Прощание Славянки политика памяти

Светлана Мотина
 "Прощание Славянки – политика памяти»

В военных фильмах часто показывают трогательные сцены прощания с солдатами, отправляющимися в эшелонах на войну именно под эту песню. Душа щемит, на глаза наворачиваются слезы и вот уже ощущаешь всю глубину трагизма происходящего, будто бы сам стоишь на этом перроне.

В обществе в то время происходил небывалый патриотичный подъем, вызванный освобождением Балкан от 500-летнего оттоманского ига. Славянские народы, наконец, были освобождены от мусульманских завоевателей и насаждаемой ими чуждой религии. Также в этом году пышно отмечалась победа в Отечественной войне 1812 года.

Любой нации необходимо подкрепление ощущения права на существование, которое, в свою очередь, необходимо как-то обосновывать. В материалах об исторической политике (как сознательном, целенаправленном конструировании исторических оценок и трактовок прошлого государственными и окологосударственными институциями) и о политике памяти в современной России и других государствах (как деятельности широкого спектра институтов, воспроизводящей национальную и/или этническую идентичность) мы чаще всего видим рассуждения о роли и значении победы СССР над нацистской Германией, функции прочих государств в этом противостоянии и наследии режимов, которые участвовали в главном конфликте новейшей истории.

Историческая политика используется в первую очередь для легитимации действий существующей власти, а политика памяти — для формирования коллективной идентичности, которая призвана эту деятельность поддерживать,

В противовес российской исторической политике, которая обращается к некой исконно русской национальной идентичности, в политике восточноевропейских и прибалтийских государств всячески подчеркивается статус наций-жертв.
Отсюда и ненависть с тех времен к России, считают, что они унижены и эта историческая память времен генетически заложена в мозги всех поколений, которая сейчас возрождается с усиленной целенаправленностью.

В целом память о прошлом у восточноевропейских соседей России проникнута экзистенциальным страхом, переживаемым на коллективном уровне, перед лицом реальной или воображаемой угрозы гибели национальной общности в результате лишения государственной самостоятельности, ассимиляции, депортации либо геноцида.

Этот экзистенциальный страх, пожалуй, является основным фактором, определяющим историческую политику в этих странах. И поэтому, в целом, общая историческая политика стран Европы нацелена на поиск интеграционных моментов в истории европейских государств в целях создания общеевропейского дома, а не на поиск виноватых или осмысление ошибок прошлого.

В этом свете весьма интересной выглядит историческая политика современной Турции, что тогда, что и сейчас, исторический нарратив остается неизменным: все достижения, победы и блага в современной Турции связываются с деятельностью и продолжением дела Мустафы Кемаля: «часто создается впечатление, что суть сказанного менее важна, нежели политическая позиция говорящего и высказываемое им оценочное суждение».

Американская историческая память заключается главным образом в том, что подлинное освобождение черного населения страны представляет собой длительный и болезненный процесс. В работе «Развитие и падение рабства негров в Америке» Мижуев констатирует: «нравы изменить гораздо труднее, чем закон, поэтому, вообще говоря, проходит много времени, прежде чем общество, пережившее крупный переворот и изменившее свое законодательство, оставит свои старые привычки и заживет новой жизнью. Мы видим, что и в Америке взаимные отношения белых и негров изменяются к лучшему лишь понемногу.

Но память остаётся памятью и сегодня Администрация Байдена неверно подходит к вопросу о политической памяти, в отличие от России и Китая, что ставит США в проигрышное положение: «Рейтинг Владимира Путина – 82%, китайцы выражают почти единодушное доверие правительству Си Цзиньпина, в то время как меньше трети американцев доверяют своим властям. Эти статистические данные не случайны и говорят о неизбежном проигрыше Америки во второй холодной войне».

Цель России – взрастить такую политическую память, чтобы дать возможность своим гражданам гордиться за родную Страну, уважать свой Флаг и свою Армию. Россия не концентрирует внимание на различных провалах прошлого, а прославляет героические страницы российской истории, в первую очередь, День Победы в Великой Отечественной войне. Схожий подход использует и Китай, уделяя серьезное внимание патриотизму и политической памяти на фоне постоянной угрозы независимости со стороны Запада.

В то же время, элиты и власти США концентрируют политическую память не на героических моментах прошлого, а на отрицательных, таких как рабство или системный расизм. В связи с этим, американцы больше гордятся не собственной страной и флагом, а радужным флагом ЛГБТ и борьбой меньшинств за права.

Проблема США заключается в том, что они не идут в ногу со временем, не воспринимая желания большинства стран мира и встав не на ту сторону истории, поэтому подталкивание Европейские страны на поддержку борьбы Украины против России, не увенчаются успехом.

И пусть США и вся Европейская братия запомнят навсегда:
Россия одержит Победу над нацистами, уничтожит всех, кто замешан в этой поддержке и обязательно сыграет напоследок «Прощание Славянки» …!!!