Игорь Владимирович Ильинский вторая часть - оконча

Борис Пономарев 3
Игорь Владимирович Ильинский (вторая часть — окончание)

Фильм вышел в прокат 24 апреля 1938 года. Он имел грандиозный успех, его посмотрели миллионы зрителей, и в этом «был повинен» и Игорь Владимирович, поскольку роль И.И.Бывалова в исполнении И.В.Ильинского оказалась, по сути дела, не менее популярной, чем роль «Стрелки» в исполнении Л.П.Орловой. За эту роль И.В.Ильинский получил Сталинскую премию и усиление народной любви по отношению к нему. Именно благодаря блестяще сыгранному им образу советского бюрократа, на кремлевском банкете по случаю дня рождения В.М.Молотова, И.В.Сталин обратился к нему со словами «мой друг», а затем сказал: «Товарищ Бывалов, Вы - бюрократ, и я — бюрократ! Мы с Вами поймем друг друга». И.В.Сталину очень сильно нравился фильм «Волга-Волга», который он смотрел шестнадцать раз, а исполнение И.В.Ильинским роли И.И.Бывалова нравилось ему не меньше, поэтому он выучил наизусть все реплики этого бюрократа. Возможно, что именно данная роль спасла И.В.Ильинского от лагерей в период репрессий. 

В том же 1938 году И.В.Ильинский получил приглашение работать в знаменитом московском Малом театре. Новость о появлении в данном театре «чужака» была воспринята с большим неудовольствием не только труппой, состоявшей преимущественно из Заслуженных и Народных артистов СССР, но и художественным руководителем театра Провом Михайловичем Садовским. Однако, такое негативное отношение к нему со стороны коллектива театра продолжалось относительно недолго. Он сыграл роль Хлестакова, и все умолкли, пораженные тем колоссальным успехом, который выпал в связи с этим на долю Игоря Владимировича. Критики писали: «Обнаружилось, что перед нами не только новый Хлестаков, но и новый Ильинский — зрелый художник реалистического искусства». Вскоре он стал одним из ведущих актеров Малого театра.

В 49 лет Игорь Владимирович овдовел. Его супруга Татьяна Ивановна Ильинская умерла от тифа. Она тоже была актрисой, но после замужества ушла из профессии, полностью посвятив себя заботе о муже. Они прожили вместе более двадцати лет. Детей у них не было. Смерть любимой жены чрезвычайно сильно потрясла Игоря Владимировича. Он взял в театре бессрочный неоплачиваемый отпуск и уехал на свою дачу во Внуково, чтобы быть рядом с могилой жены, похороненной на Внуковском кладбище. Компанию на даче ему составляла лишь овчарка по кличке Дедка. Игорю Владимировичу тогда было так горько, что он принял решение покончить с собой, добыл емкость с усыпляющим газом и накупил снотворного. Однако, что-то заставило его отказаться от такого шага.

Я узнал эту печальную историю довольно давно, и в тот же момент вспомнил старую пословицу, известную во многих странах нашего земного шара: «Если событие произошло один раз — это случайность, два раза — это совпадение, три — закономерность», причем она ожила в моей памяти совсем не случайно. Дело в том, что во время съемок немого боевика «Мисс Менд» Игорь Владимирович крепко подружился с двумя прекрасными актерами — Борисом Васильевичем Барнетом и,Владимиром Павловичем Фогелем. Оба они, к великому сожалению, в разное время покончили с собой. По этой причине, я до сих пор испытываю огромное облегчение в связи с тем, что И.В.Ильинский не осуществил свое намерение добровольно уйти из жизни, остановив жуткую цепочку трагических событий на стадии совпадения, а не на стадии закономерности. Он пробыл на даче два года, после чего вернулся в Малый театр и продолжил доставлять радость зрителям своей бесподобной игрой.

В это время он обратил пристальное внимание на одну из относительно новых актрис Малого театра — Татьяну Александровну Еремееву, имевшую почетное звание Заслуженный артист РСФСР и игравшую главные роли. Он решил познакомиться с ней поближе, между ними завязались дружеские отношения, а затем он сделал ей предложение. Ему тогда было 49 лет, ей — 37. Чувства оказались взаимными, и она приняла его предложение. Этот брак оказался для обоих чрезвычайно счастливым, они прожили вместе 36 лет, до самой его кончины. Через год после бракосочетания у них родился сын, которого нарекли Владимиром. Он оказался во всех отношениях настоящим подарком Судьбы. Будучи глубоко религиозным человеком, И.В.Ильинский без устали благодарил Всевышнего за появление сына. Позднее он писал: «Я поздно стал отцом. Лишь после пятидесяти лет я познал великое чувство отцовства. С грустью и недоумением думаю, ведь могло случиться так, что я не испытал бы этого».

Спустя некоторое время Судьба преподнесла Игорю Владимировичу еще один подарок: к нему обратился молодой начинающий кинорежиссер Эльдар Александрович Рязанов с неожиданным предложением сыграть роль бюрократа Серафима Ивановича Огурцова, исполняющего обязанности директора Дома культуры, в новой музыкальной кинокомедии «Карнавальная ночь». И.В.Ильинский поначалу отказался, мотивируя свой отказ тем, что он однажды сыграл роль бюрократа в фильме «Волга-Волга», поэтому повторяться не хочет. Но Эльдар Александрович не отступал, поскольку имел «ценное руководящее указание» Генерального директора «Мосфильма» Ивана Александровича Пырьева во что бы то ни стало «уломать» Игоря Владимировича, заставить его любой ценой принять это предложение.

