Есть ли душа у ангела?

Игорь Устичев
                Если страстная и плотская природа человека неразрывно связана с нашим миром, то его духовная природа неразрывна с миром горним, т.е. ангельским. Знание той и другой важны для человека, стремящегося к истине. О природе человеческой души мы подробно писали в статье «Что такое душа?» и желающие могут к ней обратится. Тогда мы показали, что душа есть у животных и у человека. Первые имеют ее, как жизненную силу, обеспечивающую выживание и продление рода, а у последнего она выполняет сложную функцию, необходимую для бытия человека. Его душа является не просто жизненной силой и носительницей качеств, присущих людям в виде чувств и страстей, но и хранительницей ума. Именно ум несет в себе образ Божий. Таким образом, с природой человеческой души мы разобрались. Но, нам важно понять, насколько ангельский мир соответствует миру плотскому, поскольку в эсхатологической перспективе эти миры неизбежно встречаются. С точки зрения сотериологической, церковь делится на Торжествующую (Небесную) и Воинствующую (Земную). Собор первой составляют Христос, как ее Глава, ангельский мир и святые угодники. К земной принадлежат все живущие в православии. Исповедующие иные учения или принадлежащие к другим конфессиям остаются вне ее ограды. Поэтому и с этой точки зрения доступные нам знания об ангельском мире крайне важны для понимания посмертной участи души.  Итак, мы знаем, что у человека есть тело, душа и ум, которые составляют его антропологическую природу. А какова природа ангела? Об этом достоверных сведений у нас нет, поскольку ангельский мир познаваем для нас только в той мере, в какой нам это открывает Бог. Однако, из Священного Писания известно, что ангельский мир был сотворен Богом до появления Вселенной, о чем свидетельствует сам Господь: «Когда сотворены были звезды, восхвалили Меня громогласно все ангелы Мои» (Иов.38:7). Непонимание ангельской природы привело к возникновению многочисленных ересей, главной из которых является оригенизм. Согласно Оригену и, развившему его учение Евагрию Понтийскому, Бог эманирует из Себя некие «умы» или логосы, которые становятся душами и ангелами, и при конце мира, все они обратно возвращаются в лоно Отца, где и растворяются в Его сущности. В некоторых теологуменах (богословские мнения) высказывается предположение, что ангелы – это Сыны Божии, о которых также есть упоминание в Библии. Мы осмелимся высказать свою точку зрения по этому поводу. Несомненно, что Бог создал ангелов задолго (в нашем представлении) до сотворения мира. Такая последовательность обусловлена тем, что ангелы – это служебные духи, задача которых содействовать Богу в деле домостроительства Вселенной. Это не значит, что Бог без них Сам бы не справился. В работе «Зачем Бог создал человека?» мы указывали, что главной причиной появления ангельского мира – была природное свойство Бога разделения любви и блага с разумными существами, ибо любовь не может быть таковой, если она остается сама в себе. Затем, после падения Люцифера с его воинством (см. статью «О падении Люцифера»), ангелы были наделены служебными функциями, поскольку в соответствии с премудрым Промыслом Божиим, им надлежало принять участие в домостроительстве Вселенной и человека.  Разумеется, что, являясь существами высокоразумными и чистыми, ангелы намного превосходят человека в интеллектуальном и нравственном плане. О сотворении ангелов нам ничего не известно. Но, как говорят св. отцы,  под словами Творца: «Да будет свет» (Быт.1:3) следует понимать рождение ангелов, которые и есть отражение света Первого, т.е. исходящего от Творца Светов Бога Отца. Свт. Григорий Богослов пишет: «Силы, окружающие Бога, и служебные духи – суть вторые светы, отблески Света Первого». Как и все, кроме человека, ангелы были сотворены Словом, исходящим от Господа. Они имеют начало своего бытия в Боге, а значит являются тварными. Но, если ангелы были созданы только Словом, то сотворению человека предшествовал Совет Святой Троицы, о чем свидетельствует Библия: «… сотворим человека по образу Нашему и по подобию» (Быт.1:26). Условно, создание человека происходило в два этапа: сотворение эфирного тела (человеческой души Адама) и наполнение его духом уст Божиих или наделением образом Божиим. Лишь человек создается по образу и подобию Божию, что обусловлено предстоящим ему подвигом борьбы и победы над дьяволом. (см. «Зачем Бог создал человека?»). Получив бытие от Бога, ангелы были наделены высочайшим умом в соответствии с предстоящим служением. Помимо этого, они получили эфирные тела, которые являются признаком сотворенности: все имеющее форму – ограниченно и тварно. Их эфирные тела настолько тонки и непознаваемы, что рассуждать на эту тему не представляется возможным. Отметим лишь, что природа ангельских тел стала предметом весьма жесткой дикуссии между двумя святителями – Игнатием Брянчаниновым и Феофаном Затворником. И, если первый справедливо доказывал, что все тварное не может не быть ограниченным, а значит имеет тело или форму, то второй существенно заблуждался, утверждая о нематериальности, т.