Из воспоминаний - Миниатюра 27

Елена Тумина
Продолжение к Миниатюрам 22-26 и некоторым другим, разбросанным по номерам в хаотичном порядке.
-------------------------------------------------------

Случайная встреча летом на отдыхе в Прибалтике с одной из моих институтской учительниц немецкого языка, вызвала у неё желание поучаствовать в моей судьбе. Она устроила перевод меня в более сильную групу. Я не знаю, как это было оформлено, так как я даже не подозревала о возможности поменять группу.

Другим последствием нашего непродолжительного совместного отдыха, стало желание молоденьких преподавательниц кафедры немецкого языка поехать со мной вместе отдохнуть летом. Видно моя знакомая учительница выставила отдых со мной, как что-то интересное и авантюрное. Но ни с кем из учительниц я больше совместно не отдыхал, за исключением преподаватгельницы, которая меня натаскивала на вступителные экзамены. Но это было позже.

Она мне предложила поехать совместно с ней в пансионат в Пицунду. Путёвки туда было достать трудно, а у неё была такая возможность. Мы поехали. Характер у неё был противный, и мы там с ней уживались трудно. Я зажила в Пицунде своей жизнью: море, спорт, бары, флирт... А она сидела и злилась на меня. Оказалось, что она взяла меня с собой "для отвода глаз", так как к ней в Пицунду должен был приехать её любовник,  но он не приехал.

Я не помню точно, после какого курса меня перевели в более сильную группу - то ли после первого, то ли после второго, но настал момент, когда я вошла в новый класс. Группа приняла моё появление сдержанно, по крайней мере её женская часть. Но, правда, девушки в группе были "серьёзные", возможно, такая рекация была скорее благожелательной, чем негативной.

Инфорамция о том, в какую группу меня переводят,  меня сильно обрадовала, так как я оказалась в одной академической группе с Димкой, в которого я безумно влюбилась с первого взгляда, как только вошла в автобус, который нас вёз "на картошку".  Он, правда, был в группе испансого языка, а я немецкого, но поскльку мы оказались в одной академической группе, где ещё была группа английского языка, то совпадение было просто нереальное.

Немецкая группа, в которую попала я, была исключением из правил в плане состава студентов. В группе было три двушки и два парня, и ещё пришла я. Во всех остальных группах преобладали мужчины с большим отрывом в процентном отношении.

Народ в немецкой группе был сильный, да и в академической тоже. Одновременно со мной в английскую группу откуда-то перевели Вальку. Я стала свидетелем разговора с ним ребят из нашей академической группы. Они просто подошли к нему и сказали: "Нам здесь троечники не нужны. Наша группа никогда ниже третьего места по курсту не опускалась. Или учись прилично, или уходи из нашей группы. Понял?"

Валька понял. Из группы не ушёл. Стал стараться подтянуть успеваемость.

Студентки в немецкой группе были не очень расположены к дружбе. Ну это что называть дружбой. С одной девушкой мы были очень разные - у неё была своя компания, а подружки моего склада остались в академической группе, из которой меня перевели, и с ними я дружила вплоть до окончания института. Хотя по непонятной мне причине, обстоятельства складывались так, что мы с этой согрупницей несколько раз сталкивались по жизни и либо просто оказывались рядом, практически не общаясь, либо она приходила мне на помощь.

Двое других девушек ни с кем особенно не дружили. Тем не менее, когда после окончания института, я осталась без распределения, и, соответственно, без работы, одна из моих согрупниц проявила обо мне заботу, попросив своего отца, без моего ведома, взять меня к нему на работу. Я была удивлена её поступком, оценила его, но тем не менее от предложенной работы отказалась, хотя, может быть, и напрасно.

С другой согрупницей мы периодически играли в большой теннис и несколько раз куда-то вместе ходили. А ребятам я пришлась по душе. Я им нравилась, мы весело общались, и я даже чуть было не вышла замуж за одного из них.

Мы иногда собирались все вместе дома у одной из согрупниц и весело проводили время в интересных разговорах в непринуждённой атмосфере. Как обычно, после таких посиделок, я ехала ночевать к Ленке, моей подружке из другой академической группы, или оставалась у кого - нибудь ещё, так как ехать домой мне было далеко, все это знали, и звали меня переночевать у себя.

Забегая вперёд, скажу, что две согрупницы сделали "карьеры", а одна стала домохозяйкой, проведя большую часть жизни за границей, куда отправили работать её мужа, тоже студента нашего потока, а ребятам с карьерой не повезло.

Мы все были сильными и умными, никто ни под кого не подстраивался - жили своей головой, но друг друга уважали и мнения друг друга воспринимали всерьёз. Мы как-то стояли около классной комнаты, где должен был состояться урок немецкого языка, когда к нам подошла моя знакомая учительница немецкого языка и стала нам что-то говорить о том, что та учительница, которая должна была вести у нас урок, плохая, что её надо увольнять из института, что у неё проблемы на кафедре и что будет лучше, если мы сорвём урок - куда нибудь сбежим, а на занятие на пойдём.

Я точно не помню, что именно она говорила, так как для себя я "поставила заслон" непонятным обвинениям. Мои согрупники, тем не менее, прониклись наветами этой учительницы, и, когда она ушла, собрались "на выход". Я осталась стоять у двери в класс.

"Ты идёшь?" - спросили меня они.

Я сказала, что я никуда не пойду. Не вижу причин обижать человека.

"Но это же твоя знакомая нас просила?" - сказал кто-то.