Перед этим И.А.Пырьев уже сумел буквально силой заставить самого Э.А.Рязанова взяться за постановку данного фильма по сценарию драматургов Бориса Савельевича Ласкина и Владимира Соломоновича Полякова, поскольку Эльдар Александрович не соглашался на это из-за боязни провалить поручаемое дело в связи с отсутствием опыта по созданию художественных кинокартин, ведь на его счету было только несколько документальных кинолент и фильм-ревю «Весенние голоса». 

И.А.Пырьев, талантливейший кинорежиссер, имевший за плечами мейерхольдовскую школу актерского мастерства и режиссуры, обладал огромным опытом и изумительным режиссерским чутьем при подборе актеров для съемок фильмов, поэтому пользовался в кинематографической среде вообще, и на «Мосфильме» в частности, непререкаемым авторитетом. Э.А.Рязанов сумел, в конце концов, уговорить И.В.Ильинского взяться за исполнение роли С.И.Огурцова. Он практически всегда неукоснительно выполнял требования И.А.Пырьева, и никогда об этом не пожалел. 

Постепенно идея фильма увлекла Игоря Владимировича. Более того, он задал на съемочной площадке тон уважительного отношения к молодому режиссеру. И.В.Ильинский ни разу не опоздал ни на одну репетицию, ни на одну съемку, его очень сильно уважали. Выдающийся актер многократно повторял одну и ту же сцену, искал правильную интонацию и точную жестикуляцию. В итоге, С.И.Огурцов с его яркими репризными репликами стал центром карнавального действа. Благодаря этой роли в нашей стране возникла новая волна его популярности. Музыкальная кинокомедия «Карнавальная ночь» вышла в прокат 28 декабря 1956 года, и имела колоссальный успех. Она стала лидером кинопроката 1957 года с общим числом проданных билетов 48 миллионов 640 тысяч штук.

Следующей кинолентой Э.А.Рязанова была «Гусарская баллада», работу над которой он начал в 1961 году. Эту кинокартину Эльдару Александровичу было поручено создать к 150-летию Бородинской битвы, то есть к 7 сентября 1962 года. Несмотря на то, что многие руководящие лица в руководстве «Мосфильма» неодобрительно относились к решению Э.А.Рязанова снять Игоря Владимировича Ильинского в роли великого российского полководца, генерал-фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова, главнокомандующего русской армией во время Великой Отечественной войны 1812 года против войск французского императора Наполеона Бонапарта, ему удалось это осуществить, как говорится, всеми правдами и неправдами. Эту роль И.В.Ильинский сыграл блестяще. М.И.Кутузов в его исполнении был обаятелен, мудр, хитер, чрезвычайно добр, что вызывало у зрителей по отношению к нему любовь и уважение. 

29 августа картина была полностью готова, но именно с этого момента начались большие неприятности. Дело в том, что «Мосфильм» тогда находился в ведении Министерства культуры СССР, которым руководила Екатерина Алексеевна Фурцева. Она посмотрела готовый фильм и пришла в страшное негодование, заявив при этом, что снимать комика в роли великого русского полководца и спасителя нашего Отечества просто бестактно! Екатерина Алексеевна пригрозила отменить премьеру фильма до тех пор, пока в фильме не будут пересняты все сцены, в которых снимался И.В.Ильинский.

Но в нашей жизни, к счастью, спасение иногда приходит совершенно неожиданно, когда кажется, что уже нет никакого выхода из создавшейся трагической ситуации. И таким спасением стал телефонный звонок из газеты «Известия»: сотрудники данной газеты попросили показать им «Гусарскую балладу» в их редакционном кинозале. Эльдар Александрович не смог отказать в этой просьбе, тем более, что главным редактором данной газеты был Алексей Иванович Аджубей, прекрасный журналист и публицист, к тому же и муж Рады Никитичны Аджубей, заместителя главного редактора журнала «Наука и жизнь», одного из лучших научно-популярных журналов Советского Союза, родной дочери Генерального секретаря ЦК КПСС Никиты Сергеевича Хрущева.

Всем журналистам, включая самого А.И.Аджубея, фильм чрезвычайно понравился, и по этой причине в «Неделе», субботнем приложении к газете «Известия», появилась статья известного кинокритика Натэллы Георгиевны Лордкипанидзе, в которой она хвалила фильм, называя его замечательным, в котором самой замечательной была работа Игоря Владимировича Ильинского, создавшего потрясающий, смешной, полнокровный, величественный образ народного героя, полководца, князя, фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова. О том, что А.И.Аджубей был зятем Н.С.Хрущева, было прекрасно известно и Е.А.Фурцевой, поэтому данной статьи оказалось совершенно достаточно для того, чтобы она сразу же забыла о всех своих претензиях к данному фильму. 7 сентября в московском кинотеатре «Россия» состоялась торжественная премьера фильма, после чего он вышел в прокат. В течение года его с удовольствием посмотрели более 48 миллионов зрителей.

К концу своей жизни Игорь Владимирович Ильинский почти полностью ослеп. Умер он в Москве 13 января 1987 года на 86-м году жизни. Панихида имела место в Малом театре, в котором он проработал около 50 лет, после чего был похоронен на Новодевичьем кладбище. Его супруга Татьяна Александровна Еремеева, Народная артистка РСФСР, скончалась на 100-м году жизни в Москве 28 ноября 2012 года, и была похоронена рядом с мужем.   

Борис Пономарев