Алтай. Кату Ярык. Ночные беседы на дне каньона. Ча

Андрей Нижегородский
Привет друзья!

Перевал Кату - Ярык, где нам довелось побывать, вызывает смешанные чувств. Бросив взгляд с вершины, на Чулышман, который петлял  по всей долине, на лагерь, с миниатюрными домиками, размером с коробок спичек, понимаешь, насколько мал человек, хотя и «звучит гордо». Взлететь бы, - птицей, над бездной, и потом бесконечно барражировать, над алтайскими просторами. Но, я не птица, придется ножками топать более 3х км по перевалу вниз, уступая авто, снующим то вверх, то вниз.     Размеры длины, высоты и количество  поворотов, – впечатляют, но мне запомнилось другое. Да, он очень опасный, особенно  для транспорта (встречались, даже -  сгоревшие машины), но во мне тревогу ( на уровне подсознания ), пробуждает другое. Если посмотреть с высоты птичьего полета на извилистую дорогу, то оживет огромная анаконда,из фильмов ужасов, ползущая прямо на мой аил. Даже вид снизу, из долины, особенно вечером, будил смутные сомнения  и тревогу (в частности,  после пиратского зелья).  База, с одноименным названием, где группа алтайских путешественников поселилась,  располагалась на дне  каньона. Рядом пробегал «Чулышман», предлагая прокатиться на рафте,  до Телецкого озера, если  кто – то сумеет.
Наш герой прошел, спортивным шагом, по перевалу (он же  стайер, – по пересечённой местности) и вышел ровную поверхность. Наконец-то,  его бедные колени и центр тяжести, не испытывали дискомфорта. Странник оглянулся вокруг, и ему открылась прекрасная картина Алтайского гостеприимства: столовая, ряд домиков,   миниатюрные многоугольные строения (наверное для потомков Бильбо Б), и все это, в аутентичном стиле и манере. Вспомнились лубочные  открытки из детства автора, скупая слеза упала на сухую землю, ( но только одна ).
 За  жильем, чуть дальше,     извивалась река Ч, на ней переправа состоящая из лодки, капитана этого судна и троса, который удерживает их от бегства на Телецкое озеро, где есть место подвигу.

 Первое знакомство с многоугольным домиком – именуемое – аилом, состоялось сразу по приезду, когда голова Шамана врезалась в притолоку на входе в домик. Сооружение закачались, но устояло. Явно это сооружение строилось в расчете на семейство Бэггинс, из Шира.  Какое -то время оракул был в прострации, затем понял, что ему нужно попасть в этот «милый» домик. Нагнувшись пониже, сделав поклон  жилищу, постоялец  попал внутрь. Разложив вещички, жилец оглядел уютное гнёздышко и «поклонившись»,  очутился на дорожке, приветливо зовущей вдаль...

...Едва захлопнулась дверь, возникла тишина,  – звенящая и тревожная. Палочка висевшая на вешалке, сдвинулась и застыла. Странная метаморфоза произошла с предметом, он изменил координаты в пространстве.      


   «Mantodea», он же  Богомол «Силантий», он же мракобес и он же, - враг всего живого, решил поучить постояльца, так как сожрать он его не мог, ввиду малого размера животного, и крупного, его будущей жертвы. Его амбиции не давали спокойно сосуществовать в одном помещении.
«Силька», как его называет автор, сам был пришлым, его из степей Казахстана, – привез турист, случайно, в своем рюкзаке, набивая его какой – то травой (наверное лечебной). Всю дорогу он проспал, с комфортом, вдыхая лечебные запахи степей. По прибытию на Алтай, он понял, где теперь его родина. Первым делом он выявил нежелательных соседей ( комаров, мошек, бабочек и  одного крупного паука, который даже не успел представиться, но успел преставиться. Любуясь на запасы, спрятанные  в укромном месте, и с хрустом поедая органику, он понял, что жить в этом регионе, – ему очень нравится...

...Услышав приглашение на рафтинг, он вспомнил, о назначении рафтера и бодрой походкой, сменил расположение, направил свои стопы, к навесу, пестревшему веселым  апельсиновым цветом. 
 Юморной и весёлый кормчий, с задором рассказал правила и нормы, поведения на горной реке. Показал на прибитый к столбу телефон, по моему -  iPhone, со смехом добавил, что лучше  сдать гаджеты на хранение, чтобы не утопить их . Будущие мореплаватели с опаской посмотрели на необычный сбор «мобил», Пират оглянулся в поисках укромного места, где можно зарыть свое  «сокровище». Рулевой снисходительно улыбнулся и показал на  мешок для сбора тех. средств и добавил, что  мешок удобнее  забрать, чем выкручивать руки у каждого. Затем  экипировав команду, построил всех для фото, не забыв напомнить, что весло, – это, не лопата, его нужно держать верх лопастью, сделал снимок.
Итак  речное приключение началось.
Проведя короткий инструктаж ПТБ на воде, показал искусство  владения  веслом (само собой, -  меня учить не надо ), и самое зрелищное, – «бабочку» и  «приветствие» ( с дикими варварскими криками ).
- Ну что ж друзья, – вперед!
Экипаж в количестве  13 единиц вырвался на стремнину, рулевой дал команду,– Держать по курсу! (Пират уже мысленно  был на финише и ожидал команду).
Путешествие было приятным и полезным. Мы ловко обходили подводные камни, мели и прочие опасности. Увидев на берегу туристов,  показали разворот на 360* и стали прыгать попами на резиновые борта судна, издавая звуки, напоминающие эмоции  первобытного синантропа.    Это приветствие напомнило Пирату детские игры в игровой комнате для «мелких людей». Тем не менее, дозу адреналина и массу удовольствия получили все, судя по улыбкам. Пират был спокоен, – это ведь не шхуной управлять, его спокойствие волновало некоторых членов группы, они просили все время подгребать. Они наверное думали, что мы на галерах, а я раб. А морской волк был, как Билли  Бонс, – свободный флибустьер.
Когда все, кроме сами знаете кого,  немного освоили азы  мореплавания, наступило комфортное плавание.
 На «тихой воде», от рулевого поступило предложение искупаться в горной реке. Естественно, «подводный  речной десантник» нырнул один из первых (главное, – чтобы герпес не вылез).
Плавание было приятным, почти как Пицунде, только почему-то,  зубы немного  клацали. Наверное, «морской  волк», волновался за неискушенных  салаг.
Пройдя все пороги препятствия, мы устремились ближе к пищеблоку. Забежав в свой  мини домик, промокший рафтер переоделся  в сухое, и был готов к принятию пищи. Он не догадывался, что за ним следят множество глаз, каждый из них, фиксирует каждое движение. Огромные фасеточные глаза сканировали пространство и запоминали вражину, который (теоретически) мог сожрать его припасы.
Но голодный человек не догадывался о внутренней  борьбе, существа рядом, и  весело насвистывая, помчался              срезая углы на поворотах, в помещение общепита.   
Попав, первый раз,  в столовую «уставший воин», заметил на стене интересные картинки, с выжженными по дереву, изображениями. На панно были всякие животные, но почему-то  запомнились пара оленей, это были благородные маралы, прекрасные представители оленей.   После наполнения чрева, питательной субстанцией, нашего  героя, потянуло в сон, через 50 метров, его желание сбылось...