Какая она - Родина мать

Николай Гаврилович Алексеев
Какая она - Родина мать

     Очень много у нас памятников героям войны.  Это хорошо, что мы чтим память о солдатах отдавшим свои жизни за Родину. Но, что такое Родина, за которую отдают жизни?

     У нас в  деревне, как и во многих других местах, стоит памятник Солдату,  с памятными плитами и  рядами  имен погибших. Скорбная фигура солдата,  окрашенная простой серебряной краской, скромные цветы и венки к праздникам. На праздники возле него собираются неравнодушные жители деревни, поминать павших. Но сейчас, к нам снова пришла война, которая, несет горе людям и кончно добавит имена на памятные плиты  и снова у многих людей возникнут животрепещущие  вопросы, которые теребят душу.

    Один из таких вопросов: трудно ли погибать? Думаю что да, если не знаешь за что. Но если перед тобой  образы близких  людей и картины их страданий,  то нет - нет времени об этом думать. И  нет сомнений и страхов за собственную жизнь. Есть только: «Ярость благородная, которая вскипает как волна», -  это  уже не то мелкое   чувство  обыденной злости,  рождаемое собственным эгоизмом, за потерю материальных благ или соперничества. Это  серьезнее, благороднее и возвышеннее, потому что, нет мысли о себе и своем бренном теле,  на фоне общего горя. Это закономерно порождает другой вопрос  к себе. Кто я? Слабак, с животным страхом или человек, с состраданьем и способностью любить. И возникает неуемное желание не допустить страшные картины, всплывающие в сознании, которые рушат  надежды на счастливую жизнь, искажая любимые образы страданием. И это невыносимо! Разве такое можно спокойно  носить в себе? И именно тогда в душе рождается  ярость, воля к победе и  героизм, такой простой и обыденный и неизбежный для солдата, и очень  возвышенный и чистый для тех, кого он защищает, отдавая жизнь, отрекаясь от себя ради них. Но их благородный поступок взывает и требует от нас, живых -  отдать  тоже долг им - светлой памятью о них. Именно светлой памятью, а не скорбью. Потому что, не ради вселенской скорби гибнут солдаты, а ради счастья и радости своих близких и процветания своей Родины, ради цветущих садов, журчания ручьев, и мирного щебетания птиц и  детского смеха.

    Идут годы,   мы гордимся нашими героями, отдавшими жизнь за нас. Продолжаем помнить о них  запечатлевая в бронзе и камне  мгновения  их наивысшего духовного взлета. Когда они поднялись до сверкающих высот человечности, героизма и самопожертвования,  и  стали людьми с самой большой буквы. Но где-то параллельно существует  огромная скрытая жизненная  сила порождающая этот духовный подъем. В каких частях нашей души она живет, где ее  образ, который можно явить миру?  Что это за великое явление природы, порождающее массовый героизм? Где, в чем, легендарная Родина мать, за которую гибнут  ее сыны?

Эти мысли давно не дают мне покоя. Памятник который стоит в Сталинграде, очень величественен и рождает самые возвышенные чувства, но всегда ли такая Родина мать зовет солдата в бой? Когда я смотрю на памятник герою — солдату,   я  невольно думаю: о его родной матери, жене, детях, о его стариках. Именно их не хватает рядом с ним. Где вы, кто вы, те за кого он пошел воевать и отдал свою жизнь?

  Для меня, улыбка  матери и тепло ее рук, любящие глаза  жены, в которых я растворяюсь и тону, смех и радость детей, память о моих предках — это и есть  в первую очередь Родина мать. Это, конечно, звучит банально, потому что,  в этом нет ничего нового, это так, у всех нормальных людей. Но меня удивляет мысль, что именно об этих близких всем образах, до сих пор мало задумываются при создании памятников погибшим солдатам, по сути, забывая о самом главном, что есть в солдате,  огромной силе любви толкающей его в смертный бой. А это наверно, происходит потому, что мы — живые, увековечивая память о погибших героях, таким образом, выражаем свою собственную боль о потере близких,  скорбя о них,  думаем в этот миг  больше о себе, о нашей потере и боли, которую мы испытали и  испытываем. Это выражение наших чувств живых о погибших, это наша скорбь и горе  и любовь к себе. Это, в той или иной мере, эгоизм, только окрашенный и возведенный до возвышенных чувств. А солдаты умирали за наше с вами счастье и торжество жизни на земле, за смех и радость маленьких детей.   Безусловно, мы перестали бы быть людьми, если бы не скорбели  о павших, но  ради равновесия и торжества жизни, все таки,  не хватает,   светлых образов звавших их в бой за торжество жизни.

