Петя

Владислав Сибирев 2
     А Петя - студент второго курса Политехнического института не повзрослел - всё тот же активный мальчик, которому нравилось учиться и эпатировать девочек, ну, например, двусмысленной трактовкой законов физики. В перерывах между лекциями рассказывал анекдоты про учёных, упоминавшихся в лекциях. Особенно ему нравилось пересказывать шутки учёных. Дело в том, что ему однажды в одной Свердловской библиотеке попалась книжка: "Учёные шутят". Содержание  её он выучил наизусть. Войдя в коллектив институтской художественной самодеятельности, первое своё выступление, которое проходило в актовом зале, Петя начал вот с этой шутки: 
     - Группа знаменитых учёных в одном из институтов Академии наук собрались в неформальной обстановке обсудить очередное открытие. Во время трапезы, в разгар споров, вдруг Ландау, не прощаясь покинул трапезную, оставив на столе коротенькую записку. Рядом сидящий учёный прочитал записку вслух: "Один, два, три, четыре, шесть, семь, восемь, девять, десять". Мгновенно все учёные  хором воскликнули... Что они воскликнули? - Петя с хитрой улыбкой смотрел на девушек, сидящих в первом ряду... Как обычно, не дожидаясь ответа, он сам же и ответил, - правильно: аппетита нет...
    
     Некоторые шутки переиначивал на свой лад и даже пытался выдумывать свои.  Кроме того, в самодеятельности он играл на пианино. Он не конкурировал со студентами, относящимися к музыке серьёзно. Исключительно ради развлечения девчонок он выучивал музыкальные шутки и юморески обязательно великих композиторов: "Балет невылупившихся птенцов" Модеста Мусоргского, "Карнавал животных" Камиля Сен-Санса. В его исполнении было много импровизаций. Начинал выступление с объявления композитора с нарочито легкомысленным, даже дурашливым, выражением лица, что сразу зал, в котором девушек было большинство, настраивало на смех. Можно подумать, что он прирождённый комик... Можно.., но это не так... Он - бабник. У него были разнообразные способности, но их он растрачивал только ради привлечения девушек: без их внимания он не мог существовать.

     Петя, однако, мог быть и серьёзным, и очень даже сосредоточенным на учёбе студентом. Более того, он часто задерживался в чертёжном зале, или в институтской библиотеке. Такое усердие обеспечивало ему успехи в учёбе, но его подсознанье выплёскивало подозрение: "А не боюсь ли я сам себе сознаться в том, что хочу продлить свою свободу от семьи, которая меня тяготит?.. Нет, не Аня - я её, кажется, люблю: мне её по-прежнему страстно хочется... Сын?.. Чужеродное для меня понятие. От его звучания не рождается во мне отцовство... Что во мне не так?.. Что не так?.. Меня раздражает внимание Ани (я даже не могу её называть женой) к ребёнку. Почему не ко мне?.. Даже моя мать бесконца крутится вокруг этого Герочки. Герочка - божество! Герочка - их счастье!.. А я?.. Боже мой! Да я ревную!?".. Петя приходил в отчаяние от таких мыслей всякий раз, когда возвращался вечером домой в гремучем трамвае.

     Аню огорчало равнодушие Пети к сыну: "Кажется мне, что Петя не хочет созревать в мужчину. Ему нравится самому быть любимым сынком и, что ужасно, только моим любовником, а не моим мужем... Петя, Петя... Как сложится наша с тобой жизнь? Хрупко всё очень... Вот и Иван Игнатьевич начал частенько прихварывать. Трудно ему стало удерживать семью в стабильном состоянии. На старшего сына его влияние падает, с младшим сыном ладит, но у Вадика проявились интересы к литературе - сочиняет стихи... Мне на днях читал стихотворение... К сожалению, я способна была воспринять содержание стиха, но тонким чувством поэзии не обладаю... Надо серьёзно заняться самообразованием и как можно больше читать, а вот со временем для этого туго".

