Потеха

Елена Шувалова
   - Потеху
Я привез те,осударь! –

          Так говорит Иван, дав царю насладиться светом и жаром Жар-птицы и напугав старика так, что он подумал, что в его спальне вдруг случился пожар.

   Поскольку жар-птица названа «потехой», получается, что птица эта охотничья – сокол, кречет, ястреб: «потехой» называли царскую охоту.

   Называли при первых Романовых – Михаиле и Алексее. Михаил Федорович любил медвежью охоту, а Тишайший был более душевно тонок, ему медвежья охота уже казалась грубой, и он предпочитал соколиную.

   Вот в этом месте сказки вдруг происходит очередное перемещение во времени, и мы с героями – Иваном и Коньком – попадаем в 17-й век, на аудиенцию к царю Алексею Михайловичу.   И царь наш сказочный становится здесь вдруг этим царем…

   А Иван стал ловчим, привезя потеху государю.
 
Ил.:«Придворный театр царя Алексея Михайловича».

  Во время царствования царя Алексея Михайловича был создан Приказ Тайных дел. Вам понятно, что это такое?

 

Ил.:"Управление русским государством при царе Алексее Михайловиче".

 «В Приказе тайных дел производились следствия по важнейшим государственным делам, например по выпуску фальшивой монеты, делу патриарха Никона и тому подобное, ведались гранатного дела мастера, гранатное дело и заводы. В ведении этого же приказа состояла любимая царская потеха — птицы, кречеты и ястребы с особым штатом для их ловли и обучения, а также голубятни, в которых было более 100 000 голубиных гнёзд для корма хищных птиц.

  Академик С. Б. Веселовский отмечал: «Об этом приказе существовали довольно легендарные мнения. Теперь уже невозможно говорить, что Тайный приказ был каким-то инквизиционным учреждением или началом тайной полиции»». /Википедия.
Отчего же невозможно? Скорее всего, этот Приказ  был зародышем и «Тайной канцелярии» Петра Первого и «Собственной Его Величества Канцелярии» Николая Первого, с ее печально известным Третьим отделением (всего было шесть отделений).

  И именно на эту, свою личную, «потеху», намекает здесь Пушкин. (Собственно, не намекает, а пишет прямым текстом, - но его надо суметь прочесть).
Если сравнить текст сказки с этим письмом Пушкина князю Вяземскому, то можно подумать, что речь идет об одном и том же.

«Ты зовешь меня в Пензу, а того и гляди, что я поеду далее.
Прямо, прямо на восток.
Мне навязалась на шею преглупая шутка. До правительства дошла наконец «Гавриилиада»; приписывают ее мне; донесли на меня, и я, вероятно, отвечу за чужие проказы, если кн. Дмитрий Горчаков не явится с того света отстаивать права на свою собственность». (01.09.1828 г.).

«Прямо, прямо на восток», - это стих из стихотворения В.А. Жуковского «Путешественник» (пер. стихотворения Шиллера).

Иван в сказке так же едет на восток. Впрочем, он едет на восток каждый раз,когда этого требует царь, -  не только за птицей.

Потеплее приоделся,
На коньке своём уселся,
Вынул хлеба ломоток
И поехал на восток —
Доставать тоё Жар-птицу.

Поймал птицу, и:


«Ай, хозяин, отличился! —
Говорит ему конёк. —
Ну, скорей её в мешок!
Да завязывай тужее;
А мешок привесь на шею.
Надо нам в обратный путь».

«Мне навязалась на шею преглупая шутка».

- Потеху
Я привез те, осударь!

Потеха – преглупая шутка…

Но в этом «До правительства дошла наконец «Гавриилиада»», - прямая насмешка над правительством: «наконец», - через семь с половиной лет!... И все им понятно, и все известно – двое друзей потешаются между собой, - но Пушкин и предупреждает друга: если что, - вали все на мертвого Горчакова, известного богохульника!

И тут за Жар-птицей вдруг угадывается «Гавриилиада», и дело, которое возведено было на Пушкина из-за нее. Из-за этого дела за поэтом был учрежден тайный полицейский надзор, который не снят и по сей день (официально). Дело разрешилось признанием Пушкина (вроде бы) лично Государю.

  На самом деле, о «Гавриилиаде» Правительству стало известно еще в 1826 году.

«В 1826 г. она уже стала предметом полицейских донесений. Жандармский генерал  И. П. Бибиков доносил Бенкендорфу из Москвы 8 марта о распространении среди молодежи «мятежных стихов, которые несут факел возмущения во все состояния и нападают с опасным и предательским оружием насмешки на святость веры — необходимой узды для всех народов, а для русских в особенности» (подлинник на французском языке), и здесь же рекомендовал взглянуть на «Гаврилиаду сочинение А. Пушкина»». / Б. Л. Модзалевский. Пушкин под тайным надзором. Изд. 3-е, Л., 1925, стр. 16.

И, скорее всего, Пушкин знал и об этом. Потому и писал Вяземскому «До правительства дошла наконец «Гавриилиада»». Он знал, сколько времени она шла. И тогда, в сентябре 1826, на первой аудиенции с царем, он знал уже о донесении Бибикова, и уже тогда ожидал, что поедет из Чудова монастыря – «Прямо, прямо на Восток!»…

Однако, этот Бибиков выражался поэтически: «Факел возмущения…», - вот она, - Жар-птица!

Только «факел возмущенья» стал «пламенем очищения»,  - из «Послания к Д.В. Давыдову», поэта Николая Языкова,  - и преобразился в Феникса:

Пламень в небо упирая,
Лют пожар Москвы ревет;
Златоглавая, святая,
Ты ли гибнешь? Русь, вперед!
Громче буря истребленья,
Крепче смелый ей отпор!
Это жертвенник спасенья,
Это пламень очищенья,
Это Фениксов костер!

Конечно, это сказано про 1812 год.

Но – отчего потребовалось это очищенье? Отчего надо было обращаться в пепел и восставать из него, возрождаться?

От безбожия всего 18-го столетия, «безумного и мудрого». От измены самим себе. От грехов.

А Пушкину – от того, что он назвал в своем «Борисе Годунове» - «Безумные потехи юных лет!».

 Очищение. ЖАры... Тифлис.  Жаркий город. Меркурий.Кстати, возможно, Меркурий во 2-й главе "Путешествия" упомянут и для намека на "Гавриилиаду", в которой архангел был произведен в Меркурии, то есть, попросту, в посланники Бога.Тогда, говоря "Меркурий", подразумеваем - "Гавриил"...

 В сказке всё наоборот: Иван привозит птицу после похода. Что, в общем, логично. А в жизни получалось так, что он именно из-за неё  - из-за Жар-птицы, - отправился в этот поход - в Арзрумский поход. Чтобы очиститься и возродиться к новой жизни. 1812 год давно прошел, и участвовать в тех сражениях Пушкину не пришлось. Он отправился на ту войну, на которую смог отправиться - и то тайком. Чтобы искупить «Безумные потехи юных лет!».

«Потеху я привез те, осударь!»…
               
И, возможно, буква «Г» опущена здесь  не случайно.