Начало см.
http://proza.ru/2023/09/18/802.
"Шахматы - чёрный ящик цивилизации?"
Так я назвал однажды мне пригрезившееся
http://proza.ru/2020/07/04/1121.
Педант возразил, не раздумывая:
-- нет, не чёрный! Чёрно-белый.
Имея счастливый талант с учёным видом знатока коснуться до всего слегка, он же отметил также, что
"Весь мир - театр" - это не по Шекспиру:
"Это речение было хорошо известно ученым англичанам и западно-европейцам в целом еще в эпоху Средневековья (не позднее 12-го века).
Оно восходит к древнеримскому выражению Totus mundus agit histrionem - "Весь мир лицедействует" (приписывается Петронию Арбитру). Но слава и авторитет великого драматурга таковы, что затмевают низкую истину".
Такие люди, поклоняясь Хроносу, составляют большинство, как "незамужние ткачихи" из "Текстильного городка", песни, которую Майя Кристалинская часто пела по радио в моём школьном детстве...
Другие улыбаются, вспомнив Пушкинское "...и Случай, бог изобретатель".
Да, они могут и не знать о существовании ещё одного древнегреческого бога времени, Кайроса Крылатого. Но догадываются, что жизнь - "это миг между прошлым и будущим".
Счастливый миг немногих!
Время Хроноса растворяет материальную жизнь.
Разбивает на осколки, фрагменты истории, искажает их, создавая в каждую следующую эпоху новую версию прошлого, собирая в паззл-аватару.
А Кайрос, давая возможность сделать каждый миг неповторимым за счёт резонанса-вдохновения, подсказывает другому моему рецензенту:
"... а ведь вы чуть прикоснулись к необъятной теме. Есть такие глобальные теории, что кто-то (бог?) при сотворении мира загрузил в файлы человека некоторые правила-скрижали, до которых нам простым смертным просто бы не дойти своим умом.
Например, хлеб, таблицу Менделеева, шахматы.
А гомосапиенс пытается развить, осознать саму суть игры. Прикоснуться к частице огромного айсберга. Навесить на его морозные льдинки свои детали и термины..."
/из рецензий на "Шахматы - чёрный ящик..."/
###
"Брат может не быть другом...", - начало фразы, которую приписывают Бенджамену Франклину -
"... но друг — всегда брат."
Партнёр по шахматной игре, независимо от рейтинга и результата партии - конечно же собрат, родственная душа!
Не столько по времени внешнему, сколько по внутреннему, которым ведает Кайрос.
Внутренним временем человека, которое он ощущает или нет, в зависимости от своего душевного устройства, умения настраиваться и восторгаться
http://proza.ru/2023/09/18/802
...о том, что было до нас, до нашей эры, можно узнать только через посредников.
И только с их помощью сложить мозаичную картинку Истории.
Толмачи, особенно если они отдалены Хроносом на тысячелетия, помогая нам, вольно или невольно могут исказить смысл первоисточников, написанных под диктовку Кайроса.
К примеру, изречение "ВЕРУЮ, ибо АБСУРДНО", распространённое и в христианской, и в атеистической среде.
Каждый понимает его по-своему неправильно.
"Credo quia absurdum", этот латинский афоризм, приписывают раннехристианскому богослову - ТЕРТУЛЛИАНУ, который жил в римском Карфагене очень давно (160-225 гг.)
Именно с него началась латинская христианская традиция, также он был одним из первых, кто объяснил концепцию Троицы.
Корни афоризма "Верую, ибо абсурдно" - в рассуждении Тертуллиана "О плоти Христа" 203 года.
Популярность эта парадоксальная фраза приобрела во времена эпохи Просвещения, когда труды Тертуллиана начали ПЕРЕВОДИТЬ на английский, французский и немецкий языки.
Именно тогда и возникло искажение первоначального смысла сказанного.
Вольтер "лёгким движением руки" видоизменил цитату с "это верно, потому что невозможно" на "верую, ибо абсурдно".
-- И фразу начали применять не только в качестве критики католиков, но и в качестве критики всей религии вообще,
как порочного метода познания действительности.
Но у Тертуллиана вообще не было словосочетаний "верую, ибо невозможно" или "верую, ибо абсурдно".
В первоисточнике он называл воскресение Иисуса невероятным, но несомненным, потому что авторы Евангелий, если бы хотели обмануть последователей, написали бы что-то более достоверное, чем воскрешение погребенного Иисуса...
... Книга перемен "И-цзин", ещё более древняя, была записана за тысячу лет до рождения Тертуллиана.
Ю.К.Щуцкий, переводчик, репрессированный в 1937 году, посетовал:
"Китайская Классическая Книга Перемен И-Цзин всегда пользовалась славой темного и загадочного текста, окруженного огромной, подчас весьма расходящейся во мнениях литературой комментаторов.
Несмотря на грандиозность этой двухтысячелетней литературы, понимание некоторых мест "Книг Перемен" до сих пор представляется почти непреодолимые трудности, - столь непривычны и чужды нам те образы, в которых выражены ее концепции".
Основу Книги составляют 64 символа — ГЕКСАГРАММЫ, каждая из которых выражает ту или иную жизненную ситуацию во времени с точки зрения её постепенного развития.
Символы эти состоят из шести черт; черты обозначают последовательные ступени развития данной ситуации.
Черты, также называемые ЯО, бывают двух родов: или цельные, или прерванные посредине.
Основы китайской философии о начале времени и всех начал так описаны в комментариях к И-цзин:
"Таким образом, в Переменах есть Великий предел.
Он рождает двоицу образов. ДВОИЦА образов рождает четыре символа. ЧЕТЫРЕ символа рождают восемь триграмм.
ВОСЕМЬ триграмм определяют счастье и несчастье.