     Усердие в учёбе неплохо сочеталось с увлечением Пети девчонками: и там, и там были успехи. Успехи с девчонками особенно раздражали его однокурсников, теряющих из-за него причину волнительных встреч и общений.
     - Наша дружба с тобой, Петя, тоже была шуткой? - как-то мимоходом сказал ему один из друзей. Петя изобразил на лице удивление с непониманием вопроса. - Не понимаешь?.. Всё ты понимаешь. Дошутишься до полного одиночества... Кстати, дырки в кармане заштопаны? Рискованно прятать колечко в брюках - потерять его можно, а с ним и честь свою. Привет жене.., - потерянный Петей друг ушёл решать судьбу страны: он, как и многие другие студенты, видел перемены в международной обстановке , предчувствовал беду -  войну.

     Замечание друга относительно колечка сильно ранило самолюбие Пети. "С одной стороны подлое замечание, а с другой стороны справедливое" - подумал он, объятый стыдом. Петя достал обручальное кольцо, надел на палец. Целая галерея прекрасных, весёлых, обожающих его, девушек предстала в глазах. - А с ними как быть?.. Нет! Не согласен! Я имею право на личную свободу!" - Петя нервно сорвал кольцо с пальца и положил его в карман брюк, проверив, однако, тщательно его целостность.   
    
     Петя ощутил отсутствие друзей сразу же, как только обнаружил охлаждение к себе девушек. "В чём дело?" - легко ранимое самолюбие его опять бушевало. Этот вопрос побуждал его лихорадочно присматриваться и прислушиваться к своим однокурсникам. Он обнаружил, что с девушек спала легкомысленность. Лица их посуровели. Парней увлекли спорт и Осоавиахим. Большинство ребят пошли в аэроклуб, - проводили там всё свободное от лекций время. Некоторые из них вскоре поступили в лётные училища. Даже девушки-легкомысленные хохотушки, как казалось ему, тоже серьёзно занимались в стрелковых клубах, увлекались парашютным спортом и... вообще своей серьёзностью приводили Петю в крайнее замешательство.

     "Удивительно, как стремительно меняется вокруг жизнь! - размышлял Петя, возвращаясь домой уже в густых сумерках, - наши институтские успевают как-то легко следовать в унисон с ней: меняют привычки, род занятий, даже будущую профессию... Я лёгкий на подъем, мне многое удаётся, но менять самого себя, подлаживаясь под веление времени, я вряд ли способен... А может быть из-за своего эгоизма я не хочу видеть реальные причины перемен?.. Какие причины?.. Заключён договор с Германией о ненападении... Значит угроза нападения с её стороны на нашу страну всё же  была?.. Она и сейчас существует... А недавнее выступление Молотова о переговорах с Финляндией?.. Зачем-то нам нужно там закрепиться?.. Почему-то Финляндия упирается, даже агрессивно огрызается?.. Вся Европа под сапогом Гитлера. Практически он придвинул свою армию к нашим границам... Идёт раздел Польши... Это всё, что я знаю и то очень приблизительно. А что творится в неизвестном мне?.. Война! Люди предчувствуют войну. Люди готовят себя к войне. Мои товарищи осознанно готовятся к защите нашей Родины... А я трус, я боюсь перемен, - ведь осознание их обяжет меня совершать насилие над собой... Позор! До сих пор я жил в своё удовольствие. Жизнь служила мне. Неужели пришла пора отдавать долги за все мои удовольствия, за все мои удачи... Одно долговое обязательство уже пришло, но я его плохо исполняю. Неужели я банальный мерзавец?.. Петя достал из кармана обручальное кольцо и подставил безымянный палец правой руки, чтобы надеть его... Вдруг трамвай резко затормозил. Колёса жутко заскрежетали по рельсам. Петю с чуждой осознанию силой бросило вперёд, и он стукнулся головой о металлический поручень переднего сидения, колени больно сжало сместившимся сиденьем. Петя на мгновение потерял сознание...

