Поющая китаянка, дочка русской балерины

Антон Боровиков
The one who writes the book
Is the likeliest to fall
Part of being an adult
Is the feeling you're a fraud
Liberation was the first step
But that too becomes a brand
No matter where you pledge allegiance
You'll always be damned
Michelle Gurevich

Продолжаю говорить о любимых музыкантах. Как-то, блуждая по дебрям YouTube, натолкнулся вот на этот трек: https://youtu.be/FQMmvXkGLzA?si=-6V-5O9hZhCQezRd

Не знаю, чем-то зацепила исполнительница - мелодичностью ли, тембром голоса или манерой исполнения, но с той поры я переслушал практически все доступные в Сети треки Мишель Гуревич, ибо так певицу и зовут.

Итак, знакомьтесь: Мишель Гуревич из Торонто, Канада. Дочка еврейских иммигрантов из СССР, папа был инженером в Ленинграде, мама, ни много ни мало - балериной в Кировском балете, а позже - преподавателем в балетной школе (ей посвящена песня Мишель Russian Ballerina, кстати, эта песня использовалась как музыкальная тема в рекламе телефонов Nokia). Наверное, какая-то, как у нас принято говорить, душевность в песнях Мишель объясняется именно советским происхождением. Мишель долго мечтала о работе в кино, но не сложилось, и наша героиня начала свою музыкальную карьеру. "В итоге я просто попыталась написать песню и обнаружила, что это не только дешевле, но и результат приносит быстрее», - говорит сама Мишель. Но и в кино Мишель тоже попала, пусть и косвенно - ее песня Lovers Are Strangers стала главной темой латвийского фильма Kolka Cool, а песни Party Girl и I’ll Be Your Woman вдохновили французских кинематографистов на создание фильма Party Girl.

Первые треки Мишель записывала в собственной спальне. Тогда же появился и псевдоним Chinawoman (Китаянка), появившийся случайно, когда Garageband* спросил у Мишель, как же называется ее группа. Правда, впоследствии Мишель решила, что все-таки она совсем не китаянка, и стала выступать под собственным именем.

Певица говорит, что ее творчество было вдохновлено Аллой Пугачевой (упс!), Адриано Челентано, Шарлем Азнавуром, Френсисом Леем, Йоко Оно и Нино Рота, а также киноработами Федерико Феллини. Дотошные критики определяют стиль Мишель как slow-core (или sad-core, что ближе к истине - вековая еврейская печаль таки присутствует) или lo-fi. Я не силен в жанровой классификации, посему скажу проще - творчество Мишель глубоко лирично и проникновенно.

Это действительно такая тихая и мудрая лирика с флером меланхолии. Будь то песни о любви First Six Months of Love, Ho Fatto L'amore Con Me (дань уважения Челентано), Love From a Distance о перипетиях любви на расстоянии, философские Art Of Life или End Of An Era, или пронзительная Blue Eyes Unchanged о неизбежности старости. Мелодии, на первый взгляд простые и незамысловатые, трогают и, что называется, «цепляют» сразу. Наверное, когда критики говорили про lo-fi, они и имели в виду, что Мишель поет тихо, иногда даже вкрадчиво, но это тот тихий голос (по диапазону у Мишель контральто), который завлекает и привязывает. Та самая тихая грусть, как я уже сказал, песни Мишель в массе своей достаточно печальны, иногда даже трагичны. Но все это очень жизненно - строго говоря, жизнь достаточно печальная штука, n’est pas?

Да, наверное, влияние Нино Рота в мелодизме Мишель очень чувствуется, и это хорошо. Но я бы, наверное, упомянул другого великого музыканта. Иногда просто явственно ощущается, что Мишель - практически женская реинкарнация Леонарда Коэна, так же мелодична, спокойно мудра и проникновенна.

Посему, если вы склонны послушать прекрасные, очень личные и вместе с этим говорящие о чувствах каждого песни - добро пожаловать в мир Мишель Гуревич и ее творчества.



* Garageband - домашняя станция звукозаписи