Спор о рассказе-аллегории С. А. Попова Мразям

Любовь Ржаная
Недавно на просторах Прозы.ру появился рассказ Сергея Андреевича Попова "Мразям" (28.09.2023) — http://proza.ru/2023/09/28/1282
Конечно,название произведения шокировало и заинтриговало. 
Что за прокламация, кто эти злодеи и негодяи, удостоенные столь гневного обращения?

Рассказ оказался иносказанием, он насыщен прямо-таки горьковскими  аллегориями. Если помните легенду о Данко в рассказе М.Горького "Старуха Изергиль" (1894):
"Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой — была степь. Были это веселые, сильные и смелые люди. И вот пришла однажды тяжелая пора: явились откуда-то иные племена и прогнали прежних в глубь леса. Там были болота и тьма... лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву. Но когда его лучи падали на воду болот, то подымался смрад, и от него люди гибли один за другим... И ослабли люди от дум... Страх родился среди них... Уже хотели идти к врагу и принести ему в дар волю свою, и никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни... Но тут явился Данко и спас всех один"... Далее, помните, Данко вырвал из груди свое пылающее сердце и осветил путь из мглы смрадного болота факелом этой великой любви к людям.
(Иллюстрация — картина И.М.Тоидзе "Данко").

  Но рассказ С.А.Попова "Мразям", перекликаясь с горьковской легендой, все же о другом, и образ Данко там не возникает.  Цитирую с небольшими сокращениями.

    "Зловонное и мерзопакостное болото зияло во всей свое непотребной сути. Кругом смрад и мракобесие было настолько реальными вещами, словно в хорошую солнечную погоду сияло и обогревало своим теплом яркое солнце.  В подобном склизком месте было мрачно и вязко. Стоял глухой гул от земных пороков. Здесь гордыня обволакивала жадность своими крепкими и тонкими объятиями, та в свою очередь их обнимала, зависть же, одаривала многомиллионными поцелуями все и всех вокруг. А вокруг в этом глубоко и дурно пахнущим болоте терлись существа, внешне напоминающих людей. Да, у этих существ, как и у людей, были две руки, две ноги и голова, но внутри была лишь пустота и порочные мысли.

     Эти существа словно ужи на сковороде извивались и выли, а вой был чужд иному обычному и нормальному человеку, потому что он шел из недр самых страшных уголков их бытия.  Существа, проталкивая и пихая друг друга пытались выйти из этого мира зловония, шли по головам своих сородичей и братьев по несчастью. Они все видели наверху безоблачное и солнечное небо. Вот туда они и стремились, думая, что именно они заслуживают то состояние, в котором они будут жить, словно как в раю, жить долго, весело и припеваючи. Они не гнушались сквозь склизкие тела топтать друг друга, подниматься за счет своего близкого наверх. Это были полные лжи и лицемерия тела. В голове у них не было ни сострадания, ни эмпатии к окружающим. Альтруистический образ жизни был им настолько чужд и не понимаемым, что они даже и не пытались понять этот полный смысл образа жизни. Самое главное и на первом месте у этих пустых существ было, как им казалось, выживание и борьба за самого себя (...)
       В этом видавшем виде болоте, сквозь века процветало безнравственность и беззаконие. Где только изворотливый и лживый мог спастись, как казалось этим уродливым внутренне существам. Так они и прорывались наверх, проходя по телам окружающих их существ. В силу своей духовной пустоты они лишь только думали, что наверху их ждет постоянное блаженство и беззаботность. Каждый считал себя самым умным и изворотливым, но ума у них была лишь, словно небольшая горсточка воды, которая постоянно утекала у них из ладони.

      Если же посмотреть на все это в разрезе бытия и времени, то все было с точностью и наоборот. Мироздание для подобных людей было изначально перевернуто(...) Мерзкие существа пытались, как они думали, прорваться на верх, на свободу в эдем, но они глубоко и очень сильно заблуждались (...) В итоге существа стремились не к свету, а к тьме. Стремились они на самое дно. По мере углубления в глубь едкая и всесжигающая слизь, все более и более наносила раны на их жуткую плоть, а вонь становилась все более слышимой. С каждым движением усиливалось тлетворная и смрадная безысходность. Существа погружались все ниже и ниже, пробивая каждый раз очередное дно своим естеством(...)

