Портрет

Александр Кандинский-Дае 4
(Рассказ, быль)

   …зашли, сели.
   …спрашиваю: «Портрет с руками писать станем, или без рук?»

   Толстый дядька с бородой, по всему видно купец, и дочка его, может, и жена… чёрт их сразу не разберёшь.

   - …с руками, с руками, - закричали вошедшие.
   Я, сердито: «С руками будет дороже, …почти вдвое»
   Дама улыбнулась, тихо сказала: «Тогда без рук».

   Купчина, видимо туг не ухо, как закричит: «С руками, с руками…».
   Я посмотрел на руки купца, сказал: «Ваши руки, как за две пары рук, …уж больно они у вас большие».
   Мужчина хмыкнул, но согласился, хорошо говорит, приступим…
   …ну, я и приступил. Взял холст, и по быстрому, в пол час накрасил обоих, сказал, точнее крикнул: «Всё, готово! …вышло неплохо».

   Портретируемые  подошли,  посмотрели и ахнули. Толстый, на половину глухой дядька закричал: «…но ведь не похоже! Дочь  похожа, а я нет, …руки мои, похожи…».
   Дочь его запричитала как старушка: «Я такая старая, не красивая, …и не похожа совсем».
   - Я, весело, разухабисто: «…а чего причитаем, коль на портрете не вы, то и горевать нечего. Главное, заказчик, ваш папа похож, …ну, не он сам, зато руки его как надо вышли. Скажу вам по секрету, в портрете руки самое главное. Его руки! - те, которые дают, то есть те, которые платят за написание парсуны».

   Я, строго, несколько нервно: «Так берём, или не берём… в любом случае, аванс не возвращаю, - холст, краски, денег стоят, опять же время. А ваше мнение о портрете субъективно».

   Бородатый, полуглухой мужчина, похлопал себя по ляжкам и направился к выходу.
   Дочь его, какое-то время мялась…
   Я, недолго думая, взял кисть и замазал только что написанный двойной портрет… глянул на девушку, и в пять широких мазков намалевал новый.
Девушка всплеснула руками, и воскликнула: «Папа, папа, а я похожа!»

   Купец, уже взявшись за ручку входной двери, обернулся, …подумав, вернулся, внимательно посмотрел на новый портрет своей дочери, улыбнулся, и тихо сказал: «Заверните».

   …я заработал 100 рублей золотом, ни черта не делая!

___________ Ленинград 1983 ДАЕ