Шахматная идея на полях Книги перемен

Евгений Пимонович
 
    Начало см. http://proza.ru/2023/09/18/802.

   "Шахматы - чёрный ящик цивилизации?"
   Так я назвал однажды мне пригрезившееся http://proza.ru/2020/07/04/1121.

       Педант возразил, не раздумывая:
    -- нет, не чёрный! Чёрно-белый.
   
       Имея счастливый талант с учёным видом знатока коснуться до всего слегка, он же отметил также, что
   "Весь мир - театр" - это не по Шекспиру:

    "Это речение было хорошо известно ученым англичанам и западно-европейцам в целом еще в эпоху Средневековья (не позднее 12-го века).
     Оно восходит к древнеримскому выражению Totus mundus agit histrionem - "Весь мир лицедействует" (приписывается Петронию Арбитру). Но слава и авторитет великого драматурга таковы, что затмевают низкую истину".

     Такие люди, поклоняясь Хроносу, составляют большинство, как "незамужние ткачихи" из "Текстильного городка", песни, которую Майя Кристалинская часто пела по радио в моём школьном детстве...

     Другие улыбаются, вспомнив Пушкинское "...и Случай, бог изобретатель".
    Да, они могут и не знать о существовании ещё одного древнегреческого бога времени, Кайроса Крылатого. Но догадываются, что жизнь - "это миг между прошлым и будущим".
    Счастливый миг немногих!

   Время Хроноса растворяет материальную жизнь.

       Разбивает на осколки, фрагменты истории, искажает их, создавая в каждую следующую эпоху новую версию прошлого, собирая в паззл-аватару.

     А Кайрос, давая возможность сделать каждый миг неповторимым за счёт резонанса-вдохновения, подсказывает другому моему рецензенту:
      

        "... а ведь вы чуть прикоснулись к необъятной теме. Есть такие глобальные теории, что кто-то (бог?) при сотворении мира загрузил в файлы человека некоторые правила-скрижали, до которых нам простым смертным просто бы не дойти своим умом.

 Например, хлеб, таблицу Менделеева, шахматы.

 А гомосапиенс пытается развить, осознать саму суть игры. Прикоснуться к частице огромного айсберга. Навесить на его морозные льдинки свои детали и термины..."
   /из рецензий на "Шахматы - чёрный ящик..."/

   ###

   "Брат может не быть другом...", - начало фразы, которую приписывают Бенджамену Франклину -
    "... но друг — всегда брат."

    Партнёр по шахматной игре, независимо от рейтинга и результата партии - конечно же собрат, родственная душа!
     Не столько по времени внешнему, сколько по внутреннему, которым ведает Кайрос.
      Внутренним временем человека, которое он ощущает или нет, в зависимости от своего душевного устройства, умения настраиваться и восторгаться http://proza.ru/2023/09/18/802


   ...о том, что было до нас, до нашей эры, можно узнать только через посредников.
    И только с их помощью сложить мозаичную картинку Истории.

  Толмачи, особенно если они отдалены Хроносом на тысячелетия, помогая нам, вольно или невольно могут исказить смысл первоисточников, написанных под диктовку Кайроса.
 
    К примеру, изречение "ВЕРУЮ, ибо АБСУРДНО", распространённое и в христианской, и в атеистической среде.

     Каждый понимает его по-своему неправильно.
    

     "Credo quia absurdum", этот латинский афоризм, приписывают раннехристианскому богослову - ТЕРТУЛЛИАНУ, который жил  в римском Карфагене очень давно (160-225 гг.)

       Именно с него началась латинская христианская традиция, также он был одним из первых, кто объяснил концепцию Троицы.

      Корни афоризма "Верую, ибо абсурдно" -  в рассуждении Тертуллиана "О плоти Христа" 203 года.

      Популярность эта парадоксальная фраза приобрела во времена эпохи Просвещения, когда труды Тертуллиана начали ПЕРЕВОДИТЬ на английский, французский и немецкий языки.
       Именно тогда и возникло искажение первоначального смысла сказанного.
       Вольтер "лёгким движением руки" видоизменил цитату с "это верно, потому что невозможно" на "верую, ибо абсурдно".

