Ключ от ларца

Сёстры Рудик
   В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. Был у него женатый сын. Набежало однажды на царство злая орда татар, и погиб в бою царевич. Опечалилась его жена и вскоре умерла от горя. Остался сиротой после них маленький сын, которого стал растить царь.
   Царевич вырос и во всём помогал деду царю. Позвал его как-то царь и говорит:
- Старый я уже стал. Тяжело мне управлять государством. Решил я тебя, внук, женить. Как женишься, передам тебе корону, трон и все бразды управления царством, - и даёт внуку золотой ключ: - Вот тебе ключ от ларца. Береги его до свадьбы. В ларце золотые кольца твоих родителей. Приедет через три дня невеста, оденете эти кольца друг другу.
   Взял царевич ключ и ушёл в сад гулять. Сел на мостик у пруда, стал в дырочку ключа свистеть. Получилась музыка. Собрались музыку послушать разные рыбы. Забавлялся царевич, забавлялся и нечаянно уронил ключ в воду! Проглотил ключ большой сом и уплыл по подземному каналу в реку.
   Закручинился царевич, не знает, что делать. Приедет невеста, как он достанет из ларца обручальные кольца? От того, что играл он бездумно ключом, решил от стыда царевич уйти из царства.
   Шёл, он шёл длинной дорогой, вышел на берег реки. Смотрит, ветхая лачуга стоит на берегу. Царевич проголодался, надумал еды попросить у хозяев и зовёт:
- Хозяева!
   Вышла из лачуги старая рыбачка, спрашивает:
- Чего тебе надо, богатый человек?
- Дай мне поесть чего-нибудь. Голоден я, - просит царевич.      
   Отвечает рыбачка:
- У тебя есть кольца дорогие на руках, продай их и купишь себе еду. А у меня только одна рыба на костре печёная. Если я тебе её отдам, сама останусь голодная и муж мой останется голодный. Он должен скоро с рыбалки прийти.
- Я тебе перстень дам, а ты мне свою рыбу дай. Потом его продадите и себе купите всё, что вам надо, - предлагает царевич.
- Ну давай, коли не шутишь, - согласилась рыбачка, забрала перстень и стала кормить царевича рыбой.
   Разговорились они, и рассказал царевич ей свою беду.
- Ой, плохи твои дела, мил человек, - покачала седой головой рыбачка и поведала: - Сом этот является царём воды. Есть у него сын, которого он собрался женить. Отдаст он твой ключ большой кикиморе Комарильи, откроет она ночью ларец, заберёт обручальные кольца и принесёт их на свадьбу для его сына.
- Что же мне делать, бабушка?! – опечалился царевич.
- Иди в дремучий лес, собери с дерев мох. Сплетёт тебе мой муж сети прочные. В лесном Колдовском озере живёт младшая дочь сома Водяница. Выходит она на берег по ранней заре послушать пение птиц. А после опять в озеро уплывает. Если ты её поймаешь, не отдавай сому до тех пор, пока он не вернёт тебе ключ от ларца.
   Поспешил царевич в дремучий лес. Стал собирать с деревьев бородатый изумрудный мох. Тут вылез из дупла корявый старик-Лесовик и строго спрашивает:
- Это кто ж такой хозяйничает в моих владениях?!
- Прости, дедушка, на добром слове, - поклонился ему в пояс царевич и поведал свою беду.
- Ооо! Знаю я этого сома. Весьма вредная личность, - сел на пень Лесовик и пожаловался: - Хозяйничает этот сом даже на болотах. Слуг своих кикимор там держит. Ягоду собирать не даёт. По приказу сома старшая кикимора Комарилья требует золотые монеты за ягоду. А у меня где золотые монеты? Я бруснику люблю, клюкву, голубику, да где там…
- Не печалься, дедушка. Дам я тебе золотые монеты, только позволь мне мха твоего набрать. Я сети сплету и этого сома поймаю, чтобы ключ у него до свадьбы забрать, - просит царевич.
- Ну, раз такое дело, давай монеты, и бери мох, сколь  тебе надобно, - разрешил Лесовик и подаёт маленькую тоненькую дудочку: - Возьми, добрый царевич, дудочку. Когда пойдёшь ловить озерницу, она тебе пригодится.
