Горно-алтайск. в моем прошлом и настоящем

Попов Федор Алексеевич
                ГОРНО-АЛТАЙСК.  В МОЕМ ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ
Горно-Алтайск, в народе – просто Горный. Знаком с ним и увлечен им с детских лет. В этом городе жили, учились и  работали в местном пединституте, позднее – в Университете,  продолжают жить мои самые близкие родственники, друзья, однокурсники и одноклассники, земляки по Сросткам. И сегодня в списке преподавателей упомянутого ВУЗа я встречаю немало фамилий, известных мне по тем же Сросткам. Горный - город не только моего детства, но и всей моей жизни. В частности,  может быть и потому, что мои бабушка со стороны отца и дедушка со стороны мамы принадлежали к горским народам Урала и Алтая. В общем, зов крови.

Знакомство мое с Горным случилось в стародавние времена, когда я учился в начальной школе, а город был городом только по названию и статусу. Просто большое село, расположенное в горной долине, распустившее свои щупальца-отростки по близлежащим логам. Но – в горной долине, а настоящие горы из нашей деревни я видел только издалека и всегда мечтал о них. При этом сам город представлялся мне воротами в неизведанный мной мир Горного Алтая, о котором я слышал немало рассказов от родителей и взрослых односельчан. 

Иногда отец ездил повидаться с родней в Бийск или Горно-Алтайск и брал меня с собой. Первым городом, увиденным мной, был равнинный Бийск, а первым впечатлением о нем стало радио, которое я впервые услышал и увидел здесь. Сижу в комнате один, на стене висит загадочная тарелка, а в ней кто-то разговаривает. В нашей деревне, где на тот момент не было еще даже электричества,  о подобных вещах я и не подозревал. Но сам город на тот момент  показался мне  однообразным и скучным, на общем фоне которого заинтересовал меня лишь краеведческий Музей.
Вообще в этих городах самым замечательным для меня были краеведческие Музеи,  где я оказывался совсем в другом мире, мире прошлого тех мест, в которых я жил в настоящем. Загадочном и увлекательном. Бийский музей мне тогда понравился, но самое интересное для меня в нем  было посвящено Горному Алтаю.    Музей же в Горно-Алтайске меня просто поразил. И своими экспонатами и тем фактом, что находился он уже на пороге горной страны. Кроме того, расположен он был в пяти минутах ходьбы от дома моих родственников, что позволяло мне посещать его без сопровождения взрослых.  Эта моя увлеченность  сохранилась на всю мою жизнь, в школе, да и позже, любимым чтением для меня были книги по истории, археологии, о животных и растениях. Все это, естественно,   в контексте  научных экспедиций и путешествий, сопровождаемых различными приключениями.   

Произведениями И.А. Ефремова, ученого-палеонтолога, путешественника, писателя,  я буквально зачитывался, люблю возвращаться к ним и сейчас.  В школьные годы, в старших классах  я готовился к поступлению на исторический факультет Томского университета, чтобы стать путешественником-археологом. Но привлекали меня и математика с физикой и к моменту окончания школы карты судьбы, раскинутые моим любимым преподавателем-физиком,  легли так, что в итоге поступил я все же на мехмат того же ТГУ. Но про Горный и горы я не забыл, а Томск и университет постоянно напоминали о них. Здесь я увидел, что немало томских ученых, так или иначе связанных с университетом, посвятили свою жизнь исследованию природы Горного Алтая. Особо меня впечатлил тогда В.В. Сапожников, ботаник, географ, ученый-путешественник,  портрет которого и сегодня висит в главном корпусе Университета, а его путеводитель-монография  «Пути по русскому Алтаю» оставил в моем сознании неизгладимый след.  Впрочем,   в немалой степени особый интерес к нему был обусловлен и тем, что на одном курсе со мной учился его родной внук.
Но вернемся к началу. Полная картина о городе складывалась у меня в сознании  постепенно, год за годом, на основе личных впечатлений и событий, участником которых мне довелось быть, иногда – совершенно случайно, и является мозаичной.  Всю картину в этой публикации воспроизвести не получится, а вот отдельные кусочки – попробую.

