К истории места. Балтийский завод

Светлана Федорова-Роблес
К ИСТОРИИ МЕСТА. БАЛТИЙСКИЙ ЗАВОД

Балтийский судостроительный завод (Изображение с почтовой карточки).
ФОТО-СЕРИЯ. «Балтийский завод» в 70-е годы XIX века и 2020 г. Из архива Балтийского завода.

Поражение в Крымской войне (1853-1856 гг.) оказало мобилизационное воздействие на развитие Российской империи и в частности на судостроительную отрасль экономики.   На волне всероссийских преобразований и открылось предприятие купца 1-й гильдии Матвея Егоровича Карра и инженера-судостроителя Марка Львовича Макферсона. Со дня своего основания 13 (26) мая 1856 г. предприятие (позднее стало называться Балтийский судостроительный завод) размещалось на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. Там осваивались новые проекты судов и кораблей, которые в дальнейшем строили и другие предприятия страны.

«Завод специализировался на постройке металлических кораблей для военного флота Российской империи, а также паровых машин и других судовых механизмов. В 1862 году была построена Броненосная канонерская лодка «Опыт». Она стала первым отечественным металлическим кораблём. За 30-40 лет до того, как весь мир освоил технологию строительства и тактику боевого использования подводных лодок, на предприятии построили корабль, который по многим параметрам отвечал своему назначению - подводную лодку по эскизам и чертежам Ивана Фёдоровича Александровского (1866 год). В 70-е годы ХIX века на предприятии построили броненосный корабль береговой обороны «Адмирал Лазарев», который положил начало броненосному судостроению в России. Этот фрегат оставался в строю российского флота целых четыре десятилетия. В 1877 году на заводе построили первую в России паровую машину мощностью 5300 лошадиных сил.  Балтийский завод первым приступил к серийному строительству кораблей (крейсера типа «Победа», броненосцы) и подводных лодок типа «Барс», «Морж», ничем не уступающим лучшим зарубежным образцам. Подводная лодка «Минога» стала первой российской субмариной, оснащённой дизельной силовой установкой с реверсивным устройством…»

(ИСТОЧНИК. Балтийский завод. История завода URL: https://www.bz.ru/about/history/).

К БИОГРАФИИ ОТЦА ПРОФЕССОРА БОТАНИКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МИХАИЛА ВАСИЛЬЕВИЧА МАРКОВА

В период с 1991 по 1997 гг. в столярных мастерских Балтийского судостроительного завода работал Василий Алексеевич Марков. После приобретения профессионального стажа он был приглашён на работу в Царицынское ремесленное училище. Такая стратегия подбора кадров для профессиональных образовательных учреждений империи была принята.

                Светлана Федорова, Казань, 7 октября 2023 г.