Двадцать евро

Николай Кокош
  Не успел я  "отдохнуть" от своего благородного поступка, описанного в одном из моих рассказов о пребывании во Франции, как Всевышний посла мне новое морально - этическое испытание...

  Воскресное октябрьское утро в Le Plessis Robinson (Ле Плесси Робинсон). Во Францию вернулось лето, тепло, солнечно, слышны громкое пение сытых и холенных местных птиц и гортанные крики попугаев, которых в парках Франции, великое множество. Народ, после только что ушедших холодных дней, высыпал в парки, скверы, стадионы...

  Ближе к обеду возвращаюсь из парка " Henri Seller." Настроение прекрасное, соответствующее неожиданно нагрянувшей погоде. В большом темпе прошел свои привычные десять километров по крутым дорожкам: подьемам и спускам, позанимался на тренажерной площадке.

 На одном из оживленных перекрестков замечаю старушку, на вид ей за восемьдесят. Держится за придорожный столбик и не решается перейти дорогу, хотя горит зелёный сигнал светофора. Ситуация ясна: нужны помощь и поддержка. Подхожу ближе и на автомате произношу привычное и изношенное: " Can l help you?" Бабушка, не говоря ни слова,  поворачивается в мою сторону, цепляется за рукав рубахи и   всем своим видом показывая:" Я вам доверяю, пойдёмьте быстрее!" Преодолели  перекресток, интересуюсь, куда дальше? Кивком головки указывает сначало на двери банка, потом - на автобусную остановку. Возле банка заминка, меня старушка отпускать и не собирается. Предлагает ее подождать. Ну это уже ни в какие ворота... Я ей что,  внук, родственник? Присаживаюсь, перспектива не радует, дома куча дел, но деваться некуда, жду её. Долго не показывается, видно сам процесс получения денег из автомата, для нее непростой вопрос.  Выходит радостная, что - то возбуждённо рассказывает. Не все понимаю, но в знак согласия поддакиваю.

 Подходим к остановке автобуса, передаю ее в руки подвернувшейся девушке, по - английски объясняю ей ситуацию и прошу помочь с посадкой на транспорт ее соотечественницы. Раскланиваюсь, желаю своей подопечной хорошего дня и собираюсь уходить. " Monsieur, non, n,y va pas! Je veus vous remercier!" ( "Нет, не уходите, я вас хочу отблагодарить) ,- произносит бабушка. Забыл сказать, что по дороге, она успела расспросить меня, кто я и откуда приехал. Слова "Украина" и  "беженец" тут - лучшая визитная карточка, отсюда такая реакция.

  Сказав это, она сноровисто открывает сумочку, достает двадцать евро и протягивает их мне. Судя по ее внешнему виду и манерам поведения, пенсия у нее приличная и двадцать евро ей не в убыток. Она искренне хотела меня отблагодарить. Моё категорическое нет, ее смутило, бабушка - в растерянности и явно  недовольна моей реакцией на свой щедрый жест. Я подошёл к ней, приобнял  и быстренько покинул поле " боя".

Старушку я разочаровал, а сам - то остался доволен своим поведением? Может надо было  взять честно заработанные деньги? А затем, закатить помпезный ланч в соседнем кафе" Голубой дельфин"? Но мое безапелляционное  нет, напрочь лишило меня прекрасной перспективы отобедать по - царски. Вот и моя улица, вот и мой дом. Захожу в подъезд, поднимаюсь
на  лифте. Через несколько минут  дочь пригласит меня к обеденному столу и предложит: наваристый украинский борщ с сочными свинными  ребришками,  на второе - вареники со сметаной и на десерт - отменный кофе с круассанами.

 Но настроение пропало. Из головы не выходит так бездарно упущенный, несостоявшийся обед в кафе, возможность насладится одними из вкуснейших мясных французских блюд  - запечённой курицей с помидорами и маслинами в духовке или террином из индейки с фисташками... Из мира фантазий меня вырывает зычный и настойчивый  голос дочери:" Папа, ты обедать собираешься?"