     Очнувшись, он увидел, что пассажиры спешно выходили из трамвая. Задержались  несколько пассажиров, которым не повезло: девушка, пролетевшая головой вперёд к кабине вагоновожатого; старушка, ударившаяся головой о поручень, как Петя; и мужчина-инвалид, упустивший костыли (они упали и уехали по полу на два сидения вперёд). Ему трудно было до них добраться. Вагоновожатый уже был снаружи. Там собиралась любопытствующая толпа. Девушку поднимала кондукторша. Ей было трудно. Петя с трудом выбрался из своего плена и подсобил кондукторше поднять девушку. Она в первую очередь забеспокоилась о состоянии своего пальто и даже заплакала, увидев запачканную шляпку, но, опомнившись, поблагодарила кондукторшу и Петю, и вышла из вагона. Петя отметил красоту девушки и её волнение о своей внешности ему было вполне понятно. Он поднял костыли инвалиду, помог ему подняться и выйти наружу.
     - У тебя лицо в крови, друг. Спасибо тебе. Дай-ка посмотрю, - мужчина переставил правый костыль под левую руку, перевёл вес свой влево для устойчивости, наклонил Петину голову к себе, - ничего страшного, парень: шишка, на ней чуть-чуть содрана кожа, пройдёт быстро, но синяк будет. Будь здоров!
     - А вы-то как? С вами всё в порядке, не ушиблись? - спохватился спросить Петя.
     - Всё в порядке, парень, я привычный, а вот ему не повезло, - инвалид мотнул головой в сторону толпы.

     Петя посмотрел в сторону перед трамваем и никого не увидел за плотной стеной любопытствующих. Он оглянулся на инвалида, а того уже не было. "Как быстро и не слышно он ушёл... И не видно: куда ушёл... Странно... Как он определил, что там человек, - ведь за толпой совсем никого не видно... Удивительно!

     - Граждане, прошу разойтись - вы мешаете работать, - капитан милиции зычно обратился к толпе. Зычность подействовала. Толпа расступилась перед ним. В образовавшемся просвете Петя увидел лежащего грузного мужчину. Одна нага его лежала на рельсе, другая - подогнута под себя. Погибший показался ему пожилым, интеллигентным человеком.
     - Расступитесь, расступитесь и расходитесь, граждане. Я приказываю вам, а вы - за мной! - за капитаном прошли сквозь толпу два сержанта и человек в штатском. Вскоре подъехала ещё одна милицейская машина, а за ней, буквально следом, прибыла скорая помощь. Толпа в основном разошлась, частично сгустилась на тротуаре. Петя услышал в толпе женские всхлипывания, а мужчина кому-то сказал: "Мы его знаем - это писатель-сказочник. Он вот в этом доме живёт. Почему-то окна его светятся..."

     Петя ясно представил себе дальнейшие действия милиции и врачей, посмотрел на часы и заспешил домой, - ведь идти до дома три остановки. "Пока дойду, домашние изойдутся все от волнения, - Петя посмотрел на окровавленный платок, которым вытирал лицо и лоб, и пожалел, что нет зеркала, - если где на лице осталась кровь, то напугаются ведь".

     Петя шёл и думал о погибшем: "Несчастный случай, или самоубийство?.. Если первое, то очень жаль человека, а, если второе, то почему? Что у него могло случиться в жизни такое, что он решился покончить с собой?.. Писатель-сказочник... Разве он мог причинить зло, которое могло довести его до такого крайнего решения?.. Я не один раз видел нашего знаменитого писателя-сказочника Бажова. Я не представляю его в такой ужасной ситуации... Кстати, он с бородой, а погибший - без бороды... К чему бы это я? Сдурел совсем". 

     На Петю внезапно накатила мощная волна беспричинного беспокойства, заболела голова. - Не сотрясение ли мозга?.. Да не может быть... Перестань психовать! - Приказал себе он. - Все мои вопросы совершенно бессмысленны: там работают специалисты... Это - само собой, я не о том... Что же меня беспокоит?.. - он посмотрел на правую руку... и понял причину. Петя проверил все карманы своей одежды: "Кольцо я выронил из руки в момент аварии, когда я надевал его на палец, - вспомнил он... "Вот тебе и расплата за подлый поступок твой, Петя - обозлился на себя он. - Как оправдываться теперь будешь? А, мерзавец? Показать себя свободным захотел?.. Ради чего, жалкий, недоделанный самец?.. Ну, конечно, ради обожаний дурочек... Теперь убедился, что они далеко не дурочки: они нашли своё место в это сложное время в мире и стране, а ты... А ты полный дурак перед всеми: перед родителями и братом, перед Аней и сыном, перед друзьями и подружками. Ты должен быть с ними рядом: они все нуждаются в тебе, как в верном сыне, брате, муже, отце и товарище... И ты сам уже начинаешь понимать, что ты нуждаешься в них: в их искреннем, добром участии в твоей судьбе".

