Седьмая попытка Часть шестая

Владимир Шатов
Спор
Душа Георгия даже не достигла Чистилища, как её перехватил куратор. После разговора с отцом ему больше всего на свете не хотелось теперь разговаривать с ним, но выбора не оставалось.
- Какой никакой, но прогресс имеется! - насмешливо сказал Вельзевул. - Ты значительно продвинулся в реализации первоначального плана…
- Без тебя тошно! - отрезал подопечный. - Давай без твоих пахнущих серой намёков…
Куратор принял вид Асмодея, который никогда не улыбается.
- Я не шучу, - заверил он, - когда говорю, что нынешняя попытка почти удачная! Ты много сделал в образе российского императора Александра II. Отменил крепостное право, провёл множество изменений, к лучшему жизни русского общества начиная от Земской, кончая Судебной реформами.
- И за это меня взорвали посредине моей столицы… - вставил Георгий. - Покушались семь раз, согласно трёх пророчеств!
- Кстати, - спросил куратор. - Почему после броска первой бомбы Рысаковым ты сразу не уехал?
- Подумал, что если семь покушений на мою жизнь я перенёс, значит, они ошиблись! Я же не мог подозревать, что седьмое покушение состояло из двух частей и Гриневицкий бросит бомбу, взрыв которой станет фатальной…
- Но тебе не надо отчаиваться! - подбодрил он подопечного. - По крайней мере, у тебя осталось две попытки. Твои убийцы понесли заслуженную кару. Даже невеста Гриневицкого, Софья Мюллер сошла с ума и покончила с собой. Когда её отпевали в церкви, паникадило со свечами упало на гроб и тело загорелось. Брат изменил фамилию на Крестцов, но вместе с потомками был уничтожен в период репрессий Сталина.
- Кто таков?
- Займёт российский престол вместо Романовых…
Георгий не отреагировал на поддержку демона, пребывая в расстроенных чувствах. Куратор принял вид Белиала и, будто не замечая состояние отлетевшей на небеса души, говорил, перечисляя его достижения:
- Ты основал множество городов. Создал промышленные районы, тот же Донбасс. По Пекинскому договору официально забрал у Китая Сибирь и Дальний Восток. Фактически все будущие достижения страны были заложены в твоё правление! Переоснастил армию и выиграл тяжёлую войну против Турции.
- Приятно слышать похвалы от князя лжи, - иронично уточнил Георгий, - но основной цели я не достиг. Я хотел с помощью запорожских казаков, потомков воинов тюрков, с которыми девятьсот лет назад захватил весь обитаемый мир, взять Константинополь и подготовить условия для второго пришествия моего брата Исуса. Это лучшие воины в мире!
- Запорожских казаков нет! - напомнил Люцифер. - Екатерина Великая разрушила Запорожскую сечь и переселила казаков на Кубань.
- Они тоже воевали в моей армии, - настаивал он, - как и казаки Украины, но ситуация стала другой…
- В чём же?
- Я пока не понимаю… - признался Георгий. - Люди, как то изменились.
- Если хочешь, - заявил куратор, - я могу объяснить тебе?
- Расскажи! - попросил он.
- Ты помнишь, что я говорил тебе о рептилоидах, которые населяли Землю до аннунаков? Около трёхсот лет назад у них появился лидер.
- Да.
- Преступников Лиги Разумных Существ Вселенной мы может переселять только в потомков аннунаков, рождённых от земных женщин. Однако ящероподобные владельцы Земли также активно используют их репродуктивные способности. 
- Ты это к чему ведёшь? - остановил его Георгий.
- Каждые семьдесят шесть лет, - пояснил Лукавый, - планета входит в цикл, позволяющий очистить человечество от рептилоидов. Точкой отсчёта служит комета Галлея, имеющая такой период появления возле Земли. Причём это единственный астрономический объект, появление которого невозможно предсказать точно. Комета искусственный объект, станция наблюдения за землянами. При твоём последнем воплощении она появлялась в 1834 году, следующий раз будет в 1910.
- И как это связано со мной?
- Через тридцать восемь лет после начала цикл достигает вершины. Это 1872 год, эпоха правления Александра Второго Освободителя. 1796 год - правление Екатерины Великой и 1720 год - эпоха Петра Первого. Ранее 1644 и 1568 года. В будущем он приходится на 1948 и 2024 годы. Затем спад.
