Взаимоотношения Лота с Авраамом. Извлекаем уроки

Григорий Попов
В жизни так бывает. Рядом с нами находятся люди и в зависимости от нашего отношения к ним, складывается так или иначе наша судьба. Например, соприкасаясь с праведными людьми, мы можем проигнорировать их наставления, посчитав их слишком религиозными или наоборот, послушать их, если мы к ним относимся с уважением. Конечно же, от нашего действия, будут соответствующие последствия.

Лот удивительная личность. Мы редко о нём говорим. И хотя его имя упоминается всего лишь в нескольких главах книги Бытия, а именно в 11, 13 и 19, тем не менее, он был свидетелем всей жизни Авраама. Когда мы говорим о Лоте, мы не можем не говорить об Аврааме, Сарре и именно от того, как он оценил и как отреагировал на жизнь этих людей, сложилось и его собственная жизнь.

Вполне понятно, почему в некоторых местах Писания Лота называют праведником. У него был пример - жизнь Авраама. Отношения Авраама и Фарры – были те внутренние причины, которые формировали его, как личность, он жил в их семье.

С одной стороны, Лот был воспитан, как праведник, с другой, в какой то момент он стал относиться к Аврааму с пренебрежением. Это случилось после того, как Авраам отдал свою жену фараону. И хотя открытой реакции Лота в Библии мы не видим на этот проступок, тем не менее,
в Быт 13 гл читаем:.

1 И поднялся Аврам из Египта, сам и жена его, и все, что у него было, и Лот с ним, на юг.
2 И был Аврам очень богат скотом, и серебром, и золотом.
5 И у Лота, который ходил с Аврамом, также был мелкий и крупный скот и шатры.
6 И непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе, ибо имущество их было так велико, что они не могли жить вместе.
7 И был спор между пастухами скота Аврамова и между пастухами скота Лотова; и Хананеи и Ферезеи жили тогда в той земле
(Быт.13:1-7).

Обратим наше внимание, что оба они были богаты и что конфликт произошёл не между Авраамом и Лотом, а между их пастухами. Даже не конфликт, а некий спор. Они не могли поделить водоём или пастбище, в общем, что то они не поделили.

Разбирая это место Писания, мы можем заметить, что на тот момент, Лот, как и Авраам имел свою семью. И вот, в этой ситуации, он принимает пассивное участие, он не вмешивается в спор, а может быть, он игнорирует поручение Авраама, когда тот сказал: "иди и разберись с ними".

А может быть, даже стал возмущаться: "как это так?! Обижают и притесняют моих пастухов",- или может быть сказал, что бы притесняли пастухов Авраама.

Можно сказать, что его решение, его действие или бездействие, было продиктовано любовью к богатству, может быть к личной власти и не почтением к Аврааму.

Лот не пошёл к Аврааму и не сказал: "Ты знаешь, благодаря тебе, у меня такие большие стада, но между нашими пастухами происходит спор! Забери половину от того, что я имею, да не будет между нами разногласия".

Лот мог бы почтить Авраама материально, за то, что тот взял его с собой, но он этого не сделал.

Вы знаете, что почтение, может проявляться и в материальном, например в подарках, заработной плате и т. д?! Например, забегая вперёд, помните что сделал Авраам, когда освободил Лота из плена 4 царей – он отблагодарил Бога десятиной.

Библия говорит:

Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. (Еф. 6:1)
Справедливость требует – интересное выражение.
Мы все прекрасно знаем, что мы должны почитать своих земных родителей. Да это так.

Кем был Авраам по отношению к Лоту? Приёмным отцом.

Должны ли мы относиться с почтением к родителям? Конечно, да.

Так в чём должно проявляться наше почтение? Библия говорит – в послушании!

Чтобы конфликт не набирал силу, Авраам сказал Лоту:

да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими, ибо мы родственники Быт.8
Когда люди проявляют недовольство – почтение исчезает, уважение уходит куда-то на задворки. Спор привёл к раздору. Аврааму приходится напоминать Лоту, что они родственники.

Как часто и у нас, какой-то спор может привести к тому, что мы забываем о почтении к родителям, наставникам, учителям.

Болезнь нашего века в том, что немного став на ноги, мы начинаем чувствовать себя самостоятельными.

