Пожар

Елена Шувалова
  Если ж не мудрствовать, то до изобретения электричества были, как известно, огненные потехи, большим любителем и даже знатоком которых можно назвать Великого Петра. Но в этом эпизоде сказки явно еще не его времена!

  Когда Иван вынул птицу из мешка, обратясь к ней довольно странно: «Ну-ка, бабушка, пошел!», - то, как вы помните, в спальне царя заблистал такой свет, что весь люд рукой закрылся. То есть, буквально ослепительный.

 
Ил. Н. Кочергина.

А царь подумал, что начался пожар!

Царь кричит на весь базар:

«Ахти, батюшки, пожар!
Эй, решёточных сзывайте!
Заливайте! Заливайте!»

Тут царь у нас выходит совсем и не Алексей Михайлович, а – Иван Васильевич. Нет, не Грозный. То есть, как раз Грозный, но не тот. Первый Грозный Иван, - Иван Третий.

Потому что он собирается сзывать решеточных.
(Кстати, студент Ершов так далеко в историю не углублялся и таковых приказчиков не знал, - поэтому при переписке рукописи написал – «решечных», - явно в первый раз такое слово увидел).
Фото рукописи.

«Решёточный приказчик - чиновник во времена Ивана III (16 век) возглавляющий группу сторожей на «решётчатых воротах», в обязанность которых входило не допускать воровства, грабежа и пожаров.
В 1504 г. Указом Ивана III вновь предписываются к исполнению противопожарные правила, обнародованные ещё в 1472 г. Этим Указом в Москве вводится система контроля «за бережением от пожаров».
/ «Энциклопедия пожарной безопасности».

Царь испугался пожара так, что провалился аж в 16-й век!..
Что ж его так птичка напугала?

«Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем…»

Простите, что-то вспомнилось не из той оперы…   До этого ещё далеко. Хотя, как далеко – 83 года всего! Машка доживет… (М.А. Пушкина – Гартунг).

Скорее же, здесь надо вспомнить другого Александра Сергеевича, -  Грибоедова,- слова из знаменитого монолога Чацкого:

Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдётся – враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным, –
          Они тотчас: разбой! пожар!
И прослывёт у них мечтателем! опасным!! –…


Боже мой, так это ж про Пушкина сказано, -
Или в душе его сам бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным, –
          Они тотчас: разбой! пожар!
И прослывёт у них мечтателем! опасным!! –…


Он (то есть, в данном случае, Иван) в царской опочивальне (где все мирно спят свой сон жизни)* выпустил свою Жар-Птицу – птицу вдохновения, истины, славы и – любви, - и любовь при этом – первична. Потому что без любви ничего бы и не было – ни вдохновения, ни славы, ни истины («и нет истины, где нет любви» «Александр Радищев»).

*Вспоминаются спящие бояре из стихотворения Пушкина  "Бова".

- А судьи кто?

 Кто судит того, кто принес им эту птицу Истины? Здесь даже и не 18-й век, - времена Очаковские и покоренья Крыма, - а начало 16-го. Если нужно сзывать решеточных!

Времена инквизиции в  Европе, процессов ведьм…

И снова мы приходим к выводу, что здесь в сказке говорится прежде всего о процессе над «Гавриилиадой».

У Владимира Абовича Казаровецкого  есть очень талантливая и остроумная версия  о том, что на самом деле Пушкин вложил в этот сюжет – склонение ко греху Марии тремя лицами – сатаной, архангелом и богом.
 
Он считает, что Пушкин здесь говорит вовсе не о библейском сюжете, а об адюльтере царском: любовница Александра Первого (Бога)  – Мария Нарышкина  (просто Мария) – будто бы  была одновременно любовницей флигель-адъютанта Павла Брозина (у которого было прозвище Архангел Гавриил) и  …  Аракчеева  (сатана). (Про Нарышкину и Аракчеева мы, признаться,  не слышали. Он тогда еще не встретил свою прекрасную-ужасную Настю?).

И Козаровецкий считает, что Пушкин в своем письме признался Николаю, что писал именно об этом. А об адюльтере своего брата царь уж никак не мог говорить с поэтом, - и потому этот вопрос замял, - но за границу не выпустил!
Возможно…  Возможно, Пушкин и придумал такую мистификацию – для царя. Это остроумный ход (хотя и тоже очень опасный). Но все же шутить о царе менее опасно тогда было, чем о Боге! Тем более, что эпиграммы на Александра были, были всем известны, и Пушкин за них уже был наказан двумя ссылками.
То есть, я, в отличие от Владимира Абовича, думаю, что Пушкин, может быть, так и сказал (написал) Царю, но на самом деле писал он не об этом. Хотя опять же, возможно, и этот сюжет был в его голове, - но не был главным. Опять же, возможно, когда он писал Вяземскому «я становлюсь придворным», - он именно на этот сюжет и намекал. Возможно, уже тогда придумав, как предупредить обвинения в кощунстве, если что…

Мне лично очень симпатична и кажется истинной версия о «Гавриилиаде», которую высказал писатель Прозы.ру, пишущий под псевдонимом Олух Царя Небесного.
«Замысел  "Гавриилиады" сводится к тому, что к зачатию Христа имели отношения дьявольские силы (Змей-искусситель), эгрегориально-церковные (Архангел Гавриил) и Бог.

«Усталая Мария
 Подумала: «Вот шалости какие!
Один, два, три! — как это им не лень?
Могу сказать, перенесла тревогу:
Досталась я в один и тот же день
Лукавому, архангелу и богу».

Тем самым А.С. Пушкин явно указывает на то, что Имя Христа  задействовано одновременно в трёх сценариях. Во-первых он был Праведником, получившим откровения Свыше, во-вторых он используется на эгрегориальном уровне церковными иерархиями параsитирующими на пастве и, наконец, сатанинскими силами гуманоидов  «общечеловеков», на протяжении многих веков насилующими человечество и проливающими реки крови с крестами на груди и Христовым именем на устах».

  «Гавриилиада» кончается обращением поэта в будущее:

Но дни бегут, и время сединою
Мою главу тишком посеребрит,
И важный брак с любезною женою
Пред алтарем меня соединит.
Иосифа прекрасный утешитель!
Молю тебя, колена преклоня,
О рогачей заступник и хранитель,
Молю — тогда благослови меня,
Даруй ты мне беспечность и смиренье,
Даруй ты мне терпенье вновь и вновь,
Спокойный сон, в супруге уверенье,
В семействе мир и к ближнему любовь!

  Ахматова писала, что «Евгений Онегин» закончился тем, что Пушкин женился.

  А дело о «Гавриилиаде» закончилось тем, что Пушкин стал женихом!

  И как это все стремительно произошло. 31 декабря 1828 года Николай пишет резолюцию, что дело ему известно и совершенно закончено. И в декабре же 1828 года Пушкин встречает на детском балу у танцмейстера Йогеля 16-летнюю красавицу Наталью Гончарову.

  Может быть, Пушкин пообещал Царю в своем письме – жениться?

  И – знал ли уже Николай юную красавицу Москвы?..