Милосердие от Иоанна-Крестителя

Людмила Хаустова
(Из цикла «Азбука Рима»)

   «Крести;телю Христо;в, пропове;дниче покая;ния, ка;ющагося не пре;зри мене;, но, моли;ся за мене;, недосто;йнаго, уны;лаго, немощна;го и печа;льнаго, во мно;гия беды; впа;дшаго, утружде;ннаго бу;рными по;мыслы ума; моего;. Аз бо есмь верте;п злых дел…»
(Молитва к Иоанну Крестителю)
 
     В стелющейся и нарастающей полутьме   окутанного дремотой Вечного города расплывались зловещие и мерные удары тяжелого колокола. Это был не веселый  перезвон колоколов, который каждое утро переливался по  улицам и площадям с первыми лучами солнца и первыми утренними молитвами. Не будоражащий и бодрящий благовест, что каждое утро  пробуждал и оживлял жителей Рима, словно  рождая их к новой жизни. Нарушающие ночную тишину глухие, ухающие  звуки     напоминали удары топора  по деревянной колоде. И неспроста, ибо они извещали жителей  города, что наутро их ожидает зрелище смертной казни. Выглянув в окно,  можно было различить вереницу  закутанных в черные плащи монахов, которые, тихо и беззвучно ступая, направлялись сторону  в тюрьмы  Тор ди Нона  или  Корте Савелла. Неверное, трепещущее пламя свечей  освещало им путь. Люди смятенно ворочались в постелях, представляя долгое ночное бдение, которое ожидало монахов и осужденных  на смерть  в холодных стенах тюремных темниц. Монахи будут помогать осужденным,  подготавливать  несчастных  к последнему испытанию, призывать их к покаянию. Назавтра, после бессонной ночи, они вместе отправятся к месту казни,  в последний путь на виселицу, на плаху или на костер. Они вместе поднимутся на эшафот и последним, кого увидит обреченный, идущий на смерть, будет тихий монашек, подносящий к его устам икону с ликом Спасителя. 
    После казни, с наступлением темноты, монашествующие братья вернутся, чтобы забрать бренные останки, совершить над ними последние обряды и захоронить с миром на безымянном кладбище при церкви и монастыре Сан Джованни Деколато.
    Эта уникальная церковь - Сан Джованни Деколато, или Усекновения главы Иоанна-Крестителя - открыта для посещения только один раз в году.  А именно - 24 июня, когда  католическая церковь отмечает  день Рождения  Иоанна-Крестителя, или Иоанна-Предтечи. Ангел пустыни, как его ещё именует народная традиция,  предшествовал Иисусу Христу и крестил Спасителя.
    В  православии  Иоанна-Крестителя почитают как третье лицо после Христа и Богородицы. В деисусных чинах Рублева и Феофана Грека по обеим сторонам от Спасителя традиционно стоят Богоматерь и Иоанн-Креститель.  Обращаясь  с молитвой, его  именуют торжественно - «Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов».
    Окрашенная традиционной охрой церковь Сан Джованни Деколато (16 век) стоит укромно у подножия Капитолийского холма, на  узкой улице, носящей имя стоящего здесь храма.  Он принадлежит братству   из Флоренции, святым покровителем   которой считается Иоанн Креститель. Поэтому строительство и оформление церкви щедро спонсировали богатые флорентийцы, включая купцов, кардиналов и пап.  Стены однонефного  строения украшают работы Микеланджело, Помаранчо, Вазари, на сюжеты, связанные с  Иоанном-Крестителем.
     Над соседней скромной дверью, слева от  центрального входа, закреплен барельеф с головой Иоанна-Крестителя и  надпись - « Архибратство Милосердия». Дверь ведёт  в  небольшую прямоугольную комнату, которая называется молельней или ораторией. (См. «Я выбираю рай»). Стены её украшены великолепными фресками с иллюстрациями к    восьми  эпизодам из жизни Святого Иоанна Крестителя. Это работа флорентийских мастеров (Сальвьяти, дель Конте и Лигорио) в стиле модного на ту пору маньеризма. Членами Братства Милосердия были Микеланджело и Вазари, а также несколько пап.
     Членам Братства Милосердия, вместе со служителями церкви Сан Джованни Деколато    и насельниками прилегающего монастыря,  была предоставлена редкая привилегия: раз в году, 29 августа, в день обретения главы  Святого Иоанна Крестителя, они могли освобождать одного из приговоренных к смерти. Выбирали  избранника судьбы простым  голосованием. В сосуды, которые держали в руках осужденные,  бросали белые либо черные бобы. Победителем объявляли  счастливчика, в сосуде которого оказалось большее число белых бобов. На него надевали специальное красное платье и отпускали на волю, где все встречные поздравляли любимца фортуны с освобождением.