- Я в пяти прежних воплощениях жил примерно в эти времена! - воскликнул Георгий.
- Видишь! - засмеялся Мефистофель. - Начал понимать замысел Божий?
- Нет… - признался он.
Куратор снова поменял личину, затягивая время ответа.
- Прошу заметить! - сказал хихикающий дьявол. - Ты всегда просишь воплощения в человека, родившегося в России.
- Ты имеешь что-то против русских?
- Нет! - пояснил он. - Русины созданы по воле Творца, как стражники его воли. Как волки являются санитарами леса, так они карательными походами из степей Скифии издавна очищали род человеческий.
- Убивая множество людей! - вставил Георгий. - Я сам был таким…
- Это не люди! Это существа, которых соблазнили мои подчинённые бесы. - Вельзевул громко рассмеялся: - Люди легко поддаются на соблазны! Кто-то ведётся на деньги и славу. Кто-то на женщин и азарт! Когда люди забывали заповеди сына божьего, славяне двигались на Запад и безжалостно вырезали раковую опухоль человечества. Россия женская сущность Земли и повторяет цикл за семьдесят шесть лет! Это время когда по аналогии с женщиной у страны созревает яйцеклетка и организм жаждет оплодотворения. К сожалению, при императоре Александре Втором, по причине его убийства, беременности новой идеей не наступило, цикл закончится большой кровью мировых войн. К этому Россия привычна, как женщина к месячным…
- А какая страна мужская сущность?
- Библейский Израиль. В нынешней терминологии это Украина, которая оплодотворяла Россию, подарив миру идею христианства и вышедшим из него остальным религиям человечества.
- Вот почему за неё постоянно идут войны! - воскликнул Георгий.
- Это сакральное место, - подтвердил он. - Кто владеет Украиной, владеет миром! Польша была самым сильным государством в Европе, пока не пришёл Хмельницкий. Потом поднялась Россия.
- И последняя война моего отца Николая Первого была за Крым…
- Поверь, - заверил Лукавый. - В будущем они будут за него ещё неоднократно...
- Может потому, что я поселил мать Марию в Крыму! - вспомнил подопечный. - Пригнал туда много пленных евреев, которые построили ей дворец в Бахчисарае и верно служили. Когда Мария умерла, её похоронили рядом с крепостью Чуфут-Кале в Успенском пещерном монастыре. Большинство евреев, боясь царского гнева бежали. Они по мелкому заливу Сиваш перешли на Украину, снова расселилась вокруг Киева, Бердичева, в Черкассах и Виннице. Вот почему в Библии описано, как внезапно расступились воды Красного моря! И люди прошли по морскому дну.
- Ты должен вспомнить это в следующее воплощение… - напомнил он.
- У меня много имён: Георгий Победоносец, Александр Македонский, Константин Великий. Я прожил долгую жизнь и был похоронен в Гизе. Великие пирамиды построены как усыпальницы. Бальзамированные тела в сухом климате могут храниться вечно, пока Господь не воскресит по сохранившемуся ДНК. Мои многочисленные рыжеволосые сыновья, внуки и правнуки имели гаремы, состоящие из темноволосых евреек.
- Так появились славяне… - сказал Мефистофель. - Только враги научились использовать их лучшие качества. Желание помочь слабому, освободить страдающих. Русины перестали отделять правду от лжи…   
- Я почувствовал это при последнем воплощении, - согласился подопечный. - Будто всё перемешалось. В моей армии было много чуждых мне по духу людей, а в армии противника было много похожих на меня…
- Правильно! - подтвердил Сатана. - Две враждующие ветви обитателей Земли не делятся на национальности. В каждой нации полно потомков и тех и этих. Отсюда постоянные войны, которые будут сотрясать Землю сто пятьдесят лет. Пока рептилоиды не снимут маски, и на планете мирно заживут два вида. Ящеры заинтересованы, ведь их правнуки получаются слабее внуков... Население планеты вымирает, теряя волю к жизни и разум!
- Есть ли выход? - спросил Георгий.