Лишь немногие, у которых внутри была не совсем еще пустота, а находилась душа, могли возвратиться наверх в мир удовлетворенности, в землю роскоши и самореализации, в вечное блаженство.  В мир, где можно просто любить и просто быть любимым, в мир бескорыстия, человеколюбия и Веру. Трудно было преодолеть этот нелегкий и тернистый путь в осознание главенства души над умом".

***

Не правда ли, написано ярко, выразительно, жгуче?

Читатели тут же отозвались. И действительно, как растолковать, что имел в виду С.А.Попов, описывая сие мерзопакостное болото? Это прошлое или настоящее? И какое прошлое? Тут мнения разделились.

П.Мисавин попытался утешить автора:
— Сергей, братан, где это болото, ясно что это на Западе где то ???? Но не весело, не унывай, братан, еще все у тебя наладится, сам знаешь, улыбнись, наметь себе цель, помоги людям (...)
Павел Мисавин   29.09.2023 09:05

Н.С.Маслова дала свою лаконичную оценку:
— Вы описали капитализм, как он есть!
Нина Степановна Маслова1   28.09.2023 20:18

А.И.Храптович не преминул плюнуть в социалистическое болото, но тут же заявил, что "мы не все там были мразями", категорически.  Даже и образ Данко возникает!
  — Позвольте предположить, что в таком болоте с мразями Вы подразумеваете наше "светлое прошлое" из которого мы стремились к счастью и свету, но ничего у нас не вышло. А под тем, кто могли возвратить и т.д. - Путина, которому "трудно было преодолеть этот нелегкий и тернистый путь в осознание главенства души над умом", но он это сделал и приступил к исполнению своей миссии.
Я бы согласился с Вами, Сергей Андреевич, но не могу. Наше "светлое прошлое" при имеемых в нем недостатках, всё-таки зловонным болотом не было, и мы не все там были "мразями". С этим категорически не согласен.
Альберт Иванович Храптович   29.09.2023 06:16 

С ним заспорили другие.
-А мне не показалось,что это о прошлом (которого молодежь вполне могло и не застать (в живую)) Тут пульсирует эмоция ,о самом,что ни на есть- настоящем!(по времени,а не содержании,содержания в "болоте" не очень много,много дурных запахов).Уничтожение СССР напоминает хулиганскую выходку пацанов ,бросивших в сортир пачку дрожжей и поперла,изо всех щелей "катастройка!"- и соответствующие ей сорта существ (...)
Александр Соколенко 2   30.09.2023 05:21   

— Други, все было бы иначе, если бы члены... Политбюро Цк КПСС не угробили державу, что создал Ленин, укрепил Сталин, а аскариды обдурили лоха Горби да алкашка Ельцина. Но... Русь святая, была , есть и.... Будет, сами знаете!!!!!! Жму.
Павел Мисавин   30.09.2023 19:43

Что ж,  С.А.Попова  можно поздравить — сильно выступил! Но все-таки, что за болото, дайте координаты и ориентиры, что имели в виду?  Возможно, мысль  автора такова: при любом строе можно быть в болотной тине, если нет в тебе души, чести и совести. "В этом видавшем виды болоте, СКВОЗЬ ВЕКА процветали безнравственность и беззаконие. Где только изворотливый и лживый мог спастись, как казалось этим уродливым внутренне существам".
Что ж, тема вечная... и злободневная!

P.S. Вспомнилось стихотворение Юрия Кузнецова "Наваждение".

Призраки с четвёртым измереньем
В мир проникли плотным наважденьем.
Среди них ты ходишь и живёшь,
Как в гипнозе, слыша их галдёж.

Лица их – сплошные негативы,
Мины их презрительно-брезгливы,
А в глазах как мысль мелькает цель,
Людям неизвестная досель.

Одного, другого ненароком
Тронешь, и тебя ударит током.
Мрак включён. Остерегайся впредь:
Ты задел невидимую сеть.

Тут система, ну а мы стихия,
А за нами матушка-Россия,
А за нами Божия гроза…
Всё-таки гляди во все глаза.

Юрий КУЗНЕЦОВ, 1988 г.