    А вот казненных обычно хоронили во внутреннем дворике монастыря, где по  сию пору видны  рвы, оставшиеся от общих могил. На мраморной плите, скрывающей массовое захоронение, написано - «Господи, придя судить, не осуждай меня».
       Спустившись по крутой лестнице, посетитель попадает в небольшой исторический музей.  Здесь со времен темного средневековья хранятся редкие документы и реликвии:  корзина, над которой произносила последнюю молитву несчастная Беатриче Ченчи,  и куда упала ее отрубленная голова, плащ Джордано Бруно рядом с  висящим на стене его смертным приговором. (См. «Несчастная отцеубийца» и «Джордано Бруно»).
     Что касается самого Иоанна- Крестителя, то о нём повествуют все четыре автора канонических Евангелий, а также иудейский историк первого века  Иосиф Флавий.   Иоа;нн Крести;тель, или Иоа;нн Предте;ча   родился в первые годы новой эры. По преданиям он – родственник Иисуса и лишь на немного старше его.   Как рассказывает евангелист Лука,  архангел Гавриил, явился его отцу Захарии, служившему во  Храме, и возвестил, что   он вскоре станет отцом богоизбранного  сына. Поскольку жена Захарии, праведная Елизавета, долгие годы супружества оставалась неплодной, и теперь была в весьма преклонном возрасте, то  Захария усомнился в словах небесного посланца. За  неверие небеса  покарали Захарию немотой.  Разрешились его уста  лишь в тот момент, когда надо было дать согласие  на выбранное Елизаветой имя новорожденного, имя, подсказанное ангелом и прежде не встречавшееся в их роду.
    О первой, можно сказать «утробной»  встрече Иоанна с Иисусом рассказывает евангелист Лука. После Благовещения Мария отправилась навестить свою родственницу Елизавету в нагорную область Айн-Карим, неподалеку от Вифлеема.
. В момент приветственного объятия «взыграл младенец во чреве»  Елизаветы, приветствуя Божью Матерь. Сегодня это место, место рождения Иоанна Крестителя, отмечено скромной  часовней. Она стоит на территории соседствующих монастырей: православного Горненского и францисканской  церкви  Посещения.
    Прослышав от восточных волхвов о рождении в Вифлееме некого нового  «царя Иудейского», тогдашний правитель  Иудеи Ирод Великий приказал истребить всех вифлеемских детей в возрасте до двух лет, надеясь, что в их числе окажется и загадочный «будущий царь», младенец Иисус. 
   Как рассказывает апокрифическое предание, прослышав о жутком приказе, Захария отправил Елизавету с    сыном прятаться в горах, а сам стал усердно молиться во храме. Пришедшие в Айн-Карим царские воины узнали о малолетнем сыне священника и потребовали выдать его. Но Захария безмолствовал, за что и был убит воинами тут же во храме.
  Елизавета в поисках укрытия пошла на гору. По горячей молитве её гора расступилась и укрыла мать с младенцем. И поныне богомольцев водят в эту  легендарную пещеру с глубоким колодцем посредине. В  ледяную воду колодца  верующие погружаются, вознося молитвы  Иоанну-Крестителю.
   Народные представления о младенчестве Иоанна нашли отражение в работах прославленных мастеров. На полотнах Леонардо, Тициана, Эль Греко, Караваджо, Гирландайо, Филиппо Липпи,   изображающих Святое семейство, Иоанн часто появляется рядом с младенцем Иисусом.
   По свидетельству евангелиста  Луки, войдя в возраст,  Иоанн долгое время жил в пустынях, носил грубую одежду из верблюжьей шерсти, подпоясывался кожаным ремнём и питался диким мёдом и акридами. (Плоды рожкового дерева, видом напоминающие засушенного кузнечика, но вполне питательные. Из них даже можно было делать муку и печь  лепешки).  В   
«пятнадцатый год правления  Тиберия  кесаря»,   то есть в 28 или 29 году н.э., Иоанн отправился «проповедовать  крещение покаяния». Он корил народ израильский за  кичливость  своей богоизбранностью,  призывал к раскаянию в грехах и предрекал  скорое  пришествие  Мессии. Приходивших к нему людей Иоанн крестил в водах реки Иордан, и тем самым «готовил путь Господу». В отличие от ритуальных омовений, совершаемых иудеями, крещение Иоанна  было однократно и неповторимо. Именно Иоанн угадал в Иисусе небесного посланца, воскликнув при виде его: «вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грехи  мира».     Пророчески предвидя  свою скорую кончину, Иоанн посылает своих учеников к Иисусу, и некоторые из них первыми последовали за Иисусом.  Вероятно, Иисус говоря, что до Иоанна «не было более великого духом из земных людей»,  видел в Крестителе своего предшественника, ибо с крещения Иоаннова, где встречаются  Ветхий  и Новый  Заветы,  начинается новая христианская религия.
