Как формируется оценивание себя самооценка

Виктор Ляшенко
Начало http://proza.ru/2023/10/01/690

Оценивание себя формируется сразу, как только человеческое существо попало в культурную человеческую среду и стало принимать «человеческий облик».
Ведь что такое «человеческий облик»? Это вполне определённая «таковость», в которой заложены определённые образцы человеческого поведения: вот так себя вести – это по-человечески, а вот так – не по-человечески.
(«Хорошо быть кисою, хорошо собакою: где хочу – пописаю, где хочу – покакаю»).

Любая из человеческих культур прививает своим членам тот или иной человеческий облик сообразно самой себе. Другими словами, «производство человека» в культуре начинается с создания его личности, в которой и закрепляются образцы человеческого поведения. А инструментом её создания является оценка растущего человека.

Строго говоря, оценка призвана управлять поведением. Но поскольку мало кто умеет разделять поведение и самого человека и находить для такого разделения правильные слова, то на деле чаще всего оказывается, что оценка попадает в место самоидентификации. И мы становимся чуждыми самим себе.

Немногие родители осознанно, понимая, что именно они делают, проявляют своё отношение к ребёнку, как к человеку, к самим себе, как к человеку, друг к другу и к окружающим, как к людям, помогая этим ребёнку чувствовать, что при любом его поведении от него никто не отказывается, его не отвергают, а принимают в то время, когда негативно оценивают какие-то его поступки. Тогда у ребёнка формируется отношение к себе и оценка своей деятельности.

У тех, кому не так повезло (а это большинство), такого разделения не происходит. Обычно мы растём в среде, в которой человеческие отношения уступают отношениям предметным, в которых ценность человека уступает ценности соответствия неким представлениям о том, какими мы должны быть.
Тогда формируется самооценка, то есть оценивание себя, а не отношение к себе и оценка поведения.

И ребёнок, вырастая в такой среде, волей неволей воспринимает существующие правила игры: под воздействием среды он выбирает не просто становиться человеком (то есть самим собой), а становиться «таким человеком» (хорошим, правильным, послушным), отказываясь от самого себя.

ИЗВНЕ - ВНУТРЬ
Оценивание себя всегда начинается как внешний процесс. Ребёнок сначала оценивает другого на основании воспринятых от родителей оценок и установок («ты плохой», «Петя хороший»).

Со временем, научаясь выставлять оценки другим, он переводит этот оценочный механизм во внутренний план (это происходит автоматически), и начинает думать о себе, оценивать себя. Это называется интериоризацией ("вращивание").

Поэтому, оценивая себя, мы оцениваем себя со стороны, как если бы нас оценивал кто-нибудь другой. И, таким образом, оценка себя, это всегда оценка меня другим.

Когда мы оцениваем другого, мы всегда соотносим его с какой-то нашей собственной внутренней мерой, которой мы меряем самих себя. Поэтому оценивание другого есть всегда оценивание себя.

Заметьте, какая интересная штука получается: когда я оцениваю другого – я оцениваю себя. А когда я оцениваю себя, меня оценивает другой!

(Но вот вопрос: когда мы оцениваем себя и думаем, что нас именно так оценивают, действительно ли мы знаем, как именно нас оценивают другие, что у них те же самые критерии оценки, что и у нас, и они нас видят так же, как и мы сами себя?)

Итак, самооценка есть проявление отношения к себе и к своему поведению, обусловленное социальными нормами. Она отражает степень развития чувства самоуважения, ощущения своей ценности и вообще наше отношение ко всему тому, что входит в сферу нашего Я.

Самооценка скрыто или явно присутствует в любом нашем представлении о самих себе, пока мы озабочены тем, чтобы быть «каким-то»!
Самооценка, как ключевой координирующий аспект личности, управляет и состоянием, и поведением.
А это значит, что мы равно зависимы как от положительной, так и от отрицательной самооценки. И это является нашей основной проблемной: стремление к «плюсам» на самооценку и избегание «минусов» на неё, что попросту означает желание быть хорошим и не быть плохим. Самооценка является причиной наших основных проблем и источником несчастья.

ВЫХОД ТАМ, ГДЕ ВХОД
Кроме сказанного, можно ещё добавить, что, поскольку предназначение самооценки – оценка деятельности, то понимая это, мы выходим к понятию смысла, который определяет, задаёт деятельность.

Суть смысла выражается вопросом «зачем?/для чего?». И этот вопрос приводит нас к нашей действительной нужде (потребности).

В том случае, когда наша деятельность начинает определяться не оцениванием себя (самооценка, будучи главным управителем личности, переделяет в ней всё, каждый шаг и каждый чих), а нашими настоящими жизненными нуждами, мы можем начать постепенно выходить из-под гнёта самооценки, и учиться иным, человеческим отношениям с собой, переставая быть для самих себя вещью и функцией.

Другими словами, когда мы, собираясь нечто предпринять, сделать, совершить поступок, думаем не о том, какими мы будем (хорошими или плохими и как нас оценят), а своими смыслами и стоящими за ними потребностями (которые, если мы восприняли, впитали и присвоили человеческую культуру, не могут идти вопреки ей, против людей), тогда самооценка выполняет свою настоящую функцию (оценивает нашу деятельность и помогает её совершенствовать), а мы освобождаемся от её гнёта и становимся свободными творцами своей жизни.

Если говорить о психотерапевтическом контексте, то необходимо раскрывать энергию, сдержанную болью и страхом.