Хобби всякие нужны. Фильмы в домашних условиях - 2

Аглая Анхори
       Самым запоминающимся стал первый полнометражный игровой фильм.

       Предыстория. В начале 50-х годов в маленький, но быстрорастущий городок по распределению оптом и в розницу стали прибывать молодые специалисты. Пока молодые семьи жили в общежитии, несколько семейных пар настолько спелись, что и разъехавшись по отдельным квартирам, дружеские отношения не разорвали. Когда их благосостояние возросло настолько, что позволило обзавестись личными средствами передвижения (сначала 2 колесные - мотороллеры, затем 3-колесные - мотоциклы, а там и до 4-х колес дело дошло, так как число членов семьи тоже возрастало), возникла традиция – в последнее воскресенье августа с детьми и племянниками на целый день выезжать на море (Кайрак-Кумское), располагаясь в безлюдной бухте. Бухту заранее присматривали 2 заядлых рыболова, имеющиеся в компании.
       Краткий исторический экскурс окончен, перехожу к фильму как таковому. 2 раза папа делал исключительно документальное кино, но выяснилось, что хронику публика с интересом смотрит не более получаса. К тому же с ростом опыта и умений душа требовала бОльшего, поэтому к очередному выезду мы с папой подготовили сценарий для игрового кино. Единого сюжета не было, так как навряд ли кто из отдыхающих согласился бы весь день что-то изображать, выезжают-то отдыхать и развлекаться. А вот разыграть миниатюру – тут, мы не сомневались, каждый не прочь засветиться. Поэтому наш сценарий состоял из нескольких самостоятельных эпизодов (огромное «Спасибо!» датскому карикатуристу Х.Бидструпу).

       Начинался фильм с того, что подъезжает к берегу одна-разъединая машина. «Запорожец». И весь наличный состав отдыхающих – 12 взрослых и 15-16 детей в возрасте от 6 до 16 – вылезает из этой машины.
       В тот год к устоявшейся компании присоединилась новая для меня семья, глава которой - очень крупный мужчина, ростом почти 2 м, и окружность талии не меньше. Он из машины выходил последним и, вставши в полный рост, разведя плечи, таким взглядом окидывал пространство перед собой… Настоящий полковник!
       Ему тоже персональное «Спасибо!», так как он, похоже, имел тягу к лицедейству, поскольку не только фонтанировал идеями (именно этот товарищ предложил завершить эпизод извлечением пары мальцов из багажника). Он и как актер оказался выше всех на голову не только ростом.

       Пара сюжетов представлена на прилагаемой картинке. Эпизод с рыбаком разыграл один из действительных рыболовов со своей женой.

       Второй рыбак, узрев «улов» товарища, взбегает на ту самую скалу и тоже забрасывает спиннинг. Но он вылавливает чудо-юдо морское. Чудо-юдо изобразил дядя Баха (полное имя – Бахтиёр), обвешавшись водорослями. Чудо-юдо мчится на пляж, основная масса народа разбегается, но одна пери – красавица тетя Зара, в свои 40- все еще сохраняла изящество и стройность юной девы – не замечая возникшей вокруг паники задумчиво глядит вдаль. Чудо-юдо бухается перед ней на колени, объясняется в любви, но прекрасная дева отрицательно качает головой. Чудо-юдо снимает с себя ожерелье из золотых и серебряных рыбок (металлических, рыбаки обеспечили). Пери лениво отмахивается. Чудо-юдо достает из-за пазухи горсть «жемчуга» и протягивает, но красавица снова отказывается ответить взаимностью. В это время волна выносит на берег арбузную корку (за кадром пара детишек специально к ногам чуды-юды волну гнали), морской обитатель ее хватает, закапывает и, подозвав разбежавшийся было народ, устраивает танцы с бубнами (один большой и несколько маленьких детских специально прихватили). После чего выкапывает огроменный арбузище и подкатывает его к ногам избранницы. Опять без толку. Чудо-юдо вопияя и стеная начинает уменьшатся в размерах (дядя Баха отползал в сторону, а ухудшение резкости фигуры неприхотливая публика в готовом кинофильме не то чтобы не замечала, но и не ставила папе в упрек). Тут налетает стайка мальчишек, играющих в футбол, чудо-юдо в ужасе бросается в море. Мяч врезается в арбуз, арбуз – вдребезги! (на самом-то деле встреча арбуза с мячом не столь трагично завершается; чтобы арбуз разлетелся на куски пришлось закопать камень, присыпав его тончайшим слоем песка и бросать арбуз на камень, а потом при монтаже ловить момент разлетания «осколков»)
       Тетя Зара наклоняется к своей одежде и извлекает на свет гнома (специально в сценарий включен, не нашлось бы гнома, взяли бы игрушку-зверюшку). Гном якобы напуган грохотом «взрывающегося» арбуза, тетя Зара его утешает, вовсю демонстрирует гному свою любовь и, прижав к груди, уходит в закат.