- Нужно разорвать порочный круг! - сказал он, превращаясь в женщину средних лет. - Но сделать это может только сын человеческий. Цикл, начатый когда-то твоим отцом, уже не действует. Очищение Земли не происходит, если это продлится, человечество исчезнет. Люди забыли заповеди Иисуса. Когда-то он заплатил жизнью за их грехи. Он дал им заповеди, чтобы человечество стало разумным. Но люди не поняли его, они приняли внешние проявления веры: кресты, церкви и посты. Никто не впустил его в сердце, никто не готов к прощению. Покажите мне человека готового подставить другую щёку, когда его ударили по первой?.. Пришло время человечеству, пройти через Страшный суд. 
- А ты как в этом участвуешь? - не веря в искренность его намерений, поинтересовался подопечный. - Почему рассказываешь мне?
- Если люди исчезнут, я останусь без работы! - ответил куратор. - Поэтому заинтересован в твоей миссии. Готов переселяться?
- Да, - ответил он. - Только я не хочу больше изменять людей силой оружия. У меня другой план. Ответь мне на последний вопрос. Я начал замечать, что женщины начали превращаться в мужчин. Почему они ведут себя, как мужчины, курят, пью, рассуждают о политике. Борются за свои права, забывая природное право и обязанность быть матерью и хранительницей семейного очага?
- Женщины идут от частного, от себя к общему, а мужчины от частного к общему! - ответил собеседник. - В женщину легче проникнуть нечеловеческой сущности. От рептилоида рождается получеловек, от которого рождается неполноценная девочка. Внешне она женщина, но с мужской начинкой. Это не касается сексуальной ориентации, просто поведенческие факторы. Пора вводить новые обозначения. Мальчик-мальчик, то есть стопроцентный мужчина. Появилось множество мальчиков-девочек. Внешне мужественных, но женственных внутри. Девочка-девочка, настоящая женщины. А девочка-мальчик это дамы, про которых ты говоришь. Одна из них, Софья Перовская организовала твоё убийство.
- Я всё понял, - сказал Георгий. - И готов назвать первое желание по переселению души. Хочу родиться в самой обычной семью. Не слишком богатой, но и не бедной. Чтобы получить образование.
- Ясно.
- Теперь, когда мы союзники, - напомнил Георгий. - Я надеюсь, ты обеспечишь мне долгую земную жизнь?
- Конечно! - заверил дьявол. - Но озвучить желание требуется по правилам…
- Я хочу умереть своей смертью, - сказал он. - С учётом пожеланий предыдущей жизни должен прожить не менее семидесяти лет…
- Обещая! Третье желание?
- Хочу жить в эпоху тектонических изменений в человеческой истории! - закончил он. - В такие моменты ярче видна человеческая сущность!
- Это я тебе гарантирую! - засмеялся куратор. - Приключений будет много. Принято!   
 

Поэты
13 июня 1934 года в коммунальной квартире на Волхонке зазвонил общий на несколько семей телефон. Недовольная соседка сообщила Борису Пастернаку, что вызывают его. Он подошёл к висящему на стене коридора аппарату и сказал:
- Пастернак у телефона!
- С вами будет говорить товарищ Сталин… - услышал поэт.
- Бросьте дурака ломать! - крикнул Борис и повесил трубку.
Он посчитал, что его разыгрывают и, не отходя от аппарата на случай повторного звонка, неожиданно вспомнил прожитые годы:
- Родился 29 января 1890 года в Москве в семье художника и пианистки. У меня две сестры и брат. В квартиру, где жила семья, приходили известные деятели искусства. Устраивались концерты, среди гостей были Лев Толстой, Сергей Рахманинов, Исаак Левитан… А теперь меня разыгрывают неизвестные личности!
В 1909 году Борис окончил гимназию в Москве и поступил на историко-филологический факультет Московского университета. В 1912 уехал в Германию в Марбургский университет на летний семестр. Вернувшись, Пастернак закончил обучение, но диплом не забрал.
- Первые стихи я написал в 1909 году, однако первое время умалчивал о своём увлечении поэзией… - улыбнулся Борис.
Настойчивый звонок телефона прервал его воспоминания.
- Прекратите безобразничать! - первым сказал он в трубку.
