бумажные книги -
В России чиновник научился мимикрировать и лавировать в угоду властным трендам, а не интересам общества. Чванливость и лесть прорастают пышным цветом: под камеру и на публику ратуют за учителя и школу, за повышение зарплат, благодарят педагогов за нелёгкий труд и предназначение.  На деле – цинично укатывают бульдозером последние ростки самодеятельности и творчества, лишая последней надежды на развитие.
Русский писатель М.Е. Салтыков-Щедрин в своём произведении «История одного города» очень точно отразил образ этого явления: «Идиоты вообще очень опасны, и даже не потому, что они непременно злы, а потому, что они чужды всяким соображениям и всегда идут напролом, как будто дорога, на которой они очутились, принадлежит им одним».
Это целенаправленная кадровая политика? Кого и для чего? Чтобы разрушить разумное, доброе, вечное, национальные традиции в угоду антикультуре и чуждой отечественному ценностному коду? - https://apni.ru/article/3177-antikultura-terminov-agressorov
Директоров школ не выбирают самим коллективом учителей и родителей, а назначаются вышестоящей организацией. Но даже в этом случае назначенный «сверху» школьный администратор сам по себе вряд ли сможет нанести непоправимый урон школе. Если ему в этом деле не помогут рьяные чиновники или политики, которые видят в нормальном классическом образовании, свободомыслии и профессионализме учеников опасность для своего беззаботного существования.
Часть из них мыслями и помыслами давно живёт не интересами родного Отечества, а заграничными ништяками. Многочисленные чиновники предпочитают отечественному образованию западный образ жизни, потому и стараются отправить своих отпрысков и капиталы за пределы страны.  Только почему-то зарабатывать им всё равно вольготнее в России.
Вот одно из мнений о бывшем руководителе образовательного департамента города Москвы, чьи «новации» в столичной школьной жизни вызвали резкое неприятие многих учителей и большинства родителей, особенно в части «образовательных Макдональдсов», как москвичи прозвали созданные по воле чиновника так называемые «холдинги», объединившие школы и детсады -   
Сложилось стойкое мнение, что такая миссия по «оптимизации» среднего образования в качестве чиновника была направлена «на развал образования и превращение учителей в бесправное стадо, которым он распоряжается как вассал».
И можно ли назвать такого рода чиновников лишь сумасбродными «новаторами», при которых начинается практика тотальной смены руководства школ и перекройка всей образовательной системы на бюрократические рельсы?
А введение в учебном году 2023/2024  более тысячи должностей советника по воспитанию, которые появились в школах и колледжах Москвы, когда новые кадры «должны будут помочь обеспечить ученикам возможность раскрыть свои таланты и способности» - не является ли очередной инновационной блажью чиновников, не имеющего реального отношения к педагогике? Может быть, стоило потратить бюджетные деньги именно на повышение зарплаты и переобучение действующих и молодых педагогов?
В сегодняшних условиях на школе лежит особая миссия как центра формирования фундаментальных знаний и традиционной культуры, так и людей, искренне любящих и верящих в страну.
Канцлер Германской империи Отто фон Бисмарк сказал в своё время, что «войны выигрывают не генералы, а школьные учителя…». Поэтому Железный канцлер отдавал должное людям, которые заняты формированием личности новых поколений.
Жизнь доказала, что образованная нация всегда в итоге сильнее. Но все ли российские чиновники знают об этом, как и о том, что важнейшая миссия государства - поддержать инициативного, думающего, морального чистоплотного директора и творца-учителя?

P.S. Данная статья была опубликована 5.10.2023 г. на медиаресурсе www.km.ru, где по поисковой системе портала её можно найти и ознакомиться со сносками, меющимися в тексте и многочисленными комментариями к данному материалу