Американские мифы и криминальная реальность

Антон Боровиков
Ограбление казино / Killing them softly, 2012, по роману Джорджа В. Хиггинса «Торговля Когана»
Лауреат Стокгольмского кинофестиваля в номинациях «Лучший сценарий» и «Лучший фильм»

«Друг мой, Джефферсон - американский святой, потому что он написал: «Все люди созданы равными». Да он просто был винным снобом, который задолбался платить налоги британцам! И он мне хочет сказать, что мы живем в общине. Не смеши меня! Я живу в Америке, а в Америке каждый сам по себе. Америка - это не страна, это бизнес. Давай уже, твою мать, заплати мне»
Джеки Коган

На мой взгляд, незаслуженно забытый публикой и критиками блестящий неонуарный фильм. Фильм, который неожиданно сочетает криминальный сюжет и один из драматичных моментов в истории современной Америки.

Два отморозка, Фрэнки (Скут МакНэйри) и Расселл (Бен Мендельсон), науськиваемые мелким криминальным боссом Джонни Амато (Винсент Куратола), решаются на ограбление подпольного казино, принадлежащего Марки Траттману (Рэй Лиотта). Джонни считает, что коль скоро такое ограбление уже было, подозрение неизбежно падет на самого Марки. Но, как обычно и бывает в таких историях, все идет наперекосяк. Правда, Марки все равно подозревают, и это ему еще аукнется. Авторитеты поручают разрулить ситуацию опытному киллеру Джеки Когану (Брэд Питт), который о своей работе говорит так: «Они (жертвы) плачут, умоляют, ссутся в штаны, мамочек поминают. Это неловко. Люблю yбивать их нежно. На расстоянии» (спойлер - не очень получится).  Тут авторы (и название фильма) отсылают к песне Killing me softly в исполнении Роберты Флэк, вышедшей как раз в год издания романа, по которому фильм снят (потом эту песню перепели The Fugees, и она стала глобальным хитом). Но сам Джеки как-то не очень хочет мараться, и вызывает другого киллера - похотливого алкаша Микки (Джеймс Гандольфини), который, правда, быстро выходит из формы, заливая в себя немереное количество бухла и веселясь с девочками по вызову. Так что герою Брэда Питта приходится разруливать все самому.

И фоном на протяжении всего фильма, по радио и ТВ, идут речи политиков. Действие происходит в 2008 году, когда гикнулись Lehman Brothers и начался крупнейший финансовый кризис. Успокоительные речи Буша-младшего и бодренькая предвыборная пропаганда Обамы - все сливается в один белый шум, который уже ничему помочь не может. Кризис везде - и у Джеки, который никак не может разрулить запутанную ситуацию, и по всей Америке - разорения, безработица, крах.

Фильм, безусловно, никоим образом нельзя сравнивать с веселой оттопыркой в стиле Гая Ритчи или Тарантино. Нет, здесь все серьезно, мрачно и вполне себе безысходно. Это скорее драма изломанных криминалом судеб, нежели классический боевик или авантюрная криминальная картина, хотя наши переводчики названий фильмов постарались создать такое впечатление. Даже цветовое решение - унылая серость вкупе с постоянным дождем преобладает - способствует гнетущей атмосфере. И открытый, в принципе, финал, располагает к мысли о том, что лучше-то уже не будет, неважно, сколько еще «нежных» yбийств потребуется. Никакой тебе блатной романтики - грязь, кровь и предательства.

Актерский состав, что называется, говорит сам за себя. Одна из лучших, на мой взгляд, ролей Брэда Питта. Сложно, конечно, избавиться от восприятия Гандольфини как Тони Сопрано, ну да это скорее плюс, чем минус. А вот Рэй Лиотта здесь - полная противоположность своему герою из «Славных парней», то есть вроде бы изображающий крутого гангстера, но по сути, как сказал бы Михаил Самуэлевич Паниковский, «жалкая, ничтожная личность».

В общем, если вам не чужд нуар в наилучшем своем воплощении - добро пожаловать в мир Джеки Когана сотоварищи.

Illustration by Gerd Altmann / pixabay.com