- С вами будет говорить Сталин, - повторил строгий мужской голос. - Если не верите, перезвоните по такому телефону…
По-прежнему уверенный в обмане, Пастернак буркнул:
- Розыгрыш зашёл слишком далеко! Нужно перезвонить и отчитать шутника. Мой первый сборник стихотворений «Близнец в тучах» вышел в 1914 году. Через два года сборник «Поверх барьеров». В 1922 году вышла книга стихов «Сестра моя - жизнь», которая сделала меня известным... А со мной играют, как с мальчишкой! 
В том году он женился на художнице Евгении Лурье, у них родился сын Евгений. Стал участником литературного объединения «ЛЕФ». Поэт издал сборник «Темы и вариации», работал над романом в стихах «Спекторский».
- Который можно считать отчасти автобиографическим, - подумал поэт.
Перед тем, как набрать страшный номер он задумался, вспомнив:
- Сталин грузин, тоже писал стихи в юности! Я люблю Грузию, в 1931 ездил туда.
Стихи, написанные под впечатлением от Кавказа, вошли в книгу «Второе рождение». Занимался переводами с грузинского языка.
- Переводить мне нравится! - признался Борис вслух. - Разорвав первый брак, в 1932 году женился на Зинаиде Николаевне Нейгауз. Через шесть лет у нас родился сын Леонид. Нужно звонить!
Он набрал номер, ответил знакомый голос. Послышался щелчок.
- Говорит Сталин, - начал разговор генсек.
- Здравствуйте, Иосиф Виссарионович, - спокойно ответил Пастернак.
Предыдущие воспоминания успокоили его, раздражение улеглось.
- Скажите, Мандельштам ваш друг? - в лоб спросил вождь партии.
Пастернак на мгновение замолчал, прокручивая в голове отношения с поэтом. С Осипом они давно дружили. Борис был посвящён во все его семейные дела, знал обо всех неурядицах.
- Не везёт ему в последнее время… - сочувствовал Борис собрату по перу. - Хотя бы есть, где жить! 
В 1932 году Мандельштам и его жена Надежда переехали в комнату, которую получили в знаменитом доме на улице Герцена. В 1928 году вышел его последний сборник.
- Мандельштам берётся за любую работу! Статьи, редактуру, переводы… - знал Пастернак. - Но и с этим ему не везёт! Как и с соседями…
Их соседом стал поэт Сергей Бородин, пишущий под псевдонимом Амир Саргиджан. Осип ему в долг семьдесят пять рублей.
- Сумма для него приличная… - понимал Борис.
Пришлось поэту ехать на юг с небольшой суммой. Где-то под Феодосией, остался Мандельштам без денег. К нему подошли на улице незнакомцы и попросили поприсутствовать на еврейской свадьбе.
- Чтобы выполнить священный ритуал, нам не хватает мужчин… - пояснили они знаменитому еврею.
Его накормили, дали денег на дорогу. Вернувшись в Москву, Осип рассказал Надежде и, смеясь, добавил:
- Они не знают, что их брак недействителен, ведь я крещёный...
Саргиджан отдавать долг не спешил. Осип терпел, но однажды выглянул в окно и увидел Татьяну, жену должника. Она несла корзинку с продуктами. Мандельштам бросился на улицу и принялся кричать:
- Пожилой поэт вынужден голодать, а непорядочные люди шикуют!
- Я порядочная женщина! - возмутилась Татьяна.
- Порядочная женщина спит со всеми по порядку, - высказался поэт. - Видимо для этого несчастный Саргиджан гостей на вино созывает!
Появился сосед и по наущению Татьяны набросился с кулаками на Осипа. Потом ударил его жену Надежду. 
- За себя Мандельштам не стал бы выступать, но оставить без ответа оскорбление жены не мог, - догадался Пастернак. - Он потребовал товарищеского суда, который состоялся в доме Герцена.
Председательствовал на заседании Алексей Толстой. Осип изложил суть дела. Саргиджан спокойно развалился в кресле. Выслушав стороны, Алексей Толстой вышел позвонить по телефону. Его проинструктировали, кого надо поддержать. Вернувшись, он объявил:
- Саргиджан должен вернуть Мандельштаму деньги!