Стоя у алтаря и глядя на трепещущий огонь свечей, поминая своих предков и  близких, желая им счастья и упокоения,  приходят мысли об их, так некстати, оборвавшихся жизнях, об их несбывшихся мечтах и счастье.  Мы  скорбим о их преждевременной смерти,  но при этом  радуемся, если что-то из того, за что они воевали, сбылось, и  мысленно делимся этой радостью с ними, потому что, природа требует во всем гармонии, смерть, печаль и  скорбь должны уравновешиваться:  жизнью, радостью и счастьем.

Мысли бывают навязчивыми, но еще не до конца осознанными, и приобретают новые более конкретные формы и звучание, когда складываются условия для их реализации,  и тогда, они ускоряют свой бег и преображаются в реальные образы. Случилось так, что нашей небольшой деревне (местному центру, как раньше говорили центральной усадьбе)  выделили очень небольшие средства для приведения в порядок мемориала павшим. И до меня об этом дошли слухи. И дошло, что возможно, будет сделан  небольшой сквер возле памятника Солдату. И у меня сразу же родился конкретный образ — проект, такого памятного сквера, парка. Это произошло буквально за считанные минуты, а потом, в ходе размышления  приобрело более подробные очертания плана, с которым я обратился к местному предпринимателю - депутату, который не равнодушен к родным местам, и  очень много делает по собственной инициативе, тратя в том числе и свои собственные (заработанные предпринимательской деятельностью), деньги на общее благо. И я изложил ему  свое видение этого парка.

Главная дорога в деревне петляет и имеет крутой изгиб на котором, рядом с администрацией стоит памятник солдату, рядом, напротив  есть заброшенные строения и участки, течет ручей и растут  старые  деревья, это конечно, дает возможность создать настоящий парк, это, конечно, понимают все. Но важно понять, что, какие ценности и какую душу можно вдохнуть в этот парк при его создании. На одной стороне дороги в память героям погибшим в Великой Отечественной войне и современных войнах,  должен стоять уже имеющийся памятник Солдату, а напротив, было бы логично, создать большой парк - Родина мать, за которую они погибали. Всю территорию засадить, как шпалерой, пирамидальными туями, как образ сомкнутого солдатского строя, который защищает и очерчивает все пространство. За памятником Солдату посадить дуб, символ  силы корнями вросший в родную землю, рядом несколько русских  плакучих березок, еще одни русский народный символ, олицетворение женщин в белых сарафанах,  а на другой стороне дороги разбить большой парк в котором поставить памятник Родине матери. На трех столбах горизонтально водрузить красную звезду — символ воинской силы (звезда это символ бога Марса), вокруг звезды  широкое кольцо в которое вписана эта звезда. На кольце лица женщин: матерей, жен всех живущих в округе, которые были надежным  тылом, базой существующей жизни и главной движущей силой героизма павших. Для чего надо попросить чтобы все жители близлежащих  деревень  дали фотографии своих женщин, их можно оформить как небольшие образы, но заполняющие все пространство кольца, под кольцом можно поставит большой камень с парой касок на нем,  разных войн, ( Великой отечественной и современных), с  надписью верные  сыны Отечества. Над кольцом, надпись Родина мать. Вокруг пустить дрожки для прогулок, вдоль которых расставить скамейки и  предметы крестьянского быта — основа жизни простого человека. В одном из углов воссоздать фрагмент землянки (в наших краях было много партизан и даже целый партизанский край, в котором сохранилась советская власть), с элементами партизанского быта. Русло ручья выложить камнями и сделать перепады, каскады, чтобы журчала вода напоминая о жизни —  и служила символом Реки памяти и жизни. Все течет все изменяется, только память и чувства к  Родине, Отечеству вечны, а пульсирующая вода на камнях и перепадах, как  пульс не прекращающейся жизни и любви к ней. Надо сделать парк живым, в котором будут прогуливаться матери с детьми, где все будет напоминать о родном крае и о его жителях. На въезде с обеих сторон дороги  можно посадить калину, которая  буйно цветет белыми  красивыми шарами, а потом,  увешана  спелыми гроздьями красных ягод,  напоминая  кровь — бесценную основу  жизни и в том числе пролитую в сражениях.  Все это, можно сделать не вкладывая больших средств. Кольцо с женскими образами, можно, для начала, обтянуть простым  фото-банером с изображениями женщин, а уж впоследствии можно собрать средства и воплотить все в металле. В этом нет ничего нового, так уже поступали у нас раньше. Сразу после Октябрьской революции была осуществлена целая программа временных памятников,  было создано очень много временных памятников из гипса, многие из которых,  потом заменили на бронзовые, когда появилась возможность (большинство памятников павшим солдатам в провинции до сих выполнены из гипса). И если, как раньше,  созвать   толоку (был такой старый русский обычай, когда  местные  жители собирались, по собственному желанию,  чтобы помочь кому-то дом построить , убрать урожай, обмолотить зерно, трепать лен всем по очереди. Наш народ всегда жил коллективом. В дальнейшем это стало называться субботниками), то все посадки и иные работы можно произвести фактически бесплатно.

