Что значит есть Плоть и пить Кровь Христа

Ангелина Кныш
Удивительной особенностью Евангелия (в отличие от других разделов Нового Завета, кроме Откровения) является ИНОСКАЗАТЕЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ многих тезисов, озвученных Иисусом Христом.

Несмотря на утверждение Спасителя о том, что всем людям, КРОМЕ АПОСТОЛОВ, слово Божье излагается в притчах (Мф. 13:11), с самими апостолами Он, по сути, также часто говорил прикровенно, с помощью различных образов и тех же притч.
 
Об этом свидетельствуют слова Христа на заключительной беседе с апостолами в Гефсиманском саду накануне Его ареста: «ДОСЕЛЕ Я ГОВОРИЛ ВАМ ПРИТЧАМИ; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце» (Ин. 16:25).

Одной из самых неоднозначных в плане толкования является проповедь Христа о Своей Плоти и Крови, которые необходимо есть и пить, чтобы иметь в себе жизнь (Ин. 6:51-56).

С целью внесения ясности в ее смысл следует учитывать, что в ходе евангельского повествования Христос неоднократно, В ПЕРЕНОСНОМ, разумеется, СМЫСЛЕ называет Себя Дверью (Ин. 10:9), Лозой (Ин. 15:5), Хлебом жизни (Ин. 6:48), Путем (Ин. 14:6), Истиной (Ин. 14:6), Светом (Ин. 8:12) и т.д.

Вполне естественно, что, развивая каждую из этих аллегорий, Спаситель предлагает «Дверью» входить, на «Лозе» пребывать, «Хлеб жизни» вкушать и т.д., при этом в ходе Его высказываний нередко встречается фраза: «Имеющий уши да слышит», что означает не воспринимать сказанное буквально.

Никто ведь не станет оспаривать, что, например, по аналогии со всем этим, Христос отнюдь не в прямом смысле предлагал вырывать у себя руку, ногу или глаз, если они соблазняют своего хозяина (Мф. 18:8-9).

Что же в действительности подразумевал Иисус Христос под необходимостью вкушать Его Плоть и пить Его Кровь?

Из утверждений Спасителя в Евангелии от Иоанна однозначно следует, что вкушать Плоть и пить Кровь Спасителя – значит ВЕРОВАТЬ ВО ХРИСТА, ибо вера – это центральный постулат Евангелия, необходимое условие для спасения души: «Без веры угодить Богу невозможно» - (Евр. 11:6):

«Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь ИМЕЕТ ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ» (Ин.6:54);

«Верующий в Меня ИМЕЕТ ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ» (Ин. 6:47);

«Не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин. 3:36);

«Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем» (Ин. 6:56); «Я и Отец одно» (Ин. 10:30).

Наряду с этим, в Евангелии от Луки находим еще один акцент Христа на Тайной Вечере апостолам о том, что они, по ассоциации с употреблением Тела и Крови Христа, должны в дальнейшем ВО ВРЕМЯ ТРАПЕЗЫ преломлять хлеб и благословлять чашу, и каждый раз творя это в ЕГО ВОСПОМИНАНИЕ (Лк. 22:19).

Это важно для формирования в людях ПОСТОЯННОЙ ПАМЯТИ О БОГЕ и Его заповедях, а также страха Божьего в них перед сотворением греха.

В Новом Завете упоминается о том, что уже тогда последователи Христа выполняли этот наказ, то есть, В ЖИЛЫХ ДОМАХ, собираясь, они преломляли хлеб, хваля при этом Бога (Деян. 2:46; 20:7-8).
 
Апостол Павел в период своего служения, когда таинства причащения еще не существовало, так конкретизировал данный на Тайной вечере завет Христа: «Чаша благословения, которую благословляем (за домашней трапезой!), не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?» (1Кор. 10:16).

При этом в Евангелии нигде не говорится о НЕОБХОДИМОСТИ ИСПОВЕДЫВАТЬСЯ накануне такого приобщения (если рассматривать это как прообраз современного причастия).

Возникает вопрос: «Почему исходя из всего вышеприведенного многообразия ЯВНО ИНОСКАЗАТЕЛЬНЫХ определений Христа о Самом Себе церковь НАСТАИВАЕТ на том, что прихожане В ПРЯМОМ СМЫСЛЕ вкушают Тело Христа и пьют Его Кровь, поскольку в ходе причастия (евхаристии) содержимое чаши якобы таинственным образом пресуществляется (превращается) в Тело и Кровь Спасителя?»

Извините, но даже если предположить, что здесь действительно задействована мистика, то разве в таком случае позволил бы Всевышний вкушать в массовом порядке грешным людям ПРЕДНАЗНАЧЕННУЮ ЛИШЬ БОГУ ОТЦУ ЖЕРТВУ, ведь  Христос, как известно, принес Свое Тело (Плоть и Кровь) В ЖЕРТВУ БОГУ ОТЦУ ЗА ГРЕХИ МИРА (Евр. 9:14,28; 10:10)?
 
После появления таинства причащения традиция преломления хлеба в память о Христе отошла на второй план и постепенно стала забываться. Хотя, если бы эта традиция закрепилась, переходя из поколения в поколение, то истинно верующих у нас было бы наверняка гораздо больше тех 3-4 процентов населения, которые действительно веруют и являются постоянными прихожанами православных храмов (по словам протоиерея А.Ткачева).