- Когда будут тогда и верну! - небрежно пообещал должник.
Осип был вне себя от ярости. Ведь суд состоялся не из-за денег. Разгневанный Мандельштам выкрикнул:
- Я этого Толстому не прощу!
Через полтора года приехав в Ленинград, Осип завернул в Издательство писателей. Было людно, присутствовали работники, писатели и переводчики. Толстой шагнул ему навстречу.
- Здравствуй! - поприветствовал он.
Мандельштам подошёл к Толстому и дал ему пощёчину. Удар был чисто символический, но жест оказался сильным. Толстой побагровел до корней волос, такого унижения ему переживать не приходилось. Он прошипел:
- Что вы делаете?
- Возвращаю долг…
- Еврей дал пощечину графу! - засмеялся какой-то остряк.
Горький грозил, что покажет еврею, как бить русских писателей.
- Осип нажил себе врагов… - расстроился Борис.
После вопроса Сталина он вспомнил эти факты. Поэтому ответить на вопрос было крайне трудно. Ответить «да» значило записаться в подельники, ответить «нет» предать. Пастернак ответил изобретательно и достойно:
- Поэты редко дружат, они ревнуют друг друга, как красавицы. Мы с ним идём совсем разными путями…
- Мы, большевики, не отрекаемся от своих друзей, - упрекнул Сталин.
В канун репрессий ему было важно подчеркнуть, сколь высоко большевики ценят дружеские чувства.
- Всё гораздо сложнее, - объяснил Пастернак. - Мы просто разные…
Чтобы заработать, Осип взялся редактировать перевод, по недосмотру издательства на книге указали редактора, а переводчиков забыли. Те пришли в ярость, шишки полетели в Мандельштама, чьё имя красовалось на обложке:
- Он присвоил наши деньги!
От неприятностей поэта оградило заступничество коллег. Письмо в его защиту подписали Анна Ахматова и Алексей Толстой. В начале 1934 года, встретив Пастернака на улице, Мандельштам отвёл его в сторону и прочитал шестнадцать строк стихотворения о Сталине. Борис отреагировал холодно:
- Я стихов не слышал, вы их не читали. И никому читать их не советую.
- Почему? - удивился Осип.
- Это не поэзия, а самоубийство, а в нём я участвовать не хочу.
Мандельштама арестовали 14 мая. Надежда бросилась к Борису, он включил связи. Предполагалось заступничество Демьяна Бедного. Отказавшись по конспиративным соображениям принимать Пастернака на квартире, он несколько часов ездил с ним в такси по Москве и говорил о бессмысленности заступничества:
- Только хуже сделаем! Сталин брал книги у меня и возвращал уникальные экземпляры с жирными отпечатками пальцев на страницах…
- Кто донёс на Мандельштама, доподлинно неизвестно, - размышлял Пастернак. - Но драматург Гладков говорил мне, что Саргиджан имел отношение к аресту.
Поэтому в разговоре со Сталиным он попытался ответить максимально уклончиво, чтобы не навредить Осипу и себе.
- Почему вы не обратились ко мне или в писательские организации? - продолжил с укором спрашивать Иосиф Виссарионович. - Если бы мой друг попал в беду, я бы на стену лез, чтобы помочь.
- Если бы я не хлопотал, вы бы, вероятно, ничего не узнали, - возразил Борис, - а писательские организации не занимаются этим с 1927 года…
Сталин помолчал и сообщил, что дело Мандельштама пересмотрено, и результат по нему будет благоприятный.
- Но он мастер? - в упор спросил Сталин. - Мастер?
- Мастер, но не в этом дело! Никого нельзя арестовывать ни за какие стихи! Ни за плохие, ни за хорошие…
Иосиф Виссарионович бросил трубку. Пастернак кинулся звонить в Кремль, просил соединить с ним.
- Товарищ Сталин занят, - ответил знакомый голос.
- Но скажите, могу я хотя бы рассказать об этом разговоре?
- На ваше усмотрение, - ледяным тоном ответил Поскрёбышев.
После сталинского помилования и высылки в Чердынь Мандельштам  выбросился из окна больницы. Ему разрешили выбрать место для поселения. В ночь на 2 мая 1938 года вновь арестовали и приговорили к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, где он умер от сыпного тифа.
