Мой техникум

Попов Федор Алексеевич
                МОЙ ТЕХНИКУМ
       Окончания седьмого класса мы все ожидали с большим нетерпением – очень хотелось побыстрее стать взрослыми. В результате к следующему учебному году в нашей школе из трех классов осталось два.  Не пришедшие в восьмой класс ребята  разбрелись по техникумам, различным училищам, а кто и по рабочим местам. Среди них был и я. Моей мечтой тогда был Лесной техникум (манила романтика дремучих лесов), но у меня не оказалось до него попутчика. Да и колхозники-родители не особо одобряли этот выбор. А вот до Сельскохозяйственного техникума и попутчики были, и родители не возражали.
 
        Так я и стал студентом Бийского сельхозтехникума, на отделении механизации сельского хозяйства,  где проучился целый год. Жил на квартире у родственников, проживавших в Заречье, техникум же находился на противоположной стороне Бии. Перебирались с берега на берег по деревянному понтонному мосту, который убирали осенью в начале половодья и возвращали на место только весной, после ледохода. Зимой устраивали ледовую дорогу.  Ну а я в промежутки, когда моста не было, а ледовая дорога  тоже отсутствовала, жил  в общежитии техникума. Что было для меня необычно и чрезвычайно интересно.

       Кстати, учиться там было намного интереснее, чем в школе. Даже общеобразовательные предметы воспринимались с большим интересом, чем в школьных классах, а уж о специальных и говорить нечего. А практика на машиностроительном заводе, возле вагранки (кто не знает, так это такая печь для выплавки металла), в модельном цехе, освоение азов электрической и газовой сварок металлов, это было ЧТО-ТО!

         Кроме всего прочего, в техникуме мне платили деньги, стипендию, целых 12 рублей. Для нашей нищей крестьянской семьи это было целое состояние. Но было одно обстоятельство, которое несколько портило мне настроение: в нашей группе учились одни взрослые парни, среди которых я как-то терялся и чувствовал себя не очень уютно. Обижать они меня не обижали, тем более, что некоторые были из Верх-Талицы и хорошо знали меня и моих родителей, но равным среди них я себя не чувствовал. Тем более, что и рост у меня был маленький, да и здоровье не очень.

 Во мне постепенно начало созревать понимание, что во взрослую жизнь я поторопился. Окончательно же оно созрело, когда я  в компании сокурсников-земляков теплым весенним днем шел по улице и мы решили освежиться пивком.  Тетенька в киоске ребятам пива налила, а мне сказала – Мальчик, а тебе еще подрасти нужно. Я чуть не сгорел тогда со стыда и решил – Все, нужно возвращаться в школу. Тем более, что мои лучшие друзья остались там.

        Взял зачетку, приехал в Сростки и пошел к директору школы Николаю Николаевичу. Выслушал он меня внимательно, полистал зачетку и сказал, что готов взять меня обратно в 9-й класс, причем в тот, где учились мои лучшие друзья. Объявил я свое решение маме, она немного поругалась, но потом со мной согласилась.    Но тут возникло препятствие, которого я никак не ожидал. В школе требовалась выписка из приказа по техникуму о моем отчислении. Написал я заявление и пошел с ним к директору техникума. А тот объявил, что, во-первых, я несовершеннолетний и поэтому так просто без согласия родителей отпустить они меня не могут. При поступлении, кстати, этого согласия не спрашивали. Ну, а во-вторых, мне объяснили, что я получал стипендию, которую придется теперь вернуть. Вот это меня напугало по настоящему. Рассказал все маме, она поехала в техникум хлопотать за меня. Не знаю, что она там говорила, но вернулась она с выпиской о моем отчислении по собственному желанию без права повторного поступления.   

     Больше я туда не поступал. Но от сельскохозяйственной судьбы не ушел. Вскоре в школах ввели 11-летнее обучение, в результате чего я закончил одиннадцать классов не только с аттестатом о среднем образовании, но и с документом, удостоверяющим, что я – механизатор сельского хозяйства широкого профиля. А к нему еще и удостоверение тракториста-машиниста.

     Но год в техникуме оказался полезным в том смысле, что именно здесь я почувствовал настоящий вкус к знаниям. До седьмого класса в школе было что-то вроде нудной обязаловки, а вот с девятого класса я уже учился с большим удовольствием. Этот вкус сохранился во мне и по настоящее время.