Современная православная церковь учит, что «причастие – это таинство, в котором хлеб и вино прелагаются в истинное Тело и истинную Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Через причащение Святых Таин ХРИСТИАНИН теснейшим образом СОЕДИНЯЕТСЯ С САМИМ ИИСУСОМ ХРИСТОМ и в Нем становится причастным Вечной Жизни. Регулярное и «достойное» участие в этом великом Таинстве приводит причастника к освобождению от козней и искушений дьявола, поскольку враг души не осмеливается нанести никакого вреда тому, в ком он находит пребывающего Христа» (Православная энциклопедия, «Азбука веры»).

Но так ли это? Ведь соединиться со Христом – значит, стяжать Святого Духа. То есть, причастник, якобы освобожденный к тому же от воздействия дьявола, по сути, после причастия становится СВЯТЫМ, ведь Святой Дух не вселяется в оскверненный храм тела человека (1Кор. 15:20).

То есть, вот так, ЗА ЗДОРОВО ЖИВЕШЬ, Святым Духом якобы наделяется вся эта разношерстная очередь, которую много раз приходилось наблюдать: подходит очередной исповедующийся к священнику и дает ему бумажку с перечнем грехов, тот ее разрывает и после пары дежурных фраз допускает человека к чаше.

Понимает ли этот священник, что подавляющее число людей в этой очереди никак не могут в данный момент соединиться со Христом, поскольку вера их поверхностная, обрядоведческая, суеверная – они в Бога верят так же, как и в какие-то приметы, предрассудки, гороскопы, и т.д.? Господь в их жизни отнюдь не на первом месте, а причастие для них – это некая индульгенция на продолжение привычной греховной жизни, КАРДИНАЛЬНО менять которую они не видят насущной необходимости.
   
Озаботился ли этот священник, чтобы на основе Евангелия ДОКАЗАТЬ ИМ ЭТУ НЕОБХОДИМОСТЬ и пробудить в них ИСТИННУЮ ВЕРУ, НАЧАТКОМ которой их наделил Бог («Вера есть Божий дар» - Ефес. 2:8), учитывая, что Святой Дух приходит к человеку ЛИШЬ ЧЕРЕЗ ВЕРУ (Гал. 3:14; Ин. 7:38-39), а истинно, ОТ ВСЕГО СЕРДЦА, верующим становится тот человек, которого церковь НАУЧИЛА в соответствии с наставлением Христа (Мф. 28:19-20), ибо «вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:17).

В новом Завете есть эпизод, повествующий о том, как апостол Филипп ехал на колеснице вместе с несведущим в христианстве евнухом-эфиоплянином и долго благовествовал ему о Спасителе. После этого евнух, увидев водоем, сказал: «Вот, вода, что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь ОТ ВСЕГО СЕРДЦА, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий», после чего Филипп крестил евнуха в воде. «Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха» (Деян. 9:26-39).

Разумеется, причащающихся предварительно никто не учит не только основам христианства с акцентом на истинную веру, но даже тому, что значит «достойное» участие в таинстве.

То есть, не почувствовал человек изменений к лучшему в своей жизни после причастия – значит САМ ВИНОВАТ, недостойно причастился, и интерпретировать это можно в весьма широком диапазоне.

При этом разве не логично, что если бы люди на самом деле обретали Духа Святого и лишались воздействия дьявола после причастия, то население страны в целом ПОСТЕПЕННО СТАЛО БЫ МЕНЬШЕ ГРЕШИТЬ, и моральный облик нашего общества, особенно после отмены насильственного атеизма в 90-е годы, когда МНОГИЕ МАССОВО ПОШЛИ В ХРАМЫ и, разумеется, начали причащаться, значительно улучшился бы?

На самом деле произошло прямо противоположное: народ быстро осознал, что один лишь РИТУАЛ причастия ничего не дает, схлынул из храмов и пустился во все тяжкие – все помнят, что творилось в стране в те годы.

А дальше вообще произошло нечто немыслимое. Всего несколько десятилетий понадобилось на то, чтобы торжествующий от бездействия церкви дьявол поголовно подмял под себя все молодое поколение, которое, отбросив совсем еще недавний, приводящий ко многим семейным драмам, стыд «принести в подоле» или выйти замуж не девственницей, массово стало сожительствовать в блудном, так называемом, «гражданском» браке, а половую жизнь молодежь в большинстве своем теперь начинает вести еще в школе, в раннем подростковом возрасте.

При этом церковь – подумать только! – не отказывает им в причастии, по сути, провозглашая, что эти блудники СОЕДИНЯЮТСЯ СО ХРИСТОМ в таинстве евхаристии!

Хочу сразу уточнить – я не против причастия и других церковных таинств. Более того, исходя из собственного опыта, считаю, что, например, предшествующая причастию генеральная ИСПОВЕДЬ за многие предыдущие годы в храме монастыря (как более намоленном месте, чем отдельные храмы) действительно окрыляет человека, чувствующего небывалую легкость освобождения от многолетнего груза грехов.

Однако считаю, что причастие в его возвышенно-духовной интерпретации, когда вокруг буквально НАРАСТАЕТ шквал еще не так давно немыслимых грехов, в том числе коррупции, наркомании, блуда, нелегальной торговли людьми и т.д. – лишь подтверждает неправильный подход церкви, ВСЛЕПУЮ проводящей прихожан через этот ритуал и не научающей их необходимой для пробуждения истинной веры СУТИ христианства, в то время как самих священников ОБУЧАЛИ этой сути в семинариях и духовных академиях.