- Тело до весны с другими усопшими лежало непогребённым… - сообщили Пастернаку подробности. - Весь «зимний штабель» был захоронен в братской могиле на окраине Владивостока.
Поэту выделили дачу в посёлке Переделкино. Однажды дом по соседству обокрали воры. Он написал письмо:
- «Уважаемые воры! В этот конверт я положил шестьсот рублей. Это всё, что у меня сейчас есть. Не трудитесь искать деньги. В доме ничего больше нет. Берите и уходите. Так и вам, и нам будет спокойнее. Деньги можете не пересчитывать. Борис Пастернак».
Письмо вместе с деньгами он оставил в передней. Шли дни, но ничего не происходило. Воры не появлялись.
- Шестьсот рублей лежат без дела? - жена брала на хознужды.
Борис проверил конверт. Когда обнаружил пропажу купюр, он спросил:
- Как, вы берёте деньги?! Вы грабите моих воров?.. А что, если они сегодня придут? Что я скажу моим ворам?.. Что их обокрали?
Пастернак на даче написал роман «Доктор Живаго», завершив в 1955 году. В 1946 году он познакомился с Ольгой Ивинской, которой поэт посвятил многие стихи.
- Без романа с тобой, - признался он ей, - не было бы романа!
В 1958 году книгу издали за границей в Италии. Она стала мировым бестселлером. Бориса наградили главной премией планеты.
- Я получил за него Нобелевскую премию и сплошные неприятности! - грустно шутил он. - Сталина нет, ему не позвонишь…
На родине роман вызвал страшную критику. Пастернак был исключён из Союза писателей. Он пережил инфаркт и серьёзно заболел. 
 
Афганец
Его звали Иван Годун, хотя все называли Ваня. Это мягкое русское имя необыкновенно шло ему. Он напоминал огромного плюшевого мишку и редкий человек, глядя на него, удерживался от добродушной улыбки. Владимир Дайнего познакомился с ним во время выборов в Верховную Раду Украины. Он укоренился в Донецке, заинтересовался выборными технологиями и подрядился на работу в Херсонской области.
- Чёрный пиар, - предупредил кандидат Сальдо, - мне не нужна...
Встреча состоялась в городке Новая Каховка, где располагался центр избирательного округа.
- Что Вы имеете в виду? - поинтересовался Владимир, ему требовалось обеспечить нужный результат.
Он работал приглашённым «пиарщиком», а Ваня как местный житель подрабатывал водителем.
- Газеты, телевидение, листовки это не для меня, - отмахнулся Сальдо, - нужно что-то оригинальное, не избитое.
Кандидат был представителем «братвы», но очень хотел выглядеть ангелом без крыльев.
- Значит, будем делать упор на культуру! - предложил Дайнего.
- Замётано! - обрадовался кандидат и высморкался пальцем.
Они с Ваней поехали в местный драматический театр. Он являлся единственным очагом культуры в областном центре Херсон.
- Жди меня в машине, - Владимир взбежал по кривым ступенькам.
Главного режиссёра театра, весьма талантливого человека по фамилии Орлов, нашёл в комнате работников сцены. Они азартно играли в карточного «подкидного дурака» и Орлов неохотно вышел с ним в тёмный коридор.
- Один местный уважаемый бизнесмен, - сказал Володя с нарочито серьёзным видом, - желает избираться в депутаты. Кто-то из корешей подарил ему эту идею.
- Я здесь причём? - спросил нетерпеливый режиссёр, которому не терпелось вернуться к карточной игре.
- Он хочет поставить у вас спектакль и пригласить на премьеру всю элиту города. 
Собеседник ненадолго задумался. Он знал кандидата, и сомневался в его адекватности. Он был весьма колоритен: красный пиджак, бритый затылок, на шее золотой крест на якорной цепи, типичный бизнесмен конца двадцатого века. 
- За работу наш кандидат, - нарочито небрежно сообщил Дайнего, - обещает отвалить театру сто тысяч гривен, из своего избирательного фонда.
Режиссёра звали Наум Львович, он быстро сообразил, что эта сумма половина годового бюджета всего театра, подумал и согласился:
- Только пьесу я выберу сам!
