О христианском учении 12. О деньгах и пожертвовани

Лина Соловьева
 


     Когда фарисеи обратились к Иисусу с вопросом,  считает ли Он позволительным платить налоги царю, Иисус  упрекнул их в лукавстве и  спросил их: «Чье изображение и надпись  на монете? Они ответили, что царя (кесаря). Тогда Иисус сказал им: «Отдавайте кесарю кесарево, а Богу Божье» (Матфея 22: 15-21).  Т.е.,  касательно налогов государству, ответ утвердительный.
      В другом эпизоде (Матфея, 17: 24-27) повествуется о том, как  у Петра спросили собиратели другого налога, даст ли Учитель деньги. (Точно не указано, но, вероятнее всего, речь идет о налоге для содержания Иерусалимского храма. Этот налог был установлен Моисеем, был обязателен для мужчин-евреев, достигших двадцатилетнего возраста, платился раз в год и приравнивался двум средним зарплатам за 2 дня.  Из контекста понятно, что речь идет о налоге, который собирался для платы Богу). Петр ответил утвердительно сборщикам налогов. Но тогда Иисус спросил Петра:  с кого цари, что правят на земле, берут подать? С посторонних или со своих сынов? Поскольку ответ ожидаемо был: «С посторонних», - Иисус сказал:  «Итак, сыны свободны». Тем не менее, Иисус велел Петру заплатить, «чтобы нам не соблазнять их». Вывод: что бы это ни был за налог, который собирался для платы Богу, дети  (принявшие Бога и Его учение) не должны платить Отцу (хоть им и не запрещено вносить деньги на нужды мирской церкви).
     Вместе с тем, отправляя Своих учеников проповедовать Евангелие, Он призывает их не брать с собой «ни  мешка, ни сумы, ни обуви» (Луки 10:4), «ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха ибо трудящийся достоин пропитания» (Матфея 10: 9-10). В доме, где примут ученика «… оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои…» ( Луки 10: 7). При этом Иисус призывает учеников не брать ни с кого  денег: «… больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте, даром получили, даром давайте» (Луки 10: 8). Мы видим призыв к братским отношениям между верующими, как между членами одной духовной семьи. Так же и Иисус ни с кого не берет денег, но не отказывается от пищи, которую ему предлагают ближние (хоть и может чудесным образом Сам всех накормить и напоить).  Милосердие к ближнему и забота о ближнем приравнивается Иисусом к заботе о Нем Самом (Матфея 25:31-46).
       
     Иисус придает большое значение степени любви верующего к Богу. Вот  еще эпизод, где Иисус, находясь в храме, наблюдает богатых, дающих щедрые пожертвования, и бедную вдову, положившую две лепты в сокровищницу храма. На две лепты в первом веке можно было купить небольшой кусок хлеба, ветку винограда  или несколько плодов инжира (смокв). Крепкий мужчина мог тогда заработать две лепты за один час.  Однако Иисус отмечает степень готовности жертвовать Богу со стороны именно этой женщины: эта бедная вдова больше всех положила в сокровищницу, потому что отдала не от избытка, а всё своё пропитание ( Луки 21: 1- 4).
   Любящих же приветствия в народных собраниях, председательствования в синагогах и «предвозлежания» на пиршествах  и «поедающих домы вдов» книжников Иисус призывает остерегаться (Луки 20: 46-47).
       В эпизоде с богатым человеком Захеем,  сборщиком податей, описывается, как Иисус пришел в его город и собралось много народу. Захей,  будучи небольшого роста, залез на дерево, чтобы  увидеть Иисуса, когда Иисус должен был проходить мимо. А когда он, сидя на дереве,  узнал от Иисуса, что Иисус остановится в его доме, то принял это известие с большой радостью. Но народ начал роптать, что Захей - грешник.  Но тот  пообещал Иисусу раздать половину своего имущества нищим и вчетверо отблагодарить всех, кого обидел.  Иисус провозглашает спасение Захея: « …ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Луки  19: 1-10). Мы видим, что Захей, сборщик податей, богатый, грешник, рвался увидеть Иисуса, был обличен людьми, раскаялся в своей неправедности и от сердца принес Богу  дар в виде заботы о нищих,  примирился с теми, кого обидел, и был спасен.
          В другом случае, (Матфея 19, 16-22),  к Иисусу подошел юноша и спросил, что ему нужно сделать доброго, чтобы иметь жизнь вечную. При этом он сказал Иисусу, что соблюдает все Божьи заповеди, которые перечислил Иисус: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не  лжесвидетельствуй, почитай отца своего и мать, и люби ближнего своего, как самого себя. На это Иисус ответил: если юноша хочет быть совершенным, пусть пойдет, продаст свое имение и раздаст деньги нищим, и будет иметь сокровище на небесах, и  пусть приходит и следует за Иисусом. Этот  ответ сильно огорчил юношу, потому что у него было большое имение. Тогда Иисус сказал ученикам: « … истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в царство Божие» (Матфея 19: 23-24). (Изумившиеся этому ответу ученики спросили Иисуса, кто ж тогда может спастись? На это Иисус ответил, что «человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Матфея 19, 25-26)). Это утверждение Иисуса  перекликается с другим, где Иисус призывает не собирать сокровищ на земле, «где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут», но собирать себе сокровища на небе, где никто не истребит, не подкопает и не украдет, «ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше» (Матфея, 6: 19-21).
     Пример  уклада  общины, основанной учениками Иисуса после Его смерти, описан так: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам апостолов; и каждому давалось, кто в чем имел нужду» (Деяния, 4:32-35). Тех же в общине, кто согрешал перед Богом, тут же ждала неминуемая кара от Бога. Так было с Ананией и его женой, решившими войти в общину, но при этом утаить  часть денег от продажи своего имущества и тем самым, по словам Петра, обманувшими не общину, а Бога (Деяния 1-10). Хотелось бы также осветить немного жизнь этой общины извне. (Деяния 12-16): через апостолов Бог совершал много знамений и чудес, никто из случайных людей не решался к ним присоединиться, несмотря на то, что апостолы пользовались большим уважением народа; зато количество верующих становилось больше и больше, и мужчин и женщин. Люди приезжали со всех городов вблизи Иерусалима, привозили одержимых нечистыми духами, выносили на носилках на улицы больных, чтобы, когда Петр будет проходить мимо, хотя бы  тень его упала на них - и Бог действительно очищал их всех и исцелял.