Рецензия Майя Кучерская Лесков. Прозёванный гений

Татьяна Трубникова
Сразу хочу сказать: проделана, не побоюсь этого слова, гигантская работа! Уже на стр. 11 автор рассказывает, как работала над книгой, как рассмотреть вехи её работы в тексте и понять правильно. Язык вступления плотный, образный, пёстрый, многозначный. Он и сам по себе напоминает образ Н.С. Лескова. Это очень хорошо – взаимопроникновение формы и содержания. Ощущение от книги – слитности воедино языка, смыла, стиля и образа самого времени, в котором жил Лесков. Да, эту проделанную работу видно! Это как законченная, полная, гармоничная картина, в которой всё оправдано: долгие поиски интересных фактов, атмосфера и слог, течение времени, события в России.
   Это высокохудожественное, интересное повествование с небольшими вкраплениями весьма и весьма оправданной выдумки.
   Так приятно было читать об Орле старинном. Ведь и мои предки с Орловщины. Помню в детстве музей Н.С. Лескова… Деревянный, уютный дом, краска, облупившаяся на фасаде. Неприметный, похожие тогда рядом были, и много. Ул. Октябрьская, 9. Вот, узнала, что раньше эта улица называлась Третьей Дворянской.
 Ока, Орлик и Сухая Орлица. Последняя – такая мелкая, что я, когда отец учил меня плавать, доставала до дна рукой… Спасибо, Майя, согрели орловским воздухом! Мать Николая Лескова звали, как мою бабушку из Орла – Мария Петровна.
   Интересно написано о священническом чине Лесковых во многих поколениях до отца писателя, Семёна Дмитриевича, о сельце Лески, от которого и пошла их фамилия. Способ его верования во Христа, далёкий от православной обрядовости, наложил отпечаток и на Н. Лескова. Это любопытно. И, как следствие, понятно его увлечение протестантизмом и толстовством.
   Много интересных деталей, разысканных скрупулезно и страстно, отдаваясь исследованию со всей тщательностью и жаром.
   Странными, неведомыми путями приходят творцы в искусство. И не всегда эти пути ясны с самого начала… Подробно рассмотрено всё окружение Лескова, так или иначе влиявшее на него. А ведь это десятки лиц. Лесков образы и сюжеты черпал из жизни. Стр. 94. «Мне не приходилось пробиваться сквозь книги и готовые понятия к народу и его быту. Я изучал его на месте». Много интересных цитат Лескова.
   Начинал как журналист и даже как революционер, хотя быстро дистанцировался от либералов и левых. Был дружен с А.И. Нечипоренко, членом общества «Земля и воля». Роман «Некуда». Это и крупный дебют, и даже скандальный разрыв со многими и многими людьми из окружения… Стр. 120. Блестящая фраза: «Лесков образца 1861 года – левый, неблагонадёжный, антиправительственный, спаситель падших дам совершенно в духе героев Чернышевского и романтически настроенных радикалов и вместе с тем набирающий силу журналист».
   Стр. 139. О превращении репортёра, журналиста, в писателя, художника Слова на примере его первого рассказа «Погасшее дело», который он впоследствии переделал и назвал «Засуха».
  В целом, это открытие нового, совершенно незнакомого Лескова.
   Как исследователь жизни и творчества С.А. Есенина, посвятившая этому много лет, могу сказать, что автор самым тщательным образом «вошёл» в творчество Н. Лескова и создал достоверный, сложный образ творца со всеми его противоречиями, слабостями, разочарованиями, сложностями нрава и характера, странностями судьбы.
   Его образ делает завершённым его «посмертная просьба».
   Достала с полки повести и рассказы Н.С. Лескова, изд. «Московский рабочий», 1954. Буду перечитывать. Спасибо!