Тезаурус Знаний и Незнаний. Эвдемонизм

Серж Пьетро
       Кто верит в бесконечность иль в конечность всех на свете знаний,
Тот ищет истину во всей Вселенной – в мире истинных познаний!

   Эвдемонизм (др.-греч. - процветание, блаженство, счастье) –
этическое направление, признающее критерием нравственности и основой поведения человека –
его стремление к достижению счастья.
Согласно приверженцам эвдемонизма, наивысшим благом для человека является счастье.
   По словам Аристотеля, учение которого относят к эвдемонизму, счастье -
«мы всегда избираем ради него самого
и никогда ради чего-то другого».
________
  Среди средневековых мыслителей эвдемонизм был свойственен учению Фомы Аквинского 
и сводился к утверждению, что наивысшее счастье заключается в познании Бога (БОГа*)
и возможности узреть его в грядущей жизни, которой желаем иметь много.
   Представители гедонистического направления в эвдемонизме, к которым относят
Гассенди, Ламетри, Вольтера, Гольбаха, отождествляли счастье и удовольствие.
Однако, в отличие от гедонизма,
удовольствие тут ставится в прямую зависимость от добродетелей человека.
  Согласно Эпикуру, высшим родом удовольствий являются не низменные физические удовольствия,
а утонченные духовные.
Счастлив тот, кто достиг состояния полной безмятежности или атараксии.
   Одним из критиков эвдемонизма в этике был Иммануил Кант,
полагавший, что мотивом по-настоящему морального поступка может быть только долг,
но не стремление к счастью.
   В современной психологии такое направление, как позитивная психология,
 ведёт свою историю от учений древнегреческих философов об эвдаймонии.
   В восточной философии к эвдемонистическому учению можно отнести буддизм 
с его постулатом об избавлении от всех страданий с целью достижения нирваны.
   По словам Далай-ламы XIV «Основная цель человеческой жизни - счастье.
Это очевидно. Независимо от того, кто мы - атеисты или верующие, буддисты или христиане, - все мы ищем чего-то лучшего в жизни. Таким образом, по моему мнению, основное движение в нашей жизни — это движение к счастью…».
Представители эвдемонизма: Аристотель, Вольтер, Гольбах, Дидро, Монтень, Сенека, стоики, Спиноза, Фома Аквинский, Эпикур, и др.
  В 1867-1869 гг. Л. Фейербах написал произведение «Эвдемонизм», опубликованное уже после его смерти. «Эвдемонизм» представляет собой важнейшее этическое сочинение Фейербаха. На русский язык сочинение было впервые переведено С.Бессоновым и опубликовано в Собрании сочинений Фейербаха, т. I, 1925.
   Г.С. Померанц приводит замечание К. Н. Леонтьева о том, что во всех своих блужданиях Достоевский оставался «эвдемонистом», верившим в возможность счастья всех людей.
Эвдемонизм стал одной из концептуальных основ Декларации независимости США. Право на стремление к счастью провозглашается неотчуждаемым, а одной из целей создания государства признаётся реализация данного права:
 «Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются правительства, черпающие свои законные полномочия из согласия управляемых. В случае, если какая-либо форма правительства становится губительной для самих этих целей, народ имеет право изменить или упразднить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и формах организации власти, которые, как ему представляется, наилучшим образом обеспечат людям безопасность и счастье.»

//* БОГ – Бесконечное Обогащение Гармонией – поток Знаний о Гармонии и умений познавать новую, будущую Гармонию.//