       Что касается второго сюжета на карикатуре, то папа очень хотел привлечь маму. Она должна была исполнять роль дамы корпулентных габаритов. Папа говорил, что ей надо только зайти в воду, выносить тощего субъекта будет он сам, натянув купальник и парик. Мама отказалась. Не потому, что не хотела выглядеть столь весомо (папа увеличил бы истинный мамин размер с помощью спец.фильтров), просто за пару-тройку лет ей съемки поднадоели, и она довольствовалась тем, что не мешает. Смирившись с маминым отказом, папа не стал заморачиваться с поиском парика.
       За обедом папа посокрушался, что пропадает такой замечательный сюжет, и вдруг, к его великой радости, тот, кого я назвала Настоящий Полковник, предлагает свою кандидатуру на роль дамы с телесами. Женщины из халатов и юбок соорудили то, что в наши дни называется танкини. Но что делать с головой, если парика нет, а стрижка «полсантиметра над черепом» женщинам того времени лишь в кошмарных снах снилась. В широкополой шляпе входить в воду можно, но сохранить ее средь волн потенциальная утопленница не смогла бы. Публика хором закричала бы: «Не верим!!!» К счастью, одна эрудированная девочка (не стану указывать пальцем, кто именно) вспомнила о дамах в капорах на картинах художников 19-ого века. Шляпу с помощью косынки превратили в капор. И съемка началась. С тоненькой и стройной «девушкой» проблем не возникло, тетя Галя обладала сухощавостью данной от природы, но не довольствуясь этим, придерживалась какой-то диеты, поэтому обладала воистину модельными параметрами нынешних «вешалок». Так что ее мужу, дяде Володе, не составило большого труда вынести ее из моря на руках. Субтильного, тщедушного мужичка среди собравшихся не было, эта роль досталась самому крупному из подростков. Голос за кадром пояснял, что это братья. Младший брат ринулся в воду на призыв будучи воодушевленным примером старшего и надеясь выловить себе не менее прекрасную подружку.
       Далее следовали попытки оживить юношу, сначала - искусственное дыхание. Парень лежал на плоском камне, кто-то из мужчин сгибал и разгибал его ноги, а спрятанные за камнем пацаны по сигналу выжимали фонтанчики из резиновых емкостей (непонятного для меня назначения, наподобие литровых клизм). Попытки безуспешны и кто-то якобы сгонял в город и привез врача (разумеется, белый халат, шапочка с красным крестом и прочий реквизит были приготовлены загодя). Сначала врач меряет температуру метровым градусником (надо ли уточнять что красный столбик, рванувший к отметке +50, был всего-навсего подкрашенной водой?). Покачав головой, врач достает из багажника огроменный шприц и, уложив его для удобства на плечо, как лопату, приближается к пациенту. Парень, давным-давно пришедший в себя и с любопытством наблюдающий из-под прищуренных век за суетой вокруг (наезд на физиономию, крупный план), вскакивает и удирает. Массовка вместе с врачом за ним. Парень замечает на горизонте лодку, прыгает в море и плывет к ней. Народ замирает на берегу, только дама с телесами входит в воду чуть ли не по грудь и тянет руки, взывая: «Вернись, я все прощу!» (этот фрагмент был отснят последним, так как идея такой концовки возникла позже, и Настоящий Полковник был вторично облачен в танкини и капор).