Заказчик вернулся к дремавшему за рулём модного «Форда» водителю. Машину выделил кандидат, Годун чрезвычайно гордился блестящим чудом.
- Ну, как? - спросил он, мягко трогаясь с места.
- Будем ставить спектакль.
- Не понимаю я эти театры, - не мог успокоиться Ваня. - Скукотища!.. Вот армия другое дело.
Владимир знал его слабость каждую свободную минуту предаваться воспоминаниям о службе в Афганистане, поэтому тяжело вздохнул:
- Что же там смешного?
- А вот послушай, - ответил он. - Перед Афганом я проходил подготовку в «учебке» узбекского Термеза. В конце обучения, как всегда нас посетила проверка из штаба армии. И вот появился генерал в окружении офицеров и направился к строю рядовых по дорожке из бетонных блоков. Неожиданно генерал встал «раком» и припал ухом к земле. Через несколько секунд генерал сказал громко: «Шумит!»
Годун азартно крутил рулём, пассажир рассеянно смотрел на однообразный украинский пейзаж.
- Прибывшим с ним офицерам пришлось становиться подобным образом и слушать «шум». Все говорили: «Да, товарищ генерал, шум есть». Но генералу по какой-то причине было недостаточно офицерского мнения, он и солдат заставил нагнуться и послушать. Все становились на четвереньки и, припав ухом к земле, вслушивались и бодро отвечали: «Да, товарищ генерал, шум есть!»
 Пока Ваня рассказывал, они пересекли Днепр через дамбу Каховской ГЭС. Дайнего слушал невнимательно, растирал немеющую правую ногу, не понимая, почему конечности болят у него с детства, словно травмированные.
- Последним к земле припал я, - закончил Ваня, - но никакого шума не обнаружил. О чём сообщил генералу. Офицеры батальона напряжённо замерли, но ничего сделать с наглецом не успели. Генерал похлопал меня по плечу и сказал: «Две недели отпуска за нестандартное мышление!»
После заказа вся труппа театра, как один человек, взялась за постановку внепланового спектакля. Главный режиссёр пообещал им хорошие премиальные, и они сотворили чудо. Спектакль назывался:
- «Сальдо и его Команда!»
Текст писателя Гайдара оказался настолько актуален для дня сегодняшнего, что режиссёр лишь увеличил возраст героев, а слово «пионер» заменил на «член команды Сальдо».
- А модное ныне слово «пацаны», - радостно потирал он руки, - у Гайдара вообще на каждой странице.
Сделали шедевр менее чем за два месяца, непостижимо короткие для театра сроки. На генеральную репетицию заказчик пришёл со всей командой и доверенными лицами. От увиденного на сцене он пришёл в такой буйный восторг, что помимо обещанной суммы выкупил все билеты на следующий спектакль, и велел раздать их пенсионерам города.
- Мы должны заботиться о наших ветеранах! - пафосно сказал он, заедая благородный виски бутербродом с чёрной икрой. 
После показа был устроен пышный банкет, на который явилось множество друзей кандидата. Мы стояли в углу, как два провинившихся школьника и чувствовали себя лишними на этом празднике жизни.
- Спектакль дрянь! - Иван тихо поставил диагноз.
- Есть хорошие моменты… - уклончиво ответил Владимир.
- Нет правды жизни! - настаивал Годун.
- А где она есть? - не сдавался я.
- В Афгане была, - заверил он. 
- Премьера назначена на ближайшее воскресенье! - сообщил Орлов.
На премьере впервые за много лет театр был забит до отказа. На афишах спектакля красовалась официальная надпись:
- «Спектакль оплачен из избирательного фонда будущего народного депутата».
Элита города вяло реагировала на происходящее на сцене, все ждали продолжения банкета. Настоящее представление началось, когда зрители ринулись за богато накрытые столы и выпили по первой.
- Молоток! - одобрил старания режиссёра кандидат.
Особый восторг заказчика вызвало сообщение Орлова, сказанное с целью увеличения первоначальной суммы:
- Текст пьесы был специально заказан у деда известного российского политика Егора Тимуровича Гайдара.
- Да ты шо? - бедный кандидат едва не поперхнулся от гордости.