Пеший маршрут  от автовокзала  до плодопитомника, к дому моих родственников,  изучен  был мной досконально. Проходил он мимо кинотеатра Голубой Алтай, в самом названии и внешнем виде которого я находил нечто романтическое и необычное. За кинотеатром какое-то время существовал ухоженный пруд, по которому можно было покататься на лодках. Естественно, что среди молодежи это место пользовалось особой популярностью. По мостику можно было перейти на другую сторону запруженной речки и оказаться у подножия горы Комсомольской, имеющей и народное название – гора Алиментная. Алиментная потому, что молодые люди, устав кататься на лодках, любили уединяться парами на укромных полянках этой горы, что приводило часто к вполне предсказуемым последствиям.
Поблизости были расположены корпуса пединститута, имеющего в истории моих взаимоотношений с городом особое значение, а также краеведческий Музей,  любимое место моего времяпровождения тогда. Люблю бывать и в сегодняшнем Национальном музее им. А.В. Анохина, преемнике Музея моего детства. Великолепный Музей, единственный в своем роде,  но прежнего душевного волнения при его посещении я уже не испытываю. Прошлое заслоняет настоящее. Но дети и внуки от него в восторге. 

Запомнилась одна поездка с отцом в Горный на встречу Нового года к родственникам, случившаяся тридцать первого декабря.  Мама сложила дома в Сростках в торбочку нехитрые домашние подарки, и отправились мы с отцом на Чуйский к столовой в надежде уехать на попутной машине. Простояв напрасно почти весь день, только к вечеру в компании попутчиков смогли найти место в крытом брезентом кузове проходящего газика. Доехали благополучно до Долины Свободы, а там наш транспорт встал намертво. Делать нечего,  других машин на дороге не наблюдалось, так что пошли мы всей толпой в сельский клуб. Где и встретили Новый год в компании местной молодежи, послужив зрителями их новогодних выступлений. Ну а ближе к утру мы с отцом решили пешком двигаться к Майме, к первому автобусу на Горный. С удовольствием прошлись по морозцу и на  местном автобусе  рано утром были уже в Горном у автовокзала. Дальше – по описанному выше пешему маршруту, в результате чего были у дома родственников еще затемно.  Сильно удивив их, а в первый момент и перепугав столь ранним появлением.

Живя в Бийске и работая на вычислительном центре, сосредоточился одно время на информатизации местных музеев – Бийского им. В.В. Бианки и Музея-заповедника В.М. Шукшина в Сростках.  При этом  сделал пару попыток перевестись на работу в ГАГУ и сменить место жительства на Горно-Алтайск. В первый раз не получилось, потому что нужно было закончить  диссертацию, а сделать это можно было только по месту моей работы. В другой раз произошла такая же история, но уже с другой диссертацией. Но Горный в целом и Университет в частности продолжали притягивать меня к себе, а я и не сопротивлялся. В итоге в ГАГУ я в разное время преподавал параллельно с основной работой, при этом особо впечатлила меня работа на кафедре  Экономики, Туризма и Прикладной Информатики. Впечатлила потому, что ее учредители и сотрудники ухитрились удачно совместить в одном флаконе, казалось бы, несовместимые ингредиенты.  Ну и, конечно, был и остаюсь непременным участником проходящей здесь ежегодной международной конференции «Информация и образование: границы коммуникаций».

Что касается пединститута, то особо он памятен мне и потому, что в его стенах я женился,  будучи  студентом ТГУ, на  учительнице начальных классов Сростинской школы, студентке-заочнице этого института. Женился, преодолев сопротивление родителей, считавших, что хорошо бы прежде закончить учиться, не обращая внимания на отсутствие каких-либо финансовых средств кроме пяти рублей в кармане потрепанных штанов у жениха, а также свадебного платья у невесты,  не прислушиваясь особо к зав. отделом ЗАГСа, говорившей что-то о необходимости испытательного срока и городской прописки хотя бы у одного из брачующихся. Все было преодолено в течение нескольких часов, а в конце дня мы уже принимали поздравления в учебном корпусе института, а затем и у моих родственников.  Ну очень нужно было сделать это, поскольку меня звал к себе  Томск на летний ремонт общежития, в связи с чем хотелось закрепить понадежнее свои позиции в сознании подруги.

В настоящее время город преобразился и осовременился, но притягательности для меня не потерял. И по-прежнему манит к себе в любое время года. Пройтись по знакомым с детства местам, набрать и испить живой воды из ключика у подножия Тугаи, пообщаться с друзьями и близкими, пройтись по корпусам Университета,  понастольгировать о безвозвратно ушедшем прошлом. Иногда и побывать в Музее.  Лучшего времяпровождения в свободные дни я не знаю. Тем более, что это стремление всемерно поддерживают мои самые близкие люди: жена, дети и внуки.