      Гвоздем фильма стал эпизод, предложенный Настоящим Полковником. В одной из скал имелся грот, он и навел на мысль разыграть встречу Одиссея и его спутников с Полифемом и побег из пещеры. Разумеется, воплотить один-в-один возможности не было (баранов не прихватили), но сама идея – гигант и маленькие люди – захватила. Быстренько сгоняли в соседнюю бухту, заросшую камышом, сплели циновку (шаткую и валкую, но продержавшуюся почти час пока шла съемка). Эта циновка послужила стеной, перекрывшей 2/3 входа в грот.
       (Настоящий Полковник получает второе имя – Полифем)
       Что видел зритель на экране? Из пещеры на четвереньках выползает одноглазый великан (глаз нарисован углем на лбу, настоящие глаза скрыты повязкой, она хоть и светлая, но все-таки не телесного цвета, однако, зрители условность приняли и не придирались). Чтобы создать ощущение огромности Полифема, папа нашел такую точку съемки, в которой плечи Полифема почти без зазора вписывались в оставленный проход в гроте. То, что Полифем при этом к оператору был метров на 10 ближе, чем вход, непосвященным знать не обязательно. Итак, Полифем выполз, поднялся в полный рост, сделал несколько упражнений и обратил свой взор на море. Ура, к берегу приближается полное людей плавсредство (резиновая надувная лодка, рыбаки и ее прихватили, зная, что едут отнюдь не рыбачить). Полифем притаскивает полный таз фруктов (откуда взялся этот таз никто из зрителей ни разу не спросил), обвязывает его веревкой, а сам, накрывшись брезентовым тентом, прикидывается обломком скалы. Лодка утыкается в берег, пассажиры – ребятишки от 6 до 12 лет – устремляются к тазу с фруктами, а тазик не спеша уползает в грот (инженерная мысль не дремала, в гроте был установлен механизм, главной частью которого были 2 колеса, благодаря которым веревка меняла направление и утягивала тазик внутрь). Ребятня забегала в грот, Полифем вскакивал, перекрывал своей тушей выход и засыпал (странно, но ни один из зрителей не спрашивал: «Почему он снова завалился спать? Ведь встал совсем недавно», - видимо, версия о недосыпе приходила в голову всем). Дистанция около 10 м между входом и Полифемом сохранялась.
       Поскольку в лежачем положении Полифема между его корпусом и аркой грота имелся промежуток, то из этого зазора выползал один из пленников (самый маленький, 6-летний Сашок), бежал к лодке, доставал из нее рюкзак, натягивал его Полифему на голову и завязывал на шее. Мы все-таки гуманисты, не стали Полифема полностью лишать зрения. «Ослепленный» Полифем вскакивал, начинал сдирать рюкзак, запутывая узел еще больше (крупный план очень сложного узла). Ребятня выбегала из грота, но вместо того, чтобы разбегаться и спасаться, начала кружить вокруг, дразня циклопа (папа потребовал, чтобы резвились на полусогнутых ногах, уменьшая таким образом свой размер). В конце концов, Полифем просил пощады, люди верили в то, что он исправился, так как для демонстрации мирного настроения Полифем выносил тазик с фруктами из пещеры.
       Разумеется, фильм не обходился без документальных кадров. Например, тетя Валя за съемкой игровых эпизодов лишь наблюдала, не принимая участия, но кадры, где она варит ведро сосисок на костре, в фильм были включены. Или игра в футбол команды «старых» (коим тогда еще и 40 не было) против команды малых. Или сидящие по-восточному в тени скалы несколько мальчишек (по росту, будто семейство матрешек) и поедающие полосы дыни с таким неприкрытым удовольствием, что ни один зритель не мог удержаться от улыбки. Это не был постановочный кадр, они так устроились сами собой, и папа навел на них камеру лишь потому, что пленка заканчивалась, оставалось секунд на 10, и папа собирался вставить новую. Но эти 10 секунд очень украсили фильм.
       А дальше память дает сбой. Помню, что мы с папой заготовили порядка 8-ми эпизодов, но пара-тройка выпала из памяти. То ли из-за того, что заняли место ближе к началу (как известно, лучше всего запоминается либо первое, либо последнее), то ли для них не требовался заранее заготовленный реквизит, то ли, как ни грустно признавать, «актеры» вяло отыграли. И нет возможности ни вернуться в те года, ни пересмотреть тот фильм, ни перечитать сценарий (кто-то из великих отметил, что «рукописи не горят»; действительно, не горят, всего-навсего бесследно пропадают).


       Начало http://proza.ru/2023/09/26/1320
       Продолжение http://proza.ru/2023/10/16/1447