Мемуары Арамиса Часть 185

Вадим Жмудь
Глава 185

— Ваше Величество! — сказал Мазарини Королеве. — Мне пришла в голову замечательная мысль.
— Ваша замечательная голова постоянно извергает замечательные мысли, — искренне ответила Королева. — Но судя по тому, что вы мне об этом говорите, для реализации вашей мысли вам понадобилась моя помощь.
— Вы как всегда чрезвычайно прозорливы, и вы правы, мне нужна ваша помощь, — согласился кардинал. — Дело в том, что брак Его Величества с Инфантой Испанской был бы, разумеется, очень желателен, но ваш августейший брат, кажется не желает выдавать свою дочь, а вашу племянницу за нашего Короля.
— К сожалению, этот брак, мне кажется нереальным, хотя он был бы великолепным шагом для того, чтобы установился и надолго закрепился мир между нашими государствами, — согласилась Королева.
— Я предлагаю обратить наш взор на Принцессу Маргариту Савойскую, — сказал кардинал.
— Боюсь, что вы правы, и этот вариант – наилучший из оставшихся, — ответила со вздохом Королева.
— Мы отправимся в Лион для того, чтобы предварительно очень осторожно поднять этот вопрос, — сказал Мазарини.
— Что же тут осторожничать? — удивилась Королева. — Стоит только сообщить об этом герцогу Савойскому, и он сам примчится в Париж вместе со своей младшей сестрой, Маргаритой Виолантой!
— Мы для начала сделаем очень осторожный шаг, и я прошу вас подумать о том, как бы сделать так, чтобы ваш августейший брат Филипп IV узнал об этой поездке задолго до того, как мы туда прибудем, и разумеется, чтобы он узнал об этом не от вас.
— Боже! — воскликнула Королева. — Это, действительно, замечательная мысль, Джулио! Вы полагаете, что мой братец тут же пришлёт делегацию для того, чтобы отговорить нас от этого брака и предложить Марию Терезию?!
— Я лишь надеюсь на это, — ответит Мазарини своим вкрадчивым голосом и потупил глаза. — Во всяком случае я бы на его месте тысячу раз подумал, прежде чем упустить эту последнюю возможность. То есть я не стал бы раздумывать, а поторопился расстроить эту помолвку и добиться помолвки с Инфантой Испанской.
— Джулио, я уже говорила, что ваш ум родит тысячи гениальных идей, но эта – одна из самых гениальных! — ответила Королева.
— Вы чересчур добры, Ваше Величество, — ответил польщённый Мазарини, целуя поочерёдно обе руки Королевы. — Так как же насчёт полезной утечки информации?
— О, об этом не беспокойтесь! — ответила Королева. — Я скажу об этом Гастону, от него об этом узнает Ларошфуко, а этот означает, что тотчас же об этом узнает Шевретта, и, следовательно, будет уведомлён и Филипп.
— Не почувствует ли он во всём этом подвоха? — обеспокоенно спросил Мазарини.
— Гастон?! — спросила Королева. — Вы шутите! Когда бы это Гастон Орлеанский почувствовал хоть в чём-то подвох? Им манипулируют все, кому не лень! Кроме того, я скажу ему о подготовке к поездке в Лион и сообщу предположительную цель этой поездки по секрету, так что он разболтает это не только Ларошфуко, но также и всем остальным. Разумеется, тоже по секрету! Все они будут думать, что я не знаю, что они знают то, что знаю я.
— Великолепно, Ваше Величество! — искренне восхитился кардинал. — Мы будем готовиться к поездке особенно тщательно, так чтобы у испанского посланника было достаточно времени, чтобы нас опередить и появиться в Лионе к нашему прибытию туда.
— Разумеется, мне же потребуется новый гардероб для этой поездки! — ответила Королева.
Кардинал прикусил губу, но переборол себя и, превозмогая собственную натуру добавил.
— Новый гардероб и новое колье, а также гардероб для Короля и Маленького Месье, — сказал он, погрустнев от мысли, сколько это будет стоить.

Уже на следующий день герцогиня де Шеврёз написала своим персональным шифром следующе письмо Королю Испании Филиппу IV:

«Ваше Католическое Величество!
Обращаюсь к Вам как самый верный Ваш друг, какой только сыщется во всей Франции.
Вам надлежит знать, что Королева и кардинал замыслили брак Короля с Принцессой Савойской. Я возмущена тем, как могли они забыть о долге ближайшего родства и дружественности двух ваших царственных домов! Как? Забыть о том, что Ваше Величество соблаговолили вступить в брак с сестрой нашего Короля Людовика XIII в тот самый день, когда Ваш Августейший отец, Филипп III, осчастливил нашего Короля Людовика XIII, браком с вашей неблагодарной сестрой, Анной Австрийской!? Забыть о том, что наш Король является Вашим племянником по двум линиям родства, как и ваша августейшая дочь, Инфанта Мария Терезия является так же точно по двум линиям родства племянницей Королеве Анне? Этот брак был бы венцом развития политики двух величайших государств Европы, содействовал установлению прочного и так желанного мира, об этом мечтают народы наших двух стран! И вдруг такой мезальянс, который является оскорблением, нанесённым Вашему Католическому Величеству, всему Вашему государству, в случае, если он состоится!
Умоляю Вас спасти мою страну от бесчестья! Не допустите этой помолвки!
Лишь своевременно прибывший в Лион посол от имени Вашего Католического Величества сможет пресечь попытки устроить этот оскорбительный для обеих наших стран брак, помимо несомненных прав Её Высочества Инфанты Марии Терезии.
Умоляю Вас отбросить обиды и совершить благороднейший поступок, протянуть длань сира, согласия и милосердия, ибо этот брак может теперь состояться лишь в случае милосердия, проявленного Вами в отношении Вашей неразумной сестры, которая вопреки всякому здравому смыслу ранее проявила неразумность и недальновидность в том, чтобы вести войну против Вашего государства, которое ко всему прочему также является и её родиной, а теперь ещё имеет намерение лишить Вашу августейшую дочь а её племянницу от привилегии первой выслушать предложение руки и сердца Его Величества Короля Франции Людовика XIV.
Остаюсь преданная Вам душой и сердцем, хранящей в своём сердце те незабываемые дни, когда я имела счастье испытать на себе все преимущества пребывания в Вашем замечательном государстве, вблизи Вашего Величества, быть Вашим другом и, смею надеяться, чем-то большим, чем это.
Целую Ваши руки и молюсь за Ваше благополучие.
Мария, герцогиня де Шеврёз».