Как выглядит Бог?

Игорь Устичев
                Этот вопрос стал мучить человека сразу же после того, как умерли Адам и Ева. Наша природа так устроена, что познание приходит через чувства: слух, зрение, обоняние, осязание. Ум, заключенный в телесные узы, нуждается в материализации познаваемого, чтобы оно стало доступным для исследования органами чувств. Если вид объекта познания недоступен чувствам и не определяется никаким образом, сознание его придумывает. И тогда на основании выдуманного ум сочиняет веру в то, что придумал. Так возникли язычество, пантеизм, многочисленные религиозно-философские учения. Так появились идолы и обрядовые культы с жертвоприношениями. По мере возрастания человечества, пытливые умы не могли удовлетвориться изображениями идолов и истуканов, как достоверно изображающих объект поклонения. Человек рисовал и творил богов и духов так, как он это представлял в силу своей природы, т.е. изготавливал себе подобных по внешнему виду. Были, конечно, и поклонения идолам в виде животных, но опять – таки, это была визуализация видимого, мира как объекта культового поклонения. Все попытки людей увидеть или понять, как выглядит Бог ни к чему не приводили. Задавался этим же вопросом и Боговидец Моисей, на что в ответ от Бога услышал: «…лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх.33:20). Бог действительно невидим и непознаваем для всего сущего. Однако, создавая человека по образу и подобию Своему, Господь закладывал в нем некий отпечаток Себя, который с одной стороны делал его разумным, а с другой давал ориентир жизни – уподобление Создателю. Богословская наука говорит об образе Божиим, как о наборе божественных свойств, которыми Творец наградил человека: ум, воля, свобода, совесть, стремление к богоподобию. Это совершенно справедливо, поскольку никакая иная тварь во Вселенной подобными качествами не обладает. Но это ничего не говорит нам об образе Божьем, как о видимом объекте поклонения. Если человек не видит и не осязает объект почитания, то ему остается только верить, что он существует. И тогда возникает целый комплекс проблем, связанных с возникновением, обоснованием и действием веры в сознании. Требуется разработка универсального учения, которое бы, с одной стороны – формировало бы твердую убежденность в существовании невидимого, а с другой – раскрывало смысл и цель поклонения ему. Это обусловлено тем, что, утратив богообщение в раю, человек лишился видения, или созерцания Бога и всего мира. В раю Адаму и Еве знания были ни к чему. Все что им нужно было знать, они видели перед собой и поэтому необходимость в познании отпала сама собой, как и то, что мы сейчас называем «научные знания». По утрате прямого видения Бога или Его созерцания, человек был вынужден придумывать его образ, ибо богоподобие, т.е. стремление души к Создателю, никуда не исчезло, а значит требовало визуализации. Ранее мы уже писали в наших работах, что Премудрость Божия предвидела сотворение человека и его падение. Также на Совете Святой Троицы было предопределено нисхождение в мир и боговоплощение Сына Божьего, ради спасения человека и победы его над дьяволом. Создавая Адама по образу и подобию Своему, Бог учитывал будущее воплощение Сына в Человека Иисуса Христа, т.е. во всем подобным нам, кроме греха. Таким образом, наше человеческое тело было задумано именно таким, каким есть, а не иным только потому, что ему надлежало стать носителем Бога. Человек творился под Бога, Который должен был принять его облик. Это великая тайна приоткрывается нам в словах Христа: «Видевший Меня видел Отца» (Ин.14:9). Слова страшные и таинственные! По сути, Иисус говорит: вы первые, кто видит Бога лицом к лицу, и теперь знаете, как Он выглядит. Для Моисея это было невозможно в силу испепеляющей мощи божественной энергии. Нельзя было видеть Бога и остаться в живых, как нельзя опуститься на Солнце и не быть мгновенной уничтоженным, а сила Бога в неисчислимое количество раз превышает жар солнца на самой его поверхности. Предвидя необходимость боговоплощения еще до создания мира и человека, Бог заложил в Свое творение такой конструктив, выражаясь современным языком, который бы, с одной стороны – позволил бы с честью принять Самого Бога, а с другой – не причинить вреда людям, с которыми Ему предстояло общаться. Иначе бы все мгновенно бы погибли, и Христу просто не с кем было бы общаться и некого спасать. Когда Христос говорит: «Видевший Меня видел Отца», Он тем самым раскрывает великую тайну Божественного домостроительства. Он приближает человека лицом к лицу с Богом. Бог – это Святая Троица, Которая имеет Свои личные ипостаси, но единую природу. Соответственно Христос говорит: в Мом лице вы видите Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа: «Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне» (Ин.14:11). Это значит, что визуализация Бога впервые в истории человечества состоялась: лик Христа – это лик Бога во всей Его полноте. Но почему Бог являет Себя миру в образе Сына, а не в Своем собственном или в облике Духа? Ответ лежит в ипостасных свойствах каждого лица Святой Троицы. Помимо рождаемости от Отца, Сын по Его воле, творит все Духом Святым. И как Творец всего видимого и невидимого мира, Он является человеку в образе Им сотворенным специально для будущего воплощения. Своим боговоплощением Христос не только побеждает грех и умерщвляет смерть, но и берет за руку падшего человека и возводит его на Небо в лоно Святой Троицы. Ране Бог никогда с человеком лично не контактировал в силу вышеназванных причин. Но с приходом Спасителя, Господь становится другом и собеседником человеку, говорит с ним лицом к лицу. Этого даже Адам с Евой в раю не знали. Они только слышали Бога, как и Моисей. Все Евангелие основано на исторической личности Христа, чем Новый Завет и отличается от Ветхого. Живой человек и Бог, Христос вечно присутствует среди людей, делая веру не достоянием исключительно кастового священства или ортодоксальных иудеев, а учением доступным любому, уверовавшему в Него. Если в Ветхозаветной церкви вера в Бога поддерживалась откровениями пророков и чудесами Творца, то в Христианской церкви эта вера неразрывна с живой личностью Христа, как воплощенного Бога. Поэтому, неверующие в Бога или в Евангелие, обречены на более жестокие муки, потому что имели возможность уверовать через личное общение с Богом, но не сделали этого, отодвинув от себя Сына Божьего, а значит и собственное спасение.