Лодочные моторы

Анатолий Бызовской
В прошлом веке и по нынешним временам человек продолжал искать и придумывать множество способов передвижения по водным просторам наших рек, озер и всевозможных водоемов.

 Но очень долго единственным способом передвижения - между жилыми поселениями по берегам реки, оставались весельные лодки… Кругом была вековая тайга, болота и летних дорог тут практически не было. Но постепенно и в эти края начала приходить цивилизация. Появились пароходы, затем дизельные суда. А, весельная лодка оставалась основным помощником в хозяйственной деятельности для человека на реке.

 И только в послевоенные годы, прошлого века, на Печоре стали приспосабливать отдельные моторы для установки на лодки. Первые стационарные моторы не были предназначены для этих целей, но местные  «Кулибины» это пытались делать… приспосабливая всевозможные, небольшие бензиновые двигатели, для установки на деревянные лодки.

 В колхозах, совхозах на этих деревянных «Шнягах» перевозили сено с лугов, перевозили скот на другой берег, где были заливные луга-пастбища.

 По возможности начали приспосабливать всевозможные бензиновые моторы, выпускаемые нашей промышленностью: - УД-1, УД-2, затем появились уже, стационарные лодочные моторы - типа «ЛМ». И вот только к шестидесятым годам появился первый подвесной лодочный мотор – Л-1(1,5л.с.) чуть позже «ЗИФ-5», а спустя какой-то период времени, начали выпускать мотор – «СТРЕЛА». Которые поступили в розничную продажу.

 НА смену этим маломощным моторам (пять лошадиных сил) пришел мотор – МОСКВА – 10 л.с. А затем – МОСКВА -12,5 л.с. Но это были несовершенные и самые капризные моторы того времени. Они владельцами - больше ремонтировались, чем ездили. И вот им на смену пришли – вначале «ВЕТЕРОК -8» восемь л.с., а затем «ВЕТЕРОК - 12» двенадцать л.с.

 Это были самые ходовые моторы, завоевавшие авторитет у наших пользователей -  по простоте конструкции и надежности в эксплуатации. Из всех лодочных моторов, выпускаемых нашей промышленностью, это были самыми удачливыми, которые можно сказать дошли и до наших дней.

 Затем, появились моторы большей мощностью. Вначале семидесятых годов появился в продаже подвесные лодочные моторы - «ВИХРЬ- 20» – «НЕПТУН», «ПРИВЕТ». Затем появилась – «МОСКВА- 25» - «МОСКВА – 30». Но первое место, по престижу, среди этих моторов занял мотор– «ВИХРЬ». «Вихрь -20» со временем модернизировался, стал- «ВИХРЬ – 25», а затем и «ВИХРЬ – 30».

 Остальные моторы в связи непопулярностью, из-за их технических недостатков, с рынка продаж исчезли. И сейчас уже на современном этапе производств зарубежных лодочных моторов и их технических совершенств - исчезли с продаж почти все наши отечественные лодочные моторы.

 Но до сих пор, еще в очень ограниченном количестве, выпускает наша промышленность моторы " Ветерок". А на реке, еще можно встретить, лодки местного населения - под мотором – «ВЕТЕРОК - 8», хотя уже прошло более пятидесяти лет, со дня первого его выпуска.