е. о нетварности ангельской природы. Но мы не будем углубляться в полемику св. отцов и вернемся к нашей теме. Ангельский ум кардинально отличается от нашего тем, что в отличии от него, не является носителем образа Божия, а служит вместилищем Его энергии, исходящей от самой Божественной сущности. В связи с этим, в отличии от нас, ангелы не нуждаются в знании, памяти и тому подобных качествах, которые необходимы смертному для его пребывания на земле. Для ангелов нет прошлого, настоящего и будущего, потому что все, что они видят при помощи света истины или божественного света, они видят непосредственно перед собой, в режиме реального времени, как это принято у нас называть. Любое необходимое знание ангелы получают от Бога непосредственно и не нуждаются ни в каких этапах познания. Всю нужную для служения информацию они получают посредством фаворского света или энергии Бога, пребывающей в их уме. Старина Платон догадывался об этом, когда писал: "высшей формой знания служит созерцание" или видение, как его называет прп. Исаак Сирин. Некоторые великие отцы Церкви сподоблялись подобного дара еще при жизни. Итак, с понятием «ума» в ангельской природе мы определились, А, что с душой? Если исходить из вышеизложенного, то не будет ошибкой признать, что, как таковой, души у ангелов нет. Для  этого нет предпосылок в самой  ангельской природе. Во-первых, потому что ангелы света  и аггелы тьмы не подлежат Суду Божьему, поскольку первые никогда не будут осуждены, а вторые – уже осуждены (здесь не будем объяснять как и почему); во-вторых, у ангелов нет привычного нам тела, а значит отпадает необходимость в руководящей и дающей ему жизненную силу субстанции; в третьих, и это главное, – человек был сотворен «душою» и «душою живою», чего не скажешь об ангелах. Главное предназначение души человека – обеспечивать его пребывание в теле на земле и нести ответственность за его дела на небе. И то, и другое совершенно чуждо ангелам, потому что они причастны Божеству и Его не иссякающей благодати и не подлежат Суду, как мы отметили выше. Казалось бы, как прекрасен мир ангелов, лицезрящих Бога и воздающих ему славу, не испытывающих ни страданий, ни страха, не боящихся за свою участь. Однако, существует известный афоризм св. отцов: «Нет человека, который не мечтал бы стать ангелом, и нет ангела, который не мечтал бы стать человеком». И, если с первым все понятно, то со вторым возникает недоумение: как может приближенный к Богу и не подлежащий Суду мечтать все это потерять и погрузиться в падшую человеческую природу? Ответ на этот вопрос, возвращает нас к теме «Образа Божия в человеке», к которой мы еще обязательно вернемся в отдельной работе. Именно образ Божий позволил избавленному от греха человеку получить усыновление Богу по обетованию, в силу искупительных заслуг Сына. Как Сын сидит одесную Отца, так и спасенный им человек, сподобляется такой же чести, по словам божественного Павла: «...быв погребены с Ним в крещении, в Нём вы и совоскресли» (Кол.2:12). Быть сыном Божьим, каковым стал человек, ангелам недоступно в силу их природы: они лишены, плоти, души, страданий, нападок дьявола, не ведут изнуряющую брань, не падают и не встают, т.е. не делают ничего такого, за что положены венцы и усыновление Отцу. Соответственно: «кто не борется тот и не венчается», как говорил свт. Иоанн Златоуст. Ангелы являются служебными духами и по отношению к человеку, поскольку призваны помогать ему в этих подвигах и лишениях. Вот почему они мечтают стать человеком, чтобы через вочеловечивание усыновиться Богу.
                Знание природы ангельского мира в той мере, в какой нам это доступно, необходимо для понимания предназначения человека на земле и Промысла Божьего о каждой душе, который реализуется, в том числе и через служение ангелов. Кроме того, это позволяет нам понять, почему необходимо Таинство крещения, ибо только после него к каждому христианину приставляется для служения свой Ангел Хранитель. Его задача наставлять и помогать верующему, а по исходе души сопровождать ее к престолу Божьему, защищая от нападок бесов в мытарствах. Не принявший истинную веру, лишается этой помощи и участь его незавидна.