     -- И фразу начали применять не только в качестве критики католиков, но и в качестве критики всей религии вообще,
как порочного метода познания действительности.

   Но у Тертуллиана вообще не было словосочетаний "верую, ибо невозможно" или "верую, ибо абсурдно".

   В первоисточнике он называл воскресение Иисуса невероятным, но несомненным, потому что авторы Евангелий, если бы хотели обмануть последователей, написали бы что-то более достоверное, чем воскрешение погребенного Иисуса...

    ... Книга перемен "И-цзин", ещё более древняя, была записана за тысячу лет до рождения Тертуллиана.

   

   Ю.К.Щуцкий, переводчик, репрессированный в 1937 году, посетовал:
 "Китайская Классическая Книга Перемен И-Цзин всегда пользовалась славой темного и загадочного текста, окруженного огромной, подчас весьма расходящейся во мнениях литературой комментаторов.
     Несмотря на грандиозность этой двухтысячелетней литературы, понимание некоторых мест "Книг Перемен" до сих пор представляется почти непреодолимые трудности, - столь непривычны и чужды нам те образы, в которых выражены ее концепции".

        Основу Книги составляют  64 символа — ГЕКСАГРАММЫ, каждая из которых выражает ту или иную жизненную ситуацию во времени с точки зрения её постепенного развития.   

    Символы эти состоят из шести черт; черты обозначают последовательные ступени развития данной ситуации.
    Черты, также называемые ЯО, бывают двух родов: или цельные, или прерванные посредине.

   Основы китайской философии о начале времени и всех начал так описаны в комментариях к И-цзин:
    "Таким образом, в Переменах есть Великий предел.
    Он рождает двоицу образов. ДВОИЦА образов рождает четыре символа. ЧЕТЫРЕ символа рождают восемь триграмм.
     ВОСЕМЬ триграмм определяют счастье и несчастье.
  Счастье и несчастье рождают великое деяние".

   Геометрическая точность прстулатов Бытия затуманена, однако, последней "лирической" фразой о счастии.

   "Что есть истина?" -  эта фраза из диалога Христа и Пилата воплощена художником Ге в шедевре, написанном поверх его же картины "Милосердие" ("Не Христос ли это?").

    Подобные вопросы легче задавать, чем отвечать на них:
   "Что есть истина?",
  "Что есть счастье?",
"Что есть несчастье?!",
"В чем величие деяния??"

   Какой ответ подразумевается в Книге Перемен?
    Разброс мнений и неточности перевода, дают повод пофантазировать!
   
   Написать свою версию поверх геометрической картины мира из древней рукописи !!

###

   Первые три этапа трансформации китайского корня жизни, Великого Предела очевидны: развилка Инь-Ян; на втором ярусе четверица побегов, поименованных Старшая Инь, Младший Ян, Мл.Инь, Ст.Ян.

   На третьем ярусе Древа Жизни листьям уже присвоены имена стихий:  Земля и Гром, Гора и Огонь, Вода и Озеро, Ветер и Небо.
   Это имена триграмм Ба гуа, китайских философских понятий, графически оформленных в трёхэтажные подобия иероглифов.
   Расположенные по кругу, они замкнуты в кольцо.

   Дальше графический след отсутствует, хотя, наверное, подразумевается.
     По логике удвоения в четвёртом ярусе вечно зеленеющего Древа символов фрагментов должно быть шестнадцать.

    Мой генератор чифр, помнится (http://proza.ru/2020/07/04/1121), производит именно столько число-фигур!   

       Используя 0 и 1, их можно представить и в двоичной форме; используя черты-яо - в виде квази-иероглифов, развивая идею триграмм китайской Книги перемен.

   А не похоже ли это на воплощение шахматной идеи, о которой так зажигательно поведал васюкинцам Остап?
 