У нас не должно быть никакой значимости.В нашем сердце должна быть хвала и поклонение Богу!

Чем больше у нас своей значимости, тем меньше в нас хвалы и поклонения Иисусу Христу!

Непочтение делает людей чужими. Так случилось с Лотом и Авраамом.

Лот почувствовал, что в определённый момент, он может быть независимым и первым в своём кругу.

Но независимость Лота привела его в плен.

И что мы видим? Авраам бросается на помощь Лоту. Если ранее он был испуган в Египте, то на этот раз, Авраам идёт на помощь.

14 Аврам, услышав, что сродник его взят в плен, вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал [неприятелей] до Дана;
15 и, разделившись, [напал] на них ночью, сам и рабы его, и поразил их, и преследовал их до Ховы, что по левую сторону Дамаска;
16 и возвратил все имущество и Лота, сродника своего, и имущество его возвратил, также и женщин и народ. (Быт.14:14-16)
Но даже после этого, Лот не остаётся с Авраамом, Он продолжает жить среди грешного народа, чем ставит себя в очень опасное положение. Мы знаем, что тот город, где Лот жил, был в дальнейшем разрушен.

Авраам, зная что случится с Содомом и Гоморрой, заступается за него. Авраам  ходатайствует за Лота, он молится за него. Была ли молитва Авраама напрасной? Нет. Бог пришёл и предупредил племянника.

Молитвой мы можем обезопасить наших близких.

Часто ли мы молимся за наших друзей? Часто ли мы молимся за пастырей и за служителей? Часто ли мы делаем молитвенный покров, что бы  им призвать защиту и помощь Господа? А ведь в этом, так же наша забота за близких нам людей и почтение, кто этого заслуживает.

Но вернёмся к Лоту.

Когда Лот узнал, что Содом будет разрушен, он с позволения Господа идёт к своим зятьям и говорит им о будущем бедствии.

14 И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит.
(Быт.19:14)
Зятьям показалось, что Лот шутит.

Было ли в реакции молодых людей почтение к Лоту? Почему так произошло? Была ли в этом причина самого Лота? Всегда ли мы серьёзно относимся к тому, что говорит пастырь?

Лот однажды не почтил Авраама, мы разбирали уже это место. Когда он не почтил, он как бы сам спроецировал будущее. Господь говорит по этому поводу:

И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. Лук.6:31
Всё взаимосвязано.

Интересно, как бы сложилась история, если бы народ Израильский подумал, что Моисей шутит?!

И второй момент, как родители того времени, когда жил Моисей, убеждали своих детей следовать за Моисеем? Соответствует ли это тому, как мы убеждаем своих детей идти в церковь?

Обычно мы разделяем любовь и строгость, но Бог говорит, что бы мы объединили эти 2 понятия. Библия говорит, что бы мы говорили с твёрдостью и с любовью одновременно.

Как мы знаем, история Лота закончилась для него не самым лучшим образом.

Жена Лота стала соляным столбом, поскольку оглянулась назад (Быт.19:26)
Все свое имущество он потерял дважды
В конечном итоге, его изнасиловали две его же дочери
Библия говорит:

Так как они сеяли ветер, то и пожнут бурю Ос.8:7.
Жизнь Лота могла бы завершиться совершенно другим образом, если бы он остался с Авраамом. Что именно послужило причиной того, что дороги Авраама и Лота разошлись: то ли то, что Лот осудил Авраама, когда они были в Египте, то ли то, что пастухи не нашли общий язык, как бы то там не было – всё это имело в себе корень непочтения Лота к Аврааму.

Это непочтение он, так же показал и Богу, когда не послушав Его "идти в пещеру", пошёл в город. Его Господь вывел за руку, но у Лота было дерзновение перечить Богу. Тем не менее, всё равно было так, как сказал Господь, они далее пошли в пещеру.

Нам очень важно быть послушными Богу, очень важно быть почтительными со служителями и пастырями в частности.

22 Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. (Иак.1:22)
Обман.

Лот думал, что он праведен, но сердце его стремилось к Содому. Порой и мы так обманываем себя. Нам надо покаяться в том, что мы стремимся к лучшему, как Лот, но не всегда чувствуем и  проявляем почтение к руководителям церкви.