Мои музеи

Попов Федор Алексеевич
                МОИ МУЗЕИ
В годы моего раннего детства, дошкольные годы, мир воспринимался мной через призму впечатлений от окружающей живой природы и особенностей деревенской жизни, а также от  рассказов взрослых об их жизненных ситуациях. Реальных, а часто – придуманных: сказывать байки было любимым делом в минуты отдыха как у женщин, так и у мужиков. Особенно у старшего поколения, хотя и молодежь не чуралась этого дела. Телевидения тогда не было и в помине, радио появилось вместе с электричеством только в середине 1950-х, грамоту я освоил лишь в первом классе местной школы. Поэтому действительность познавал путем личных наблюдений, подкрепленных опытным путем. Иногда – один, чаще – в компании с такими же ребятами. Пробовали курить табак и пить водку, пробовали на вкус сладкие корешки белены и волчьи ягоды, пробовали лизать языком в морозные дни металлические предметы. Я однажды, после того, как у нас провели электричество и появилось радио, вставил в розетку для радио два гвоздика и попробовал подержаться за них пальцами. Никакого эффекта не было, тогда я лизнул их языком. Эффект был потрясающий.  Езду верхом на лошади я освоил в три года, а личный опыт колхозной работы начал приобретать в дошкольном возрасте.  Ощущения от всего этого были незабываемые.

Но все это – в пределах среды моего обитания. Иногда отец ездил в Бийск или Горно-Алтайск, где у нас жили близкие родственники, и брал меня с собой. Самым замечательным в этих городах для меня были краеведческие Музеи, в Бийске – имени В.В. Бианки, в Горно-Алтайске – имени А. В. Анохина.  Там я оказывался совсем в другом мире, мире прошлого тех мест, где я жил в настоящем. Загадочном и увлекательном. При этом особенно привлекал меня музей в Горно-Алтайске, который был тогда расположен в пяти минутах ходьбы от дома моих родственников, что позволяло мне посещать его без сопровождения взрослых.  Эта моя увлеченность сохранилась на всю мою жизнь, в школе, да и позже, любимым чтением для меня были книги по истории, археологии, о животных и растениях. Все это, естественно,   в контексте  научных экспедиций и путешествий, сопровождаемых различными приключениями.  Произведениями И.А. Ефремова я буквально зачитывался, люблю возвращаться к ним и сейчас. Эта увлеченность в старших классах у меня была настолько велика, что я готовился к поступлению на исторический факультет ТГУ. Но привлекали меня и математика с физикой и к моменту окончания школы карты судьбы легли так, что в итоге поступил я все же на мехмат того же ТГУ.

Закончив университет, я вернулся к истокам моей жизни и к моим Музеям. А вскоре произошло знаменательное событие – в Сростках был открыт Музей В.М. Шукшина.    В первый момент я особого внимания на это событие не обратил. Ну что там может быть особенного?  Писал Василий Макарович о том, что я наблюдал в наших местах с детства. И тем же языком, что знаком мне с детства. Его детство и семья ничем не отличались от детства и семей многих сельских ребятишек в наших местах, в том числе и моих.  Наши мамы любили нас так же, как и его мама, и делали все, чтобы их дети продвинулись в этой жизни на другой горизонт по сравнению с ними и были счастливы в ней.  Ну, случилось так, что Василий взлетел на звездный небосклон и удержался на нем, так и у нас тогда все было впереди. 

Но,  спустя немного времени,  на базе этого музея был создан Мемориальный Музей-Заповедник, в состав территории которого впоследствии были включены едва ли не половина Сросток и окрестностей, а туристов тянуло сюда как магнитом. Фактически музей Шукшина превратился в музей Сросток, а этого проигнорировать было уже никак нельзя. Именно в этот период, перечитав все его произведения, посмотрев фильмы, понаблюдав за грандиозными  Шукшинскими  чтениями, я понял – писал Василий Макарович про нас, но не для нас: его аудиторией были будущие поколения жителей нашей страны,  а также люди, живущие в настоящем,  но далеко от наших мест и наших обычаев. И ему удалось достичь своей цели:    наши замечательные места, так любимые нами, родившимися и выросшими здесь,  благодаря творчеству Василия Макаровича  стали интересны еще множеству людей по всему миру. Мир увидел Алтайскую деревню нашими глазами, многие полюбили ее нашей любовью. 

Что касается Сростинского Музея, то  лично мной и многими моими сверстниками  он воспринимается не только как музей В. М. Шукшина, но и как наш музей, музей нашей жизни.  В первую очередь – школьной жизни, поскольку главный корпус Музея – здание школы, которую мы когда-то закончили. Здесь мы учились, дружили, влюблялись, дергали за косички девчонок, а они писали нам записки. Отсюда мы ушли в Большой мир, одни – навсегда, другие – чтобы когда-нибудь вернуться.

Сам Василий Шукшин мечтал вернуться на свою малую Родину, к своим Истокам, не только душой, но и телом. К сожалению, это ему не удалось – его последнее пристанище находится в далекой Москве. Но он был не одинок в этом стремлении: на местном кладбище можно видеть захоронения многих людей, родившихся и выросших здесь, но покинувших родные места в погоне за счастьем или по долгу службы.  Кто-то из них на склоне лет вернулся и доживал здесь свой век, а кто-то вернулся  только после ухода из жизни.   

Вот с этими убеждениями и живу пока.  С этими убеждениями  и пытаюсь помочь Музею стать оперативно доступным и удобным для посещений как далеких от нас почитателей творчества В.М. Шукшина и просто любителей Алтая, так и молодежи, в первую очередь – учащихся и студентов. А в наш цифровой век сделать это достаточно просто.