Счастье и несчастье рождают великое деяние".
Геометрическая точность прстулатов Бытия затуманена, однако, последней "лирической" фразой о счастии.
"Что есть истина?" - эта фраза из диалога Христа и Пилата воплощена художником Ге в шедевре, написанном поверх его же картины "Милосердие" ("Не Христос ли это?").
Подобные вопросы легче задавать, чем отвечать на них:
"Что есть истина?",
"Что есть счастье?",
"Что есть несчастье?!",
"В чем величие деяния??"
Какой ответ подразумевается в Книге Перемен?
Разброс мнений и неточности перевода, дают повод пофантазировать!
Написать свою версию поверх геометрической картины мира из древней рукописи !!
###
Первые три этапа трансформации китайского корня жизни, Великого Предела очевидны: развилка Инь-Ян; на втором ярусе четверица побегов, поименованных Старшая Инь, Младший Ян, Мл.Инь, Ст.Ян.
На третьем ярусе Древа Жизни листьям уже присвоены имена стихий: Земля и Гром, Гора и Огонь, Вода и Озеро, Ветер и Небо.
Это имена триграмм Ба гуа, китайских философских понятий, графически оформленных в трёхэтажные подобия иероглифов.
Расположенные по кругу, они замкнуты в кольцо.
Дальше графический след отсутствует, хотя, наверное, подразумевается.
По логике удвоения в четвёртом ярусе вечно зеленеющего Древа символов фрагментов должно быть шестнадцать.
Мой генератор чифр, помнится (
http://proza.ru/2020/07/04/1121), производит именно столько число-фигур!
Используя 0 и 1, их можно представить и в двоичной форме; используя черты-яо - в виде квази-иероглифов, развивая идею триграмм китайской Книги перемен.
А не похоже ли это на воплощение шахматной идеи, о которой так зажигательно поведал васюкинцам Остап?
-- "Всё учтено могучим ураганом!", - уверял простодушных типичный представитель Homo Ludens, живущий играючи, восполняя недостаток знаний импровизацией.
Игроков ярких, блистательных - единицы. Каждого из их оппонентов можно охарактеризовать и так: он "был, по мнению многих, ...учёный малый..."
Такие могут попытаться связать логически триграммы и шахматные фигуры "с учёным видом знатока".
Игра, как СТИХИЯ, позволяет погрузиться в неё настолько глубоко, насколько ты подготовлен.
Моцарт бросался в Игру так же как Бендер в воды Чёрного моря для очной ставки сослуживцев "Геркулеса"!
Другим же нужно подостыть на бережку.
Почертить на влажном песке линии, прерывистые и непрерывные.
... если использовать терминологию комментариев к "И-цзин", следующий за триграммами уровень символов будет состоять из рисунков триграмм с уточнением "старый" (изображая дополнительно прерывистую яо, Инь) и "новый" (непрерывная яо).
Новая Земля и Старая Земля; Новое Небо и Старое Небо...
На этом уровне развития 8 триграмм становятся шестнадцатью тетраграммами (четверограммами) с шахматными именами Король и слоновая Пешка; Ферзь и Слон...
Свести полученные рисунки с именами шахматных фигур в таблицу и убедиться в неповторимости каждого вибрационного образа так же нетрудно, как и согласится, что в начале Игры каждая сторона надеется на выигрыш, имея равные шансы.
Эта надежда эмоциональна и переменчива, от несчастья до счастья иногда не хватает одного темпа, одного хода.
Игру можно назвать псевдоуверенным поведением в поле труднопредсказуемых изменений!
Отмечая, что...
...число шахматных клеток совпадает с числом гексаграмм книги "И-цзин" - случайно ли?!
...на клетчатом поле битвы зашкаливает от эмоций: трагическая трясина ЦУГЦВАНГА; жертвенность ГАМБИТА; триумф ПРОХОДНОЙ ПЕШКИ; ступор ПАТА; кошмар ВЕЧНОГО ШАХА; беззащитность розового ДВОЙНОГО ШАХА; колорит АРАБСКОГО МАТА, поставленного конём и слоном!!
... и в вибрационной основе фигур лежат триграммы, которыми записан "генетический" код игры:
Замысел , Разрешение, Сцепление и Возбуждение.
Утончение, Погружение, Пребывание и Исполнение (см.
http://proza.ru/2020/12/01/134).
... шахматное общество состоит из варн (рисунок перед заголовком): брахман Ферзь, кшатрии-воины Ладья да Тура, вайшьи-караванщики на вьючных Слонах и Конях, и народец, шудры-пешки (самая многочисленные каста!).
...на шахматных подмостках можно спровоцировать противника на выступления (фигур), которые выгодны тебе.
— Изучить персонажей, понять мотивы, создать обстоятельства - разве Бог делает не то же самое?
Невероятно трудно стать богом, но, играя, втягиваясь, постепенно начинаешь осознавать его парадоксальную логику, пронзающую кармой несколько десятков (или сотен?) партий-перевоплощений...
Понимаешь, почему синоним китайского иероглифа "Великое Деяние" (
http://proza.ru/2023/09/13/599)
именно КАРМА.
Шахматная идея, как будто, записана на полях Книги Перемен И-Цзин "симпатическими чернилами" *).
И проявляется постепенно, как в ванночке с проявителем под тусклым багровым фонарём в фотолаборатории прошлого.
Quasi una fantasia ...
/Выдержки из рукописи не найденной в Нью-Васюках записаны 7 октября 2023-го/.
Продолжение в
http://proza.ru/2023/10/10/802.
ПРИМЕЧАНИЕ.
*) Симпатические (невидимые) чернила — чернила, записи которыми являются изначально невидимыми и становятся видимыми только при определённых условиях (нагрев, освещение, химический проявитель).