     Петя, не справившись с малодушием, остановился у калитки, смотрел на тёплый, манящий свет в окнах и боролся с трусом в себе. Он, конечно, не был трусом в общепринятом смысле, но он - любитель женской плоти, не понимал женщин (а непонятое всегда страшит) и трусил перед ними каждый раз, когда совершал неблаговидный поступок. На светлом фоне окна их комнаты он увидел тёмный силуэт Ани: она смотрела в его сторону. "Она меня видит... Она видит меня и понимает, что я боюсь. Надо идти! - Петя решительно открыл калитку, аккуратно её закрыл и вошёл в дом. В прихожей его встретили две сильно взволнованные женщины, любящие его безмерно, но каждая по-своему.
     - Что с тобой случилось? - вскрикнули обе женщины хором и принялись помогать ему раздеться. - У тебя шишка на лбу и кровь на лице... Что случилось?... Ваня, Ваня иди сюда скорее - сын ранен, - Дарья Карповна перешла на крик, - Петя, не молчи, расскажи, что случилось?
     - Дарья Карповна, успокойтесь. Сейчас мы умоемся, приведём себя в порядок, сядем за стол, и Петя нам всё расскажет. Подошли Иван Игнатьевич и Вадим. Они слышали последние слова Ани.
     - Аня правильно говорит. Она займётся Петей, а ты займись чаем и успокойся, пожалуйста, я вижу, что никакого страшного ранения нет: шишка с грецкий орех - чепуха, скоро пройдёт, - отец похлопал сына по плечу, - голова кружится?
     - Нет, - ответил Петя. Вадим внимательно смотрел на брата; от увиденного в нём его лицо приобрело ироническое выражение: он увидел в брате то, что другие не увидели.

     В ванной комнате, помогая мужу приводить себя в порядок, Аня заметила отсутствие обручального кольца и в этот момент замерла на несколько секунд. "Ну всё! Я пропал!" - подумал Петя и уж начал впадать в панику, но Аня, как ни в чём не бывало, продолжила за ним нежно ухаживать. Паника сменилась замешательством. После ванны Аня повела мужа в комнату посмотреть на спящего сына. Он смотрел на симпатичного малыша и чувствовал, как совесть его душит. Он тяжело задышал. Аня заметила влагу в глазах мужа и прижалась к нему. Он обнял её. Похожие на влюблённую пару, они вошли в гостиную: за столом сидели Иван Игнатьевич и Вадим. Понятливый Вадим скривил улыбку. Пара села за стол. Дарья Карповна пришла с самоваром. Разлила чай по чашкам, села и стала пытливо разглядывать сына. Пили чай с домашним печеньем молча минуты две. 
     - Петя, ты скажешь нам наконец, что с тобой случилось? - первая не выдержала молчания Дарья Карповна.
     - Случилась авария: под трамвай, на котором я ехал, попал мужчина. Он погиб. Во время резкой остановки трамвая, я ушибся головой о поручень сиденья... Потом пришлось идти три остановки. Вот и всё. - Петя выдержал паузу несколько секунд и выдохнул, - во время удара я потерял своё кольцо...