- Сам Аркадий Гайдар был членом Союза Писателей ещё СССР! - добивал его режиссёр. - Так что расходы большие…
- Не вопрос! - отмахнулся заказчик и распорядился выдать из личного фонда десять тысяч гривен.
В приступе восторга он решил встретиться с автором, на что мудрый главреж спокойно сказал:
- Потерпите немного, ещё успеете на встречу!.. Все там будем.
Апофеозом был не спектакль, а газетные рецензии на него, вышедшие на следующий день.
- Новое прочтение советской классики, - читал Дайнего проплаченную статью. - Гениальная находка режиссёра Орлова. А одна вечерняя газета назвала это «...видным событием в театральной жизни страны!»
- Тьфу ты! - отреагировал Ваня и принялся энергичнее крутить баранку.
Они выехали в соседний городок Берислав, договариваться о месте и времени встречи кандидата с местными избирателями. Затем поехали в Алешки и через Антоновский мост направились в Херсон. Дорога предстояла долгая, и водитель опять принялся вспоминать армейские годы.
- После службы в штабе бригады, - сказал он, - меня перевели в разведроту. Мы ходили в глубокие рейды, разведывая местоположение моджахедов. Однажды мы столкнулись с их немногочисленной группой, и после короткого боя я поднял с земли странный предмет.
- Что это было? - оживился Владимир.
- «Стингер». Они только начали поступать к ним из Америки. «Духи» легко сбивали этим переносным зенитным комплексом наши вертолёты.
- Я слышал, что первым солдатам, нашедшим «Стингеры», давали звание Героя Советского Союза.
- Да, - согласился он, - но за мой «Стингер» звание получил другой.
Ваня надолго замолчал, мне даже стало как-то неудобно без его привычной болтовни.
- Что было потом? - не выдержал Дайнего.
- Дальше случился ужас! - тихо ответил он. - Мы вышли в очередной рейд. Каждый нёс три автомата «калашникова» и по цинку патронов.
- А зачем три автомата?
- Один может заклинить, другой перегреться, а третий на крайний случай… Вышли мы с вечера, все шли в кроссовках, поэтому следов не оставляли и быстро попали в заданную точку. Там должен был пройти караван из Пакистана. Нам сообщил местный житель, что повезут оружие.
Годун закурил, хотя делал это крайне редко.
- Мы устроились по двум высоким берегам давно высохшей реки и принялись ждать, - сообщил он, нервно стряхивая пепел мимо встроенной пепельницы. - У нас был АГС-17, поэтому за исход боя мы не волновались. Мощная штука!.. Когда стреляет, создаётся впечатление сплошной стены из огня. Скорострельность сумасшедшая и выжить в зоне попадания нереально.
- Понятно, - кивнул Владимир, - а в чём ужас?
- После полуночи мы услышали звуки приближающегося каравана. - Ваня не услышал вопроса. - Мы подождали, когда втянулся в ловушку, в полной темноте ударили со всех стволов. После получаса стрельбы начался рассвет. В ответ не раздалось ни выстрела, командир дал команду спуститься, посмотреть на трофеи. Когда я спустился, меня вырвало от отвращения. Оказалось, что в караване шли женщины, дети и дряхлые старики. От стрельбы они превратились в кровавое рагу, невозможно было понять, где части тела людей, а где домашних животных…
- Ужас! - побледнел Дайнего, представив картину.
- Я закричал, как сумасшедший, - сказал он. - Больше не воевал…
Всю оставшуюся дорогу мы молчали. Вскоре наступил день голосования. Депутат Сальдо благополучно перебрался в Киев. Уехал туда и Ваня. Он стал возить нового народного избранника. Время от времени мы созванивались и однажды Годун приехал в Донецк.
- Что случилось? - спросил Володя, после дружеских объятий.
- Понимаешь, дружище! - ответил он. - Я поругался с нашим депутатом и сейчас сижу без копейки денег. Одолжи мне две тысячи долларов! 
Дайнего покряхтел, но отказать другу не смог. Утром съездили в банк, и довольный Ваня уехал обратно с деньгами. Больше Владимир его не видел, долг не отдал. Говорили, что он работал аферистом на доверии в Киеве. Внешность у него для этого ремесла самая подходящая.