Сервисная педагогика

Дориан Грей
Сервисная педагогика

1. Как прежде

Когда у нас течет труба, дымит проводка, болит зуб, мы ищем мастера. Переживаем, волнуемся, живем в напряжении, покуда не найдем. Но зато, поведав мастеру о проблеме, успокаиваемся – все, теперь дело в надежных руках, можно и расслабиться. Любым делом должны заниматься специально обученные люди. Можем пить чай-кофе, смотреть телевизор, думать о своем, пока «специально обученный человек» ковыряется в наших трубах-проводках-зубах.   
Но есть и такие мастера, которые радостно бросаются на проблему: «Да я сейчас вмиг разберусь!», после чего мы полдня на подхвате – ищем разводной ключ, крестовую отвертку, двусторонний скотч, рулетку, а потом бинт и зеленку, потому что «мастер» продырявил себе палец. Когда дело в руках таких «мастеров», напряжение нисколько не спадает, а, наоборот, нарастает по экспоненте до кульминации: «Тю, так тут прокладка на три четверти нужна! С собой нет, на неделе снова заеду».
Портят настроение такие «мастера», прямо-таки, выбешивают. А почему? А потому что стали мы узкоспециализированы.
В ностальгически заветном Союзе все мы были «специалистами широкого профиля». Каждый был и чтец, и жнец, и на дуде игрец, и токарь, и плотник, и на мышей охотник. Вместе строили детскую площадку, вместе сажали деревья, вместе следили за чистотой двора, вместе воспитывали соседских детей, вместе чинили «Жигуленок» в дядином гараже. Пусть ты трижды не автомеханик, но домой возвращался пьяный и в машинном масле. Мой отец, например, будучи конструктором-чертежником, отважно чинил разбитый умывальник пластилином, а я сам, уже в сознательно-женатом возрасте, сколачивал непригодную ни для чего книжную полку своими гуманитарными руками.
И детей в школах мы учили сообща. Мастер – учитель – направлял, рабочие на подхвате – родители – помогали, как могли. Прежде было так…

2. Как нынче

Теперь, в современном узкоспециализированном мире, мы ищем мастера, вручаем ему проблему и расслабляемся. В том числе, и в сфере обучения-воспитания детей. Родитель ждет шесть лет, ждет с нетерпением, дни считает, ищет мастера, находит, вручает свое чадо Первого сентября в опытные руки и – расслабляется. Вы, педагоги, - люди специально обученные, вот и занимайтесь своим делом. Все претензии – к вам. Мое родительское дело – родить и прокормить. Работайте, не буду вмешиваться.
Вот тут нужно учителю подумать хорошенько – а нужно ли ему родительское вмешательство? Мы, учителя, так хотим, чтобы родители участвовали в жизни ребенка, школы, чтобы интересовались ученическими делами, контролировали домашки, были на связи, «давали интерактив». Но, к сожалению, современный родитель воспринимает такие учительские «домогательства» точно так же, как «подай гаечный ключ» от сантехника или «есть изолента?» от электрика. Выбешивает современного родителя учительская настойчивость. Он хочет кофе-чай пить, телевизор смотреть и о своем думать.
Учителя привыкли видеть в родителях опору, соратников, помощников, со-акторов процессов обучения и воспитания. Мы привыкли к тому, что эти процессы продолжаются и за школьным порогом – в семейном общении. Но как часто получаем мы по утрам невыспавшегося, неподготовленного, рассеянного ребенка с удручающими манерами и сомнительным лексиконом.
Я сказал «учителя»? Простите, привычка. Мы ж теперь «предоставители образовательных услуг». То есть теперь мы работники сервисной сферы. И действительно, вот представьте: дантист поставит вам пломбу, а потом звонит каждый день и интересуется: «Вы зубы почистили? Ирригатор купили? Орехи зубами не колете?». Вот именно так воспринимают родители нашу учительскую обеспокоенность о судьбе ребенка вне школы.
Такова теперь сервисная педагогика: каждый день, из урока в урок, выравниваем мы, устраняем, пломбируем, заматываем, спасаем, выглаживаем и рихтуем. С последним звонком отдаем ребенка в руки родителей… И утром получаем вновь разбалансированное чудо, которое снова приходится переворачивать с головы на ноги. Но стоит спросить: «Да что же вы там такое с ним делали?», как получаем в ответ: «Не ваше дело. Мой ребенок, что хочу с ним, то и делаю. Вы педагоги? Вот и педагогствуйте». 
А да и ладно! Все равно прежнего не вернешь. Может, действительно, поднажать и перестроиться? И катить-катить-катить сизифов камень к вершине, зная, что к утру он снова окажется у подножья. И будем, по-керролловски, быстро бежать, чтобы остаться на месте. А что делать? Если и мы опустим руки, то выгребать будет просто некому.