"И что?" - ответила я. "Если моя знакомая просит меня поступить подло, я что должна это делать?"

"Ну твоя знакомая правду говорила. Эта учительница перегружает нас заданиями, да ещё в Библиотеку Иностранной Литературы нас отправила, что-то там читать. У нас нет времени."
 
"Мы зачем в институт поступили?" - спросила я. "Чтобы чему-то научиться. Да, задаёт много, но мы и знать будем хорошо и много. Я никуда не пойду, даже если вы все уйдёте. Я останусь здесь и считаю, что вам тоже нельзя никуда уходить."

Согрупники стали думать. Затем, помявшись, один за одним решили остаться.

Мы стояли и молчали, не глядя друг на друга.

Затем пришла учительница. Мы зашли в класс. Учительница была женщиной несколько необычной внешности и манеры поведения - жёсткая, безэмоциональная, требовательная и красивая. У такой точно должны были возникнуть проблемы в женском коллективе.

Учительница была на грани нервного срыва. Было похоже, что она вот-вот разрыдается. Она в чём-то стала нас обвинять, что мы что-то делали не так или говорила что-то ещё. Мы сидели, опустив головы, и, как я понимала, мы все были рады тому, что не сбежали с урока.

Наступило время экзамена по международному транспорту. Наша группа дожна была сдавать экзамен после другой группы, где учились сильные ребята. Нам было интересно, какие оценки они получают. Они выходили из класса с тройками, хотя были сильными студентами и всегда сдавали экзамены на пятёрки и четвёрки.

Мы стали нервничать, так как понимали, что студентам нашего уровня ставят тройки.

Предыдущая группа заканчивала сдавать экзамен, а никто из нас не хотел идти в класс. Мы все боялись. Дело закончилось тем, что мы стали бегать по институту и прятаться от учителей и администрации. В конце концов нас отловили и сказали, что если сейчас никто из нас не войдёт в класс, то нам всем поставят двойки. Пришлось заходить. Я не помню, какая по счёту вошла я, но мне поставили пятёрку, хотя я видела, что преподаватели не хотели мне её ставить, и гоняли, и гоняли меня по дополнительным вопросам. Ну и в целом мы сдали экзамен хорошо.

Был в нашей испанской группе один студент из Казахстана. Русский парень. Я его воспринимала как-то настороженно. Ребята про него говорили, что он мыслит мировыми масштабами. Парень занимался какими-то боевыми искуствами, то ли каратэ, то ли чем-то подобным. У него была непереносимость алкоголя. Ему было совершенно противопоказано пить. Однажды он пришёл в гости к нашим согрупникам, которые недавно поженились, и напился. Выйдя от них глубокой ночью, парень пошёл бродить по Москве, каким-то образом дошёл до Библиотеки Иностранной Литературы, подумал, что это вход в метро, разозлился что его внутрь не пускают, и каким-то приёмом вышиб огромное витринное стекло.

Приехала милиция, его арестовали, и стали его обвинять в том, что он преднамеренно совершил диверсионный акт. Дело стало принимать политический оборт. Благо, что родителям ребят, в гостях у которых он был, удалось прекратить это дело. Сокурсники, которые недавно поженились, и у которых он напился, позже уехали работать за границу, и мужа выслали из страны пребывания как персону нон грата.

А у нас наступил экзамен по философии. Философию я не любила, на лекции не ходила, и всегда сталкивалась с лектором, когда он выходил из аудитории после лекции, а я в неё заходила. А теперь мне предстояло сдавать ему экзамен. Я нервничала. Я подошла к студентке из группы, которая сдавала экзамен на три дня раньша нас. Она сдала экзамен на пятёрку.

“"Ирка", как "Филисофия" читается?’ - спросила я.

"Ленка, как детективный роман", - ответила она мне.

Меня такой ответ обнадёжил и настроил на победу.

Я приехала домой, достала учебник по философии и стала его листать. К моему удивлению, у меня начала работать фотографическая паять. Я смотрела на страницу, и, не читая её, запоминала наизусть. Так я выучила наизусть учебник и какую-то маленькую брошюрку. Мне надо было ещё осилить "Роль труда в превращении обезьяны в человека", но голова моя, видно, была уже набита до отказа, и "обезьяна" туда не помещалась.

Экзамен был сложный, группа волновалась. Я, как обычно, сдавала экзамен предпоследней. О чём меня спрашивал преподаватель я не понимала, я просто слышала знокомые словосочетания, и выдавала ему наизусть соответствующую цитату из учебника. Озадаченный преподаватель смотрел на меня, а я цитировала и цитировала, как робот. Он мне поставил пятёрку, но, я так и не знаю, усвоила я этот курс или нет.

Были ли студенты, которые баловались наркотиками, запрещёнными кассетами с порнухой, и чем-то ещё запрещённым? Я не знаю. Возможно. Родители многих студентов работали за границей, оттуда, вполне возможно, "недозволнности" и соблазны могли проникать. Были студенты из других союзных республик со своими особенностями. Доказательств у меня нет. В моём кругу общения ничего подобного не было, но, годы спустя, выяснилось, что некоторые бывшие сокурсники "из других кругов" по прошествии лет умерли от наркотиков. Очевидно, часть советской элиты, уже шла по пути, который привёл в конце концов к смене строя в стране. Но в институте я этого не видела.

Ну вот, на этом я закончу официальную часть о МГИМО глазами студентки и дальше немного расскажу об обычной студенческой жизни, хотя специфика наших студентов также, вероятно, проявлялась и в ней.