Игорь Владимирович Ильинский первая часть

Борис Пономарев 3
Игорь Владимирович Ильинский (первая часть)

Свое новое повествование я посвящаю Игорю Владимировичу Ильинскому, великому актеру и замечательному человеку, которого искренне любили и продолжают любить до сих пор как наши театралы, так и широчайшие массы кинозрителей. При этом я просто обязан проинформировать читателей и о том, что руководство Советского Союза также самым должным образом оценило его громадный вклад в развитие культуры и искусства страны. Вот перечень государственных наград и почетных званий легендарного И.В.Ильинского:
- Герой Социалистического Труда (1974) 
- Орден Ленина, трижды (1967, 1971, 1974)
- Орден Октябрьской Революции (1986)
- Орден Трудового Красного Знамени, трижды (1939, 1949, 1961)
- Орден Дружбы Народов (1981)
- Народный артист СССР (1949)
- Лауреат Сталинской премии первой степени, трижды (1941, 1942, 1951)
- Лауреат Ленинской премии (1980)
- Медали

Я думаю, что стоит обратить внимание на то, что И.В.Ильинский получил три Сталинские премии, причем все они были самой высокой первой степени. Чаще всего деятели культуры и искусства получали Сталинские премии третьей степени, реже — второй, и совсем редко — первой степени. Кроме того, следует отметить, что Игорь Владимирович получил высокое звание Народного артиста СССР в возрасте 48 лет, в то время как большинство советских деятелей культуры обычно получало это звание в весьма преклонном возрасте. Например, Указ о присвоении данного звания Рине (Екатерине Васильевне) Зеленой был подписан 1 апреля 1991 года, но она в тот же день умерла в возрасте 89 лет, так и не узнав о данном событии. Этот Указ был тут же отменен в связи с ее кончиной. 

И.В.Ильинский родился 11 (24) июля 1901 года в деревне Пирогово (ныне Мытищи) Московской губернии. Его мама, Евгения Петровна, служила курьером при театральной конторе, а отец, Владимир Капитонович, был зубным врачом, имевшим замечательное хобби: в свободное от работы время он с огромным удовольствием и весьма талантливо исполнял комические роли в любительском театре, что, вполне естественно, повлияло на любимого сына, который с ранних лет бывал на спектаклях Художественного и Малого театров, и начал мечтать об актерской карьере.

Родителям очень не нравилось такое будущее сына, но он после окончания гимназии настоял на своем решении и осенью 1917 года начал заниматься в студии сценического искусства под руководством именитых режиссеров Ф.Ф.Комиссаржевского и В.Г.Сахновского. Впоследствии И.В.Ильинский не раз говорил о том, что «в шестнадцать лет театр уже безгранично властвовал над ним». В этой театральной студии И.В.Ильинский провел полтора года, но уже через несколько месяцев он начал совмещать занятия в ней с профессиональной актерской деятельностью.

После окончания студии Игорь Владимирович активно испытывал свои возможности в разных жанрах: играл в оперетте, в варьете. Он с успехом попробовал себя в эстрадной пародии и клоунаде, научился петь куплеты и даже профессионально танцевать канкан.

В театр, руководимый Всеволодом Эмильевичем Мейерхольдом, И.В.Ильинский поступил в 1920 году, и служил в нем до 1935 года. В самые короткие сроки он сумел проявить себя наилучшим образом, в результате чего стал одним из трех самых лучших актеров этого театра (И.В.Ильинский, Э.П.Гарин и С.А.Мартинсон), что подтверждал подаренный ему В.Э.Мейерхольдом свой портрет с надписью: «Моему любимому актеру...». Этому способствовало также и то обстоятельство, что Всеволод Эмильевич считал Игоря Владимировича нравственно здоровым человеком, потому что он никогда не пил алкогольные напитки и не курил. У него дома всегда имелись хорошие папиросы и вино, но все это он покупал специально для друзей. 