 -- "Всё учтено могучим ураганом!", - уверял простодушных типичный представитель Homo Ludens,  живущий играючи, восполняя недостаток знаний импровизацией.

   Игроков ярких, блистательных - единицы.  Каждого из их оппонентов можно охарактеризовать и так: он "был, по мнению многих, ...учёный малый..."
   Такие могут попытаться связать логически триграммы и шахматные фигуры "с учёным видом знатока".

   Игра, как СТИХИЯ, позволяет погрузиться в неё настолько глубоко,  насколько ты подготовлен.
     Моцарт бросался в Игру так же как Бендер в воды Чёрного моря для очной ставки сослуживцев "Геркулеса"!

    Другим же нужно подостыть на бережку.
    Почертить на влажном песке линии, прерывистые и непрерывные.

    ... если использовать терминологию комментариев к "И-цзин", следующий за триграммами уровень символов будет состоять из рисунков триграмм с уточнением "старый" (изображая дополнительно прерывистую яо, Инь) и "новый" (непрерывная яо).

   Новая Земля и Старая Земля; Новое Небо и Старое Небо...

   На этом уровне развития 8 триграмм становятся шестнадцатью тетраграммами (четверограммами) с шахматными именами Король и слоновая Пешка; Ферзь и Слон...
 
   Свести полученные рисунки с именами шахматных фигур в таблицу и убедиться в неповторимости каждого вибрационного образа так же нетрудно, как и согласится, что в начале Игры каждая сторона надеется на выигрыш, имея равные шансы.

    Эта надежда эмоциональна и переменчива, от несчастья до счастья иногда не хватает одного темпа, одного хода.

    Игру можно назвать псевдоуверенным поведением в поле труднопредсказуемых изменений!

     Отмечая, что...

     ...число шахматных клеток совпадает с числом гексаграмм книги "И-цзин" - случайно ли?!

     ...на клетчатом поле битвы зашкаливает от эмоций: трагическая трясина ЦУГЦВАНГА; жертвенность ГАМБИТА; триумф ПРОХОДНОЙ ПЕШКИ; ступор ПАТА; кошмар ВЕЧНОГО ШАХА; беззащитность розового ДВОЙНОГО ШАХА; колорит АРАБСКОГО МАТА, поставленного конём и слоном!!

 
  ... и в вибрационной основе  фигур лежат триграммы, которыми записан "генетический" код игры:
 Замысел , Разрешение, Сцепление и Возбуждение.
    Утончение, Погружение, Пребывание и Исполнение (см. http://proza.ru/2020/12/01/134).
 
    ... шахматное общество состоит из варн (рисунок перед заголовком): брахман Ферзь, кшатрии-воины Ладья да Тура, вайшьи-караванщики на вьючных Слонах и Конях, и народец, шудры-пешки (самая многочисленные каста!).

  ...на шахматных подмостках можно спровоцировать противника на выступления (фигур), которые выгодны тебе.
— Изучить персонажей, понять мотивы, создать обстоятельства - разве Бог делает не то же самое?

   Невероятно трудно стать богом, но, играя, втягиваясь, постепенно начинаешь осознавать его парадоксальную логику,  пронзающую кармой несколько десятков (или сотен?) партий-перевоплощений...

      Понимаешь, почему синоним китайского иероглифа "Великое Деяние" (http://proza.ru/2023/09/13/599)
 именно КАРМА.

    Шахматная идея, как будто, записана на полях Книги Перемен И-Цзин "симпатическими чернилами" *).

    И проявляется постепенно, как в ванночке с проявителем под тусклым багровым фонарём в фотолаборатории прошлого.
   Quasi una fantasia ...

   /Выдержки из рукописи не найденной в Нью-Васюках записаны 7 октября 2023-го/.
 
   Продолжение в http://proza.ru/2023/10/10/802.

ПРИМЕЧАНИЕ.

*) Симпатические (невидимые) чернила — чернила, записи которыми являются изначально невидимыми и становятся видимыми только при определённых условиях (нагрев, освещение, химический проявитель).