     Наступившая тишина полнилась нехорошими мыслями присутствующих. У Пети от этой тишины нарастало одно желание: бросить их всех и убежать... Для него ответственность перед людьми за свои поступки всё ещё в новинку - не созрел он в мужчину. Глядя на него, именно об этом подумала Аня. С этих минут безмолвия она начала серьёзно готовиться к самостоятельной жизни. Основных причин для этого накопилось достаточно: семьянин из Пети никакой, жизнь в семье Ивана Игнатьевича держится только благодаря расположению к ней его самого, но, к несчастью, здоровье его ухудшается, поговорить по душам можно только с Вадимом, но он творческий человек, мыслями летающий над всем человечеством, остро переживающий и пропускающий через себя народные проблемы. Ане часто хотелось поговорить с ним, посоветоваться, поплакаться, но она сдерживала себя, оберегая его уединение с вдохновением. Для Дарьи Карповны Аня не невестка, а временно проживающая у них девушка, которая по недоразумению нравится её любимому сыну. Потеря брачного кольца сыном зародило в её сознании надежду на благоприятные, по её видению жизни, перемены.

     Иван Игнатьевич смотрел на Аню, думал о её судьбе и, почему-то, переживал о внуке, которого он трепетно любил. Вдруг посерел лицом, невольно руку приложил к груди: - Пойду прилягу. Пока Дарья Карповна поднималась со стула, Аня подскочила к нему. проводила его в спальню, вместе с подоспевшим Петей аккуратно помогли ему лечь. Аня  дала таблетку (как раз подошло время приёма), налила из стеклянного графина в стакан воду и подала заботливо в руку, придерживая стакан снизу. Дарья Карповна наблюдала за этим со смесью на лице ревности и брезгливости.

     Петя не дождался от родных внятной реакции на его утерю кольца и впал в депрессию. "Ведь утеря обручального кольца - ключ к пониманию его образа жизни, его отношения к своим родным и к своей семье. Случай раскрыл глубину его подлости, граничащей с предательством. Умом он понимал и раньше порочность своего поведения, но желания всегда оказывались сильнее. Мои родные, конечно, всё поняли правильно, но почему промолчали?.. Все, не сговариваясь?... Нет, не из деликатности.., а от безнадёжности... Они мне не верят, хотя я знаю, что любят меня... Мне нужно решиться на радикальные перемены." - пришёл к выводу Петя.
    
     Ему требовалось уединение, но такого драгоценного для него места в доме не было. Он вышел в прихожую и стал одеваться.
     - Ты куда, на ночь глядя? - спросила обеспокоенная Аня.
     - Пойду прогуляюсь... Мне подумать надо... Не беспокойся, я тут, недалеко.
     - Оденься потеплей, холодно.

     Петя возвратился с прогулки через два часа. Два часа бури в мозгах выдали результат в виде цели, требующей проявление воли к её достижению. Он выпил стакан ещё тёплой воды из самовара и лёг в тёплую постель. Аня не спала. Она молча положила тёплую руку ему на грудь и смотрела в потолок. Петя понял и с радостью овладел женой. Слово "жена" впервые промелькнуло в его голове.

     Он проснулся рано, без будильника. Сделал интенсивную зарядку, удивив до крайности Аню. Она лежала в постели, такая желанная (по оценке Пети) и смотрела на него. Уже неясные подозрения змейками расползались по извилинам. Она встала.
     - Доброе утро, Петя!
     - Доброе утро, жена! - ответил бодро Петя, с акцентом на последнем слове-обращении. Аня оценила акцент по-своему - с тревогой и пошла на кухню готовить завтрак.

     Петя умылся, посмотрел на спящего сынка. "Симпатичный паренёк! - впервые искренно восхитился папа. Интересно: ходит он? - ведь годик с лишним ему. Он направился на кухню. Из спальни вышла мать.
     - Доброе утро, мама! Как отец себя чувствует?
     - Он уже в мастерской. Не спится ему - о тебе беспокоится, сынок.
     - У меня всё в порядке - беспокоиться нет причин. Так и передай ему, если я его не увижу до ухода на лекции. Дарья Карповна отметила бодрость духа сына, но причину не поняла, но всё-равно была рада видеть его таким.

     Петя, выйдя из дома, направился не в институт на лекции, а в военкомат. Через три часа пребывания там, с документами с печатями он поехал в институт, опять же, не на лекции, а в деканат. Через полтора часа, выйдя из деканата, он направился в военкомат. Оформление шло быстро по понятным причинам: в стране объявлена мобилизация, висели по-прежнему угрозы нападения на нашу страну с Запада, назревали военные действия с Финляндией.

2023 г.