Первым громадным успехом И.В.Ильинского стало участие в 1922 году в спектакле «Великолепный рогоносец», в котором он исполнял одну из главных ролей вместе с выдающейся актрисой Марией Ивановной Бабановой. Этот фарс бельгийского драматурга Фернана Кроммелинка, написанный им в 1921 году, подготовленный В.Э.Мейерхольдом и его учениками, стал выдающимся спектаклем в истории русского театра и в истории театра вообще. Игорь Владимирович преклонялся перед В.Э.Мейерхольдом как неутомимым мастером и учителем.

На молодого актера тут же обратили свое внимание сотрудники советской кинокомпании и акционерного общества «Межрабпом-Русь». Они предложили ему, параллельно с работой в театре В.Э.Мейерхольда, принять участие в съемках целого ряда художественных кинофильмов этой кинокомпании. И.В.Ильинский дал на это свое согласие, в результате чего, 25 сентября 1924 года в СССР в широкий прокат вышел первый немой художественный фильм режиссера Якова Александровича Протазанова «Аэлита», снятый по одноименному увлекательному фантастическому роману Алексея Николаевича Толстого, где И.В.Ильинский дебютировал в роли сыщика Кравцова.

В результате, произошло рождение новой звезды советского кинематографа, а фильм стал общепризнанной классикой кинофантастики и важным явлением в истории киноискусства в целом. Вслед ха этим фильмом, на экраны нашей страны стали выходить новые очередные немые киноленты с участием И.В.Ильинского: «Папиросница от Моссельпрома» (1924) режиссера Юрия Андреевича Желябужского, «Закройщик из Торжка» (1925) режиссера Я.А.Протазанова, «Когда пробуждаются мертвые» (1926) режиссера Алексея Алексеевича Дмитриева, «Мисс Менд» (1926) режиссеров Юрия Андреевича Оцепа и Бориса Васильевича Барнета, «Процесс о трех миллионах» (1926) режиссера Я.А.Протазанова, «Поцелуй Мэри Пикфорд» (1927) режиссера Сергея Петровича Комарова, «Чашка чая» (1927) режиссера Николая Григорьевича Шпиковского, «Кукла с миллионами» (1928) режиссера С.П.Комарова, «Праздник святого Иоргена» (1930) режиссера Я.А.Протазанова. Все эти фильмы имели большой кассовый успех. 

Во всем мире чрезвычайно часто употребляется фраза: «На следующее утро он проснулся знаменитым». И.В.Ильинский проснулся знаменитым на всю нашу страну сразу после выхода в кинопрокат фильма «Аэлита» и становился все более и более прославленным после появления на киноэкранах Советского Союза очередных новых немых художественных фильмов.

В этом месте я ненадолго прерву плавный ход моего повествования в хронологическом русле, и совершу рывок в невероятно дорогой для меня период времени — вторую половину 50-х годов. Естественно, когда снимались упомянутые мной выше немые фильмы, меня еще не было на нашем белом свете. На мое счастье, почти все эти киноленты во второй половине 50-х годов получили вторую жизнь, поскольку «там, наверху», решили ознакомить население Советского Союза с данным пластом достижений в кинематографической отрасли и, изготовив достаточное количество копий этих немых фильмов, направили их для показа в разные города страны, включая и наш Ташкент.

Время для проведения такого мероприятия было выбрано исключительно удачно, поскольку настроение тогда у нашего народа было приподнятым из-за больших надежд и свершений, жизнь в стране совершенно явно улучшалась буквально с каждым днем. Люди стремились к получению знаний, и бывшие агитационно-пропагандистские лозунги типа «Знание-сила!», «Хочу все знать!», «Любите книгу — источник знаний!» и «Книга — лучший подарок!» вдруг стали смыслом жизни. Наши сограждане покупали и запоем читали книги повсюду и везде, получали по подписке массу интересных журналов, ходили в музеи, выставочные и концертные залы, театры и, конечно же, в кинотеатры, билеты в которые стоили сущие копейки, а фильмы, в основном, были весьма добротными, не «конвейерной сборки», а «hand made».