- Спасибо тебе, дедушка, - поклонился царевич Лесовику и взял дудочку.
   Потом дал старику целую горсть золотых монет, насобирал мох с деревьев и поспешил назад на берег реки к рыбакам. Сплёл ему крепкую сеть муж старой рыбачки и говорит:
- Бери мою лодку. Озеро хоть и маленькое, а не простое. Тебе лодка моя пригодится.
   К ночи пришёл царевич в лес к Колдовскому озеру. Озеро, как озеро. Небольшое, камыши растут, у берегов ракиты космы в воду опустили. Сел царевич в лодку, приплыл на середину озера, сложил вёсла, стал ждать утра.
    Ночью вдруг поднялись на озере сильные волны. Да такие большие, вот-вот лодка перевернётся, или разобьётся в щепки! Чудится царевичу танцующая водяная дева на волнах. И чем больше она кружится, тем выше волны! Ветер свистит разбойничьим посвистом, лодку швыряет по бурунам, словно перевернуть старается судёнышко. Кажется уже, что это не маленькое озеро, а прямо бушующий океан! Царевич уж было и с жизнью начал прощаться, да вдруг вспомнил за дудочку Лесовика. Достал дудочку и подул в неё. Полетела нежная мелодия над бурлящими волнами, и стало утихать озеро. Так до утра и стихла буря.
   А рано, как занялась заря, видит царевич, идёт по озеру девица чудной красоты. Глаза её голубые, как небо. Рот алый, как мальвы. Коса длинная белая в воде тонет, нет ей конца. Сама тонкая, да звонкая, словно тростинка хрупкая. Вышла она на берег, собрала росу по траве, нанизала на паутину и как жемчужное ожерелье на шею одела. Присела под ракиту и отдыхает, пением птиц наслаждается.
   Тут царевич скинул тихо сеть в воду, спрятался на дне лодки и заиграл на дудочке. Полилась нежная мелодия по озеру. Встрепенулась водяная девица. Никогда она не слышала здесь такого пения птицы. Что же это за птица? Прислушалась озерница и пошла на зов дудочки. А как до лодки дошла, так в сетях и запуталась! Схватил её царевич и затащил в лодку!
- Отпусти меня, человек! Погибну я без воды! – взмолилась Водяница.
- Не отпущу тебя, пока отец твой не отдаст мне мой ключ от ларца! – отвечает царевич и приказывает: - Зови его!
   Засвистела Водяница тонким посвистом ветра, всё больше и больше свистит. Начались подниматься волны на озере, лодку раскачивать. Чем больше свистит Водяница, тем выше волны! Догадался царевич, что хочет его потопить коварная озерница! Намотал её косу на руку и потащил на берег со словами:
- Не получится у тебя зла! Я тебе ничего плохого не делал, а ты бурю на меня подняла! Зови отца, не то погибнешь!
   Уступила Водяница, стала кричать, звать, да приказывать:
- Рыбы глубинные! Раки! Щуки! Змеи! Жуки-плавунцы! Плывите в подводное царство Сома! Просите, чтобы принёс мне Водянице на Колдовское озеро ключ от ларца! Не то погибну я смертью безводной!
   Забурлило озеро всякими тварями, закипело бурунами и стихло. А вскоре поднялся огромный вал воды посреди озера – явился царь-Сом с ключом во рту. Подкинул золотой ключ в воздух и ударил по нему огромным хвостом! Упал ключ к ногам царевича!
- Забирай свою дочь и больше не бери чужого! – сказал царевич и отпустил Водяницу из сетей.
   Уплыли Водяница и Сом глубоко на дно. Забрал царевич ключ и вернулся во дворец. Одел ключ на шею и не стал больше им бездумно играть.
   А вскоре приехала красавица-невеста. Повёл её под венец царевич, и одели они обручальные кольца из ларца. Сыграли свадьбу пиром на весь мир и стал править царевич государством.
   Старый царь спокойно на заслуженный отдых ушёл. Рыбаки продали перстень царевича, купили корабль, большую избу и зажили богато. Старик-Лесовик выкупил болото у Комарильи и теперь ест там ягоды сколько хочет и какой хочет.   
   А тут и сказка закончилась.

(г.Павл.Посад 2022)