Блок. Разлетясь по всему небосклону... Прочтение

Виталий Литвин
«Разлетясь по всему небосклону…»
 





                Разлетясь по всему небосклону,
                Огнекрасная туча идет.
                Я пишу в моей келье мадонну,
                Я пишу – моя дума растет.
 
                Вот я вычертил лик ее нежный,
                Вот под кистью рука расцвела,
                Вот сияют красой белоснежной
                Два небесных, два легких крыла…
 
                Огнекрасные отсветы ярче
                На суровом моем полотне…
                Неотступная дума всё жарче
                Обнимает, прильнула ко мне…
                31 августа 1914








     – «Разлетясь по всему небосклону, // Огнекрасная туча идет.» – напомню: уже месяц, как Россия вошла в Первую мировую войну. Которая похоронит ее.

     – «...Огнекрасная туча...» – заря, конечно. Напомню, ЧТО значили зори для юных символистов в начале века:

     «В 1900 – 1901 годах "символисты" встречали зарю; их логические объяснения факта зари были только гипотезами оформления данности; гипотезы – теории символизма; переменялись гипотезы; факт – оставался: заря восходили и ослепляла глаза; в ликовании видящих побеждала уверенность...
      Появились вдруг "видящие" средь "невидящих"...»
                Андрей Белый. «Воспоминания о Блоке»

     «…началось хождение около островов и в поле за Старой Деревней, где произошло то, что я определял, как Видения (закаты)
     …Тут же закаты брезжат видениями, исторгающими слезы, огонь и песню…»
                Ал. Блок. Дневники 18 года о весне 1901

     «Закаты того года, столь известные и по стихам Блока, и по Андрею Белому, я переживала ярко.»
                Л. Д. Блок. «И быль и небылицы о Блоке и о себе»
      

     – «Я пишу в моей келье мадонну…» – после «Итальянских стихов» – образ мадонны для Блока стал связан с Л.Д.: как простая женщина Мария обрела божественную сущность, так и Любочка должна была  пройти тот же путь. Но, что получилось у Гавриила - донести до Нее святую весть, не вышло у «провидца и обладателя тайны» (Ал. Блок. Из дневника 18-ого года о весне-лете 901-ого) – не вышло у юного Блока.
     Л.Д. Из неотправленного письма 902-ого года:
     «…я Вам никогда не прощу то, что Вы со мной делали все это время – ведь Вы от жизни тянули меня на какие-то высоты, где мне холодно, страшно и ... скучно!»

     – «Вот я вычертил лик ее нежный, // Вот под кистью рука расцвела» – ср. из «Итальянских стихов»: «Душу умел я вдохнуть искусными пальцами – в краски…»  (Эпитафия Фра Филиппо Липпи)

     – «Разлетясь по всему небосклону,//Огнекрасная туча идет. ~ Огнекрасные отсветы ярче // На суровом моем полотне…» – единство и неслиянность жизни и искусства: на суровом полотне та же самая заря, что и в небесах, но она – “ярче” небесной. И она полна уже отнюдь не небесных соблазнов и искусов:

                …Неотступная дума всё жарче
                Обнимает, прильнула ко мне…



     В рамках продолжающегося сюжета:

«Есть времена, есть дни, когда…» – предчувствие страсти;
«Я вижу блеск, забытый мной…» – он увидел ее на балу;
«Ты говоришь, что я дремлю…» – они уже разговаривают;
«Ваш взгляд – его мне подстеречь…» – она, кокетничая, отвернулась;
«Натянулись гитарные струны…» – он обернулся к  сцене;
«Ты – буйный зов рогов призывных…» – он рефлектирует  по её поводу;
«Как день, светла, но непонятна…» – она, дразнит  “поэта” и, забавляясь, морочит тому голову;
«Петербургские сумерки снежные…» – ее внутренние метания;
«Смычок запел. И облак душный…» – она принимает его любовь;
«Ты жил один! Друзей ты не искал…» – его охлаждение; 
«Превратила всё в шутку сначала…» – расставание;
«Та жизнь прошла…» – любовь уже только в воспоминаниях;
«Была ты всех ярче, верней и прелестней…» – стих на прощание;
Исходное – возвращение к мадонне.