Я закончил свою речь в которой рисовал свои, может быть слишком идеалистические,  картины и образы,  а депутат с участием выслушав это,  с горечью заметил: - Денег очень мало, а люди сейчас не очень хотят заниматься общими делами, а у меня на все рук и средств не хватает. И потом, все уже утверждено и поздно метаться.

Да, все это так, к сожалению, и  очень даже прискорбно. Десятки лет капиталистической жизни разобщили людей. Люди вместо братьев стали партнерами, а вместо земляков- согражданами, и так далее, не хочется даже продолжать. СВО, как это не странно отмечать, неся горе людям, (как и всякая война), все-таки  запустила масштабный процесс объединения людей. Конечно, не всех. Некоторые, как и прежде, продолжают веселиться, пируя «во время чумы». Но при этом, как много появилось светлых лиц. Как много появилось сочувствия.  Ширится движение добровольцев, именно добровольцев, от понятия добрая воля, а  не волонтеров, в подражание западу. Надо возвращать старые понятия, которые не надо долго объяснять и растолковывать детям и переводить на русский, когда им и  так все понятно, откуда что берется. Надо возвращать лучшее из прошлого для созидания светлого будущего. Надо избавляться от созерцательности и оценочности,  это когда я смотрю на все только со стороны и сверху, и только оцениваю -  хорошо или плохо, или даже, точнее, удачно - не удачно (на мой обывательский взгляд). Когда, в лучшем случае, поставлю «лайк» (даже трудно сказать с каким русским словом это ассоциируется), а делюсь с другими только «прикольными вещами», потому что, на серьезные темы у меня всегда есть,  сугубо свое, мнение, и оно почти никогда не совпадает с другими. Когда гордыня и эгоизм требуют  только собственной популярности. Когда солидарность и коллективное благо не интересны. Ну, просто, вот не интересны и все! Это не модно и устарело.

Чтобы не упасть в пропасть надо не только отойти от нее пятясь задом. Надо повернуться и посмотреть назад, где остались развилки дорог на которых надо было выбирать другую, не самую столбовую и широкую дорогу ведущую в ад, а  может быть менее заметную и каменистую, но ведущую к свету, и не такую соблазнительную, как та по которой мы рванули вскачь. Но главное, надо включать мозги и перестать глазеть, занимаясь пустым созерцательством, пора что-то делать и возвращать лучшее из того что мы бездумно и с легкостью отбросили за ненадобностью, как хлам. И начинать надо с главной жизненной основы, с образа матери, женщины дающей жизнь и радость бытия, хранительницы очага и традиций, а не гендера женского рода  судорожно ищущей удовольствий, только потому что, «она этого достойна». Конечно каждый достоин своего. Но женское счастье отличается от женского удовольствия, также как, бездонная  пропасть от бесконечно ясного неба. Надо возвращать светлый женский образ в нашу современную культуру, потому что, наши женщины достойны самого лучшего, потому что, с ними связана жизнь. Потому что, у нас есть наша Родина — мать, наша матушка земля, наша планета Земля женского рода и даже Вселенная, как и первый крик ребенка и первое слово мама. Часто это волшебное слово бывает и последним  призывом о помощи, как вопль надежды на воссоединение некогда единого целого, как это было в утробе мамы, и  разделенного потом, целой жизнью. У кого еще искать защиты и поддержки, в трудную минуту?  Мама - звучит   гордо, жизнеутверждающе и согревает как солнце дарующее свет. Все начинается с женщины матери, часто недолюбленной  и недооцененной, но близкой и жизненно необходимой каждому из нас, как собственное я.

На свете существует бесконечное множество женских скульптур и картин воспевающих женское тело, как эталон красоты и предмет желаний. И множество великих женщин запечатлены на картинах,  в бронзе и камне, но все это, ничто, в сравнении  с океаном простых женщин - матерей, в недрах которого живет и  существует все человечество.

Очень хочется чтобы был хоть один такой парк, в котором можно было увидеть всеобъемлющую  Родину мать, в полном ее разнообразии, в разных лицах и образах: жен и матерей, окруженных простой, но такой  необходимой для нас бытовой жизнью и детьми, где нет скорби, а есть радость и счастье. Где молодым мамочкам и престарелым бабушкам будет приятно проводить время с детьми и внуками, рассказывая как- и ради чего надо жить. И хорошо если вдоль длинной дроги нашей памяти будут идти нескончаемые, бесконечные, как звезды на небе, образы наших любимых женщин.

08.10.2023