Мастер и Маргарита. Тайные смыслы. Берлиоз

Николаев Олег
БЕРЛИОЗ Михаил Александрович - редактор толстого художественного журнала и председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращенно именуемой Массолит.

Берлиоз самый значительный представитель правящей советской верхушки («номенклатуры») в романе. Вряд ли Булкагов мог из-за цензуры изобразить в романе более высокопоставленных лиц.
 
В Берлиозе находят черты многих крупных руководителей советской культуры 20—30-х годов: Леопольда Авербаха, Михаила Кольцова, Демьяна Бедного и даже Анатолия Луначарского (народного комиссара просвещения, участника диспута о существовании Бога с митрополитом Введенским) и др.

Перечень возможных «прототипов» можно продолжить, так как в Берлиозе собраны типические черты советского идеолога.

Фамилия БЕРЛИОЗ напоминает читателям о французском композиторе Гекторе Берлиозе (1803—1869), авторе «Фантастической симфонии» (1830 г.) с ее «Шествием на казнь» и «Адским шабашем» (вторая и третья часть симфонии) и, таким образом, постепенно подводит читателей к теме Христа и дьявола.

Эта тема романа Булгакова перекликается и с некоторыми другими произведениями Гектора Берлиоза: сцены из «Фауста», трилогия «Детство Христа», опера-оратория «Осуждение Фауста».

Например, Берлиоз в романе Булгакова имеет как бы 12 апостолов-учеников. Это члены правления МАССОЛИТа, которые тщетно ожидают его к своего рода «вече'ре» в "Доме Грибоедова".

В образе Берлиоза подчеркнута духовная пустота руководителя советских писателей, не имевшего времени и не сумевшего задуматься над «необыкновенными» явлениями» жизни. Его рассуждения о Христе в разговоре с Иваном Бездомным обнаруживают отчасти недостаточную осведомленность в вопросе, по которому он взялся «просвещать» невежественного поэта, отчасти — намеренное искажение фактов. Он просто повторяет общие места советской пропаганды.

Конец Берлиоза оказался поистине пророческим: насильственная смерть и забвение выпали на долю большинства его прототипов.

И почему ему отрезало именно голову? И почему эта голова потом пропала на похоронах? Потому что тоже не хотел разбираться в важных для него вопросах, думать этой самой головой. Вот её и отняли…

(Продолжение следует)

Литература:

[1] Внутренний предиктор СССР. "Мастер и Маргарита": гимн демонизму, либо Евангелие беззаветной веры?
[2] Владимир Козаровецкий. "Шекспир - Пушкин – Булгаков"
[3] Альфред Барков. Роман Булгакова мастер и Маргарита: альтернативное прочтение
[4] Георгий Лесскис.  Триптих М.А. Булгакова о русской революции: «Белая гвардия»; «Записки покойника»; «Мастер и Маргарита». Комментарии.