Для демонстрации вышеуказанных художественных немых фильмов в Ташкенте был выбран трехзальный зимний кинотеатр «Искра», находившийся в самом центре города, на улице Ленина. Этот показ вызвал в среде кинозрителей сильнейший ажиотаж. У билетных касс данного кинотеатра выстраивались громадные очереди. В те годы я был студентом Энергофака САзПИ (Среднеазиатского политехнического института в Ташкенте). В связи с тем, что из-за возникшего ажиотажа было почти невозможно попасть в кинотеатр на просмотры этих фильмов в дневное и вечернее время, мне пришлось начать «сачковать», то есть пропускать кое-какие занятия в институте для того, чтобы попадать в кинотеатр на самые ранние киносеансы, начинавшиеся в восемь часов утра. 

Самый бешеный успех у кинозрителей имел трехсерийный боевик «Мисс Менд», созданный по приключенческим повестям Мариэтты Сергеевны Шагинян «Месс-менд, или янки в Петрограде» и «Лори Лэн, металлист». В главных ролях снимались самые знаменитые тогда киноактеры Борис Васильевич Барнет (получивший громадную известность после Великой Отечественной войны как режиссер прекрасного фильма «Подвиг разведчика», блестяще сыгравший также в этом фильме роль немецкого генерала фон Кюна), Владимир Павлович Фогель и Игорь Владимирович Ильинский. Я бесконечно благодарен своей Судьбе за то, что она предоставила мне тогда возможность познакомиться с замечательной эпохой советского немого кино.

А теперь вновь возвращаю свое повествование в хронологическое русло. По причине огромного успеха Игоря Владимировича на ниве кинематографа, у него испортились отношения с В.Э.Мейерхольдом, после чего он решил уйти из его театра и полностью сосредоточиться на работе в кино, которое практически гарантировало ему интересные перспективы и всенародную известность. Были и другие причины для претворения в жизнь такого решения, о которых рассказывал сам И.В.Ильинский в книге «Сам о себе»: «Естественно, что к этому времени я начал чувствовать потребность быть самостоятельным художником, а не идти на поводу у любимого мною Мейерхольда, который упорно шел своими, не всегда понятными и близкими моему сердцу путями». Игорь Владимирович ощутил себя счастливым, когда ушел от Мейерхольда еще до того, как его театр был закрыт.

В 1937 году в жизни Игоря Владимировича Ильинского произошло чрезвычайно важное для него событие: он получил очень интересное предложение от уже хорошо известного в нашей стране кинорежиссера Григория Васильевича Александрова сыграть в его новом фильме «Волга-Волга» роль начальника Управления мелкой кустарной промышленности города Мелководска Ивана Ивановича Бывалова, бюрократа и карьериста, мечтающего о службе в Москве, и Игорь Владимирович с удовольствием на это согласился.

Ему удалось блестяще справиться с данной ролью. И.И.Бывалов в его исполнении предстал перед зрителями человеком, почти начисто лишенным положительных качеств, бестолковым, умственно ограниченным бюрократом, убежденным в своей гениальности. Натурные съемки фильма осуществлялись на Волге (группа из Москвы доехала до Горького, оттуда — до Перми: многие сцены сняли в верховьях реки Чусовой). Во время этих съемок, от И.В.Ильинского, в дополнение к уже имевшимся у него великолепным актерским навыкам, потребовались и навыки, относящиеся к чисто каскадерским. Вот тут и пригодился огромный опыт, полученный им в процессе съемок немых фильмов. Все свои трюки Игорь Владимирович выполнял сам. К их числу относился и его знаменитый прыжок в воду с верхней палубы парохода. "Когда я поднялся наверх, - вспоминал позже актёр, - в своих сапогах и с портфелем, с которым никогда не расставался, то понял, как это страшно, во мне все задрожало. Оператор был готов, все, задрав головы, смотрели на меня, я не мог подвести съемочную группу. Мне ничего не оставалось делать...". При этом следует учесть то обстоятельство, что съемки проводились в середине октября, и И.В.Ильинскому пришлось прыгать в ледяную воду. Этот эпизод он не мог забыть до самой своей кончины.

Конец первой части (окончание во второй части)

Борис Пономарев