Что значит подставить другую щеку?

Игорь Устичев
                Одним из камней преткновения для многих православных стали слова Христа: «Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф.5:38). Споткнулся об этот камень и граф Л. Толстой, да так споткнулся, что сильно повредился головой и придумал собственное Евангелие, найдя в каноническом аж 50 000 ошибок! Но этим дело не кончилась, и новоиспеченный богослов увлек за собой сотни ему доверившихся простаков, очарованных именем маститого литератора. Этот массовый психоз получил название «толстовщина», суть которой сводился к принципу: ребята, давайте жить дружно! Т.е. какое бы зло вокруг тебя и с тобой не случалось все нужно прощать и терпеть, не оказывая последнему никакого противодействия. Заповедь «подставить другую щеку» понималась буквально. Вряд ли стоит говорить о том, что это никакого отношения к Православию это «учение» не имеет. Иначе, по мнению Л. Толстого, и Христа, изгнавшего кнутом торговцев из Храма, нужно исключить из числа верных. Разбирать «богословие» автора «Воскресения» мы здесь не будем. Возможно, посвятим этому отдельную работу.  Нас интересует экзегетика заповеди Христа на основе догматического учения Церкви. Мы уже обращали в предыдущих работах, внимание читателя, что Евангелие содержит множество мест, в которых поступки Спасителя, как бы противоречат друг другу или содержат антиномии: «Притча о негодном управителе», заповедь «Возлюби ближнего» и заповедь «Пойди и обличи брата, согрешающего против тебя» и т.д. Не является исключением и эта заповедь. В самом деле, как соотнести изгнание с побоями торговцем из Храма и повеление подставить щеку обидчику для повторного удара? Это наглядный пример того, как дословное понимание Евангелие может привести к нелепице и абсурду. Для разрешения антиномии необходимо исходить из того, что Православие – религия жесткая и агрессивная, иначе она не смогла бы выжить в языческом и враждебном ему раннехристианском мире. Борьба со злом не может вестись с позиций толстовщины, иначе зло только многократно усилиться. Даже в уголовном праве есть концепция о рецидиве преступности в случае ее безнаказанности. Тем более, это актуально и в духовной сфере, где зло качественно выше и сильнее. Так что же имел ввиду Спаситель, когда говорил о второй щеке? На этот счет у св. отцов и богословов существуют хотя и разные, но близкие по смыслу толкования, суть которых сводится к следующему: нельзя зло победить злом, но только великодушием и незлобием. Как учит апостол: «Любовь все покрывает» (1Кор.13:7). Однако для нашего времени эта заповедь требует своего осмысления, потому что зло качественно изменилось, как изменился и сам человек. Толкования этой заповеди отцами прошлых столетий уже не вполне удовлетворяет требованиям современности, агрессивно уничтожающей самые основы христианской нравственности и морали. Отечественный Патерик содержит такую историю из жизни свт. Тихона Задонского. Однажды, свт. Тихон Задонский решил заступиться за обижаемых одним знакомым помещиком крестьян. Помещик, человек самолюбивый и вспыльчивый, заспорил. Святитель отвечал с кротостью, но твердо. Тот вышел из себя и, наконец, забылся до того, что ударил святителя по щеке. Свт. Тихон ушел, но скоро вернулся и пал в ноги помещику, испрашивая у него прощения, что ввел его в такое искушение. Это до того поразило помещика, что он сам зарыдал, упал в ноги Тихону Задонскому, умоляя простить его, и с тех пор стал проявлять к крестьянам любовь и заботу. Красивая история. Но теперь попробуем представить все тоже самое, но вместо помещика поставим, например, кого-нибудь из наших крупных олигархов или просто руководителя крупной компании, а вместо свт. Тихона Задонского любого христолюбивого православного. Про наше священство и священноначалие я даже и упомянуть не рискну. Они, в большинстве своем, еще и добавят от себя несчастным ради хороших отношений с толстосумом. Кто пойдет и бросится в ноги начальнику ради защиты обиженных работников, которых даже и не знает? Но и это не главное. Кто вернется после того, как его взашей выгонят и снова падет перед боссом, вымаливая у него прощение за то, что своими словами ввел его во искушение?! Поэтому заповедь Христа о непротивлении злу требуют нового осмысления с точки зрения практического богословия в современных условиях. Нам представляется наиболее адаптированным следующее понимание этой заповеди. Для ее исполнения форма должна скрывать содержание, а оно должно быть тайной за семью печатями для окружающих. На практике этот означает, что любовь к ближнему как к созданию Божьему, должна пребывать глубоко в сердце, защищенная пониманием того, что каждый человек является не только инструментом в руках Промысла Божьего, как учит свт. Игнатий Брянчанинов, но с таким же успехом может пригодиться и дьяволу. Любое зло, исходящее от ближнего, нужно рассматривать, как действие врага, завладевшим падшей природой человека. Соответственно, оказывать сопротивление злу и должно, и нужно православному христианину. Формы и методы противодействия могут быть самыми разными: от дружеского увещевания до вооруженного сопротивления. Но и в том, и в другом случае сдерживающим фактором должны быть любовь в сочетании с ненавистью ко злу, и понимание действия дьявола, избравшего ближнего своим орудием. Если такое отношение будет преобладать, то недалеко спасение от противоборствующего злу. Главный сотериологический смысл заповеди Спасителя заключается не в том, чтобы прощать дьявола толстовским пониманием непротивления злу насилием, а пресечь на корню желание мести. Спонтанно на такой поступок никто не способен. Месть – сильнейшая сила, разрушающая духовную природу человека. И, если в Ветхом Завете она была силой сдерживающей (Око за око, зуб за зуб), т.е. пресекала внутриклановую борьбу ради сохранения народа, то в Евангельском учении она становится силой разрушающей, поскольку вступает в противоречие с главным христианским законом «Возлюби ближнего своего». Невозможно после нанесенной обиды или причиненного зла сходу подставить «другую щеку», если к этому не придешь все тщательно обдумав. Поэтому словами «подставь другую щеку» Христос как бы говорит: остановись, не горячись от обиды, не спеши отомстить, иначе сам себе только хуже сделаешь. Подумай, как остановить зло, имея трезвый ум и холодный расчет. Именно в таком контексте следует понимать заповедь Спасителя.