И вы тоже хотите стать лучшей версией себя?

Виктор Ляшенко
Начало http://proza.ru/2023/10/01/690

И, возможно, думаете, что этим вы прекращаете соревнование с другими? Как бы не так. Это всё ещё оно родимое – стремление стать лучше других, спрятанное за невинной маской «самосовершенствования». Защитный самообман, чтобы выглядеть в своих глазах… лучше. (Ведь стремиться быть лучше других – это плохо, а у меня другое стремление, я соревнуюсь с собой. Поэтому я молодец!)
Это всё то же яйцо, только в профиль.

Так зачем нужно быть лучше других? Зачем нужно быть каким-то другим – лучшим, - а не собой?

Нужно это, чтобы уйти от боли, которая возникает, когда говорят, что я какой-то не такой («не такой» означает «плохой»), сравнивают меня с кем-то, или когда мне говорят о моей ненужности в связи с тем, какой я. Даже если в шутку.
Боль возникает от того, что тем самым мне как будто запрещают жить. Так обычно такие слова воспринимаются каждым ребёнком.

И значит, чтобы избавиться от невыносимой душевной боли и получить право на жизнь, нужно стать «хорошим», а для этого нужно стать лучше, чем я есть сейчас.

И теперь всё, что я начинаю делать, всё увязывается самооценкой, и, в конечном итоге, всё работает на неё – на стремление иметь «положительную самооценку», а проще говоря – быть хорошим. Это становится главный смыслом, подчиняющим себе всё (всё!) поведение.

Самооценка всегда эмоциональна. Это значит, что при оценке себя, у нас всегда возникает какое-то самочувствие.
При положительном оценивании себя самочувствие хорошее, а при негативном – плохое.

Почему так? Потому что эмоция – это и есть универсальный механизм оценки, механизм, генетически заложенный в нас.
Один из корифеев отечественной психологии П.В. Симонов считал, что эмоция «есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (её качества и величины) и вероятности (возможности) её удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретённого индивидуального опыта» (Симонов П.В. «Мотивированный мозг»).

А что для нас является главным основанием оценки ситуации?
То, каковы мы сами в этой ситуации – то есть оценка себя.
И если главное – «быть хорошим» и «не быть плохим», то понятно, что именно перспективы своей хорошести или плохости мы и будем в первую очередь оценивать в любой ситуации, и именно это и будет главным образом влиять на наше самочувствие.

За стремлением стать «лучшей версией себя» скрываются боль, страх, отказ от самого себя и совсем нерадостное лицо за маской позитивного, энергичного и целеустремлённого человека.

В следующей заметке буду говорить о том, как самооценка формируется – как мы начинаем оценивать, то есть отказываться от самих себя: http://proza.ru/2023/10/07/604