   Около 30 года н.э. Иоанн был арестован за обличительные речи против тетрарха Галилеи Ирода Антипы, который отнял у своего брата  жену Иродиаду. Но  уже заключенного в тюрьму Иоанна правитель не решался казнить, «зная, что он муж праведный и святой»  и из боязни  народа, который почитал Иоанна за пророка. Но во время празднования своего  дня рождения,  Ирод Антипа, плененный танцем Саломеи, дочери Иродиады, неосмотрительно пообещал выполнить любую её просьбу. Подстрекаемая матерью, Саломея попросила голову Иоанна Крестителя и    правитель вынужден был исполнить данное клятвенное  обещание. Отправленный в темницу оруженосец отсек голову Иоанну Крестителя и принёс её на блюде  к пирующим.
    Память об этих событиях Русская Православная Церковь отмечает  29 августа  (11 сентября), как день Усекновения главы Иоанна Предтечи. 
    По апокрифическому преданию, Иродиада в ярости исколола иголками язык  обвинявшего её пророка, а потом повелела закопать голову Иоанна Крестителя на городской свалке.  Но благочестивая служанка выкрала святую главу пророка и, поместив в глиняный сосуд,  схоронила  на Елеонской горе.
   С этого момента история священной   реликвии становится неясной и запутанной.  Существует множество сказаний о главе и деснице Иоанна Крестителя.  В традиции Православной церкви существуют сказания о трёх  обретениях  главы Иоанна Крестителя, и  в честь каждого установлено отдельное празднование.
    Предания повествуют, что десница Иоанна, которой он крестил Иисуса Христа в водах Иордана, была перенесена сначала в Антиохию, а оттуда в Константинополь. После  взятия турками Константинополя в 1453 году, десницу  переправили сначала на остров Родос, потом на Мальту. В 1799 году, когда российский император Павел I стал великим магистром Мальтийского ордена,  десница находилась в России. После октябрьской революции следы реликвии затерялись. Но в 1951 году  югославские чекисты обнаружили десницу в хранилище государственного исторического музея в Цетинье и забрали её.  Следы  реликвии снова затерялись на несколько лет. В 1993 году,  десницу обнаружили  в Цетиньском монастыре Черногории, где она хранится поныне. (Хотя турки и копты говорят, что истинная Десница хранится у них).
   В средние века, в эпоху увлечения святыми реликвиями, фрагменты  мощей Иоанна Крестителя обнаруживались и хранились по всему миру. Тогда, в связи с их ценностью для верующих,  появилось множество подложных святынь. Одних только указательных пальцев Иоанна Крестителя насчитывали 11.
   Согласно католической традиции глава Иоанна Крестителя хранится  в римской церкви  Сан-Сильвестро-ин-Капите. Но это другая история.
   Народная фантазия создала огромное количество легенд об Иоанне Крестителе. В русской  фольклорной традиции   праздник Крещения Иоанном Иисуса (20 января по новому стилю  и 7 января-по старому)  сливается  с древним праздником  «Ивана Купалы». Ибо в этот день Иоанн Креститель «купал» Иисуса Христа в водах Иордана. В эти дни во льду водоёмов вырубаются крестообразные купели, называемые «иорданями». Верующие погружаются в них, вспоминая крещение Иисуса Христа в водах Иордана.
   День усекновения главы Иоанна Предтечи (29 августа-11 сентября) в народе называется   Головосек,  и считается началом осени. В этот день на стол  нельзя ставить ничего круглого, даже ни блюд, ни тарелок, ибо глава Предтечи была принесена на блюде. Нельзя есть круглые овощи и фрукты, нельзя брать в руки ножи и прочие режущие предметы, а хлеб надо ломать руками.
     Напомним кстати, что Иоанн Креститель считается покровителем церковных  певчих, потому  что создатель графической системы записи музыки Гвидо д’Ареццо  для обозначения нот выбрал первые две буквы из слов гимна, посвященного Иоанну Крестителю. UT queant laxis - REsonare fibris - MIra gestorum - FAmuli tuorum - SOLve polluti - LAbii reatum - Sancte Johannes (До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си). Причем позднее вместо UT  стали использовать DO – Domine).

   Хотелось бы напомнить слова  церковной молитвы, где пророка Иоанна величают   «светлой утренней звездой, которая своим блеском превосходила сияние всех других звёзд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем Христом».