Легенда об Эльбрусе

Александр Чистов
В далёкие-далёкие времена жил на Кавказе народ нартов. Это были воины, настоящие богатыри. Однажды в одной большой семье родился мальчик. Его назвали Схауат. Он был бесстрашным. Все нарты знали, что когда он вырастет, то станет настоящим воином.
Как-то раз Схауат у входа в тёмное ущелье увидел трёх барсов. Приглядевшись, он  понял, что это была мать и один детёныш, но с двумя головами. Схауат испугался барсов и убежал подальше от этого ущелья. Но ему было интересно ещё раз посмотреть на удивительного детёныша с двумя головами. С замирающим сердцем он вошёл в ущелье. И снова он увидел барсов. Но мать не позволила Схауату близко подходить к своему детёнышу. Позже много раз Схауат приходил в это ущелье, но мог разглядывать детёныша только издали. В какой-то день возле него не оказалось матери. Схауат не знал, что с ней произошло. Он смотрел на маленького беззащитного барса и понял, что тот один не выживет. Тогда он взял детёныша на руки и отнёс в одну только ему известную пещеру. Там он нарезал мяса буйвола, накормил им маленького барса, напоил его молоком и согрел своим теплом. Схауат приходил в пещеру каждый день, кормил детёныша и играл с ним. Схауат хоть и сам был мал, но он был воином. Поэтому и барса он учил нападать на врагов и защищаться от них. И при этом он напевал песню, которую часто слышал от отца:
Я тебе друг, и ты мне друг.
Я тебе брат, и ты мне брат.
Придёт беда, позови меня,
И я приду.
Придёт беда, позову тебя,
И ты придёшь.

Так прошли зима и весна. А к лету двухголовый барс стал уже большим и однажды, потеревшись головой о руки Схауата, ушёл за гору и больше не вернулся.
Дома Схауату Великий Кузнец сделал меч, щит и латы.
- Это не простое оружие и доспехи, - сказал Великий Кузнец родителям Схауата. – Мальчик растёт, скоро он станет юношей, а затем взрослым воином. Оружие и доспехи будут увеличиваться вместе с ним и всегда будут ему впору.
Так и произошло. И когда Схауат вырос и стал могучим как гора, латы не жали ему, меч ловко ложился в руку, а щит надёжно защищал. Много подвигов совершил Схауат и был известен во всех уголках Кавказа…
Но однажды пришла беда. Из-за моря прилетел огромный дракон, который разорял посевы и убивал людей. Многие герои пытались сразиться с драконом, но никто из них не вернулся из битвы живым. Тогда Схауат сказал:
- Я сражусь с драконом и убью его!
Отправился богатырь искать дракона и сразиться с ним.
В глубине урочища нашёл Схауат его и громко начал стучать мечом по щиту, вызывая дракона на бой. Дракон взмыл в небо и ринулся на богатыря. Отбил Схауат первый натиск, и завязалась между ними жестокая битва. Не может Схауат победить дракона, сколько не ударял он его своим мечом, только искры летят от меча. Но и дракон не может победить богатыря. Несколько дней бились они. И Схауат начал уставать. Понял он, что силы вот-вот оставят его, и тогда дракон одержит над ним верх. Запел тогда он свою песню:
Я тебе друг, и ты мне друг.
Я тебе брат, и ты мне брат.
Придёт беда, позови меня,
И я приду.
Придёт беда, позову тебя,
И ты придёшь.

Вдруг задрожала земля, и из-за хребта показался огромный, как гора, зверь. Это его друг, его брат, его двухголовый барс. Дико зарычал барс и ринулся на дракона, что было сил, прижал его к земле. Воспрянул тогда Схауат, отбросил свой меч, собрался с силами и руками задушил дракона. Но слишком много сил они потратили на борьбу с драконом. Барс лег на горном хребте, положил на лапы две свои головы и, тяжело дыша, закрыл глаза. Окаменел барс, а две его головы превратились в две вершины Эльбруса. А Схауат скрылся в пещере у подножия горы и уснул там богатырским сном.
Так и стоит до сих пор красавец-Эльбрус с двумя вершинами, льдом и снегом покрытыми. И если где-то прошёл камнепад, то означает это, что барс чуть шевельнулся во сне. И снежная дымка возле вершин появляется не из-за ветра, а из-за его горячего дыхания. А где-то в пещере спит герой-богатырь Схауат.  Но стоит врагу или дракону приблизиться, то поднимет барс-Эльбрус свои две головы, стряхнёт с них лёд и снег и разбудит героя Схауата. И кинутся они тогда защищать свои земли и свой народ.

----------
Фото автора