Несуразица

Вадим Светашов
                Несуразица.

          Много раз начинал писать на эту тему, но каждый раз не заканчивал и бросал на половине пути. Чего-то не хватало главного. А сейчас вдруг решил, что время уходит в небытиё и надо поделиться невысказанным ранее. На страницах «проза.ру» не так уж редко встречаешь мысли и высказывания далёкие от действительности, касающиеся терминов и определений по моей теме. А эта тема « Живой мир нашей родной природы». Не особенно разбираясь, авторы часто путаются в этих понятиях  для них ворон это муж вороны, филин не сова, птица или змея это не животное (ну не растение же?), енот и енотовидная собака одно и то же. И т.д и т.п. Но! Когда в рецензиях разъясняешь им суть недоразумений, они, как правило, адекватно реагируют на замечания, благодарят за подсказку, впредь не повторяют ошибок, и некоторые даже становятся моими любимыми авторами.
           Другое дело поэты. Им, как говорится, закон не писан. На замечания отшучиваются или отвечают злыми репликами, не изменяя впоследствие своему стилю. А ведь это касается не только каких-либо бездарей, но и знаменитых поэтов. Даже наши классики не свободны от этого. Хочу показать подобное на личных примерах.
          Как-то в начальных классах учитель русского языка задала на дом выучить стихотворение Плещеева «Травка зеленеет…». Через день на уроке она спросила – Ну как, выполнили задание, выучили стихотворение?
          -- Выучили! – дружно ответил класс.
          -- А вот сейчас узнаем – учительница заглянула в журнал – Светашов, расскажи, что ты выучил, к доске можешь не выходить.
          Я поднялся, но читать не спешил.
          -- Так, так, значит, не выучил?
          -- Выучил, только рассказывать не хочу, потому, что стихотворение не правильное.
          -- То есть как это неправильное? – удивилась она.
          -- С начала хорошо и правильно, поэт, как бы даже радуется приходу весны:
           «Травка зеленеет, солнышко блестит;
           Ласточка с весною в сени к нам летит…
           А потом этот Плещеев хочет уморить бедную ласточку…
          «Дам тебе я зерен, а ты песню спой,
           Что из стран далёких принесла с собой».
         Ведь зерно для ласточки, даже самое  мелкое, хуже отравы. Эти птицы питаются мухами, комарами и мошками, которых ловят в  воздухе на лету. Если ласточку напичкать зерном, она сразу умрёт.
         -- Ты что, Светашов, думаешь Плещеев дурнее тебя? Чего молчишь? Собирай вещи и вон из класса! И чтоб без родителей в школу не приходил!
         Дома я, конечно, всё рассказал родителям. Мать недоумевала, а отец долго смеялся – Завтра я работаю со второй смены, так что пойдём вместе к первому уроку.
          В школе отец сразу прошёл к директору, оставив меня в коридоре. Вскоре туда пригласили учительницу. Отец вышел быстро. Он хитро улыбнулся и подмигнул мне – Иди в класс.
         Через некоторое время появилась учительница. Она хмуро поздоровалась со всеми. В мою сторону даже не посмотрела.
         Другой случай произошел в более старшем возрасте.  Мы проходили творчество Некрасова. В классе по очереди читали его произведение «Дедушка Мазай и зайцы». Учительница изредка прерывала чтение и комментировала прочитанное. Когда стихотворение закончилось она, предложила высказать своё мнение. Поднялся лес рук. Как всегда усердствовали  девочки. Каких только лестных эпитетов они не надавали деду: «хороший дедушка», «любитель природы», « справедливый и правильной», «всем надо брать пример с него».
         -- А мальчики почему молчат?
         Я выше поднял руку.
         -- Давайте послушаем мнение второй половины класса – учительница показала на меня.
         -- Девчата, наверное, не очень внимательно слушали и не обратили внимание на две последних строчки: « Я их не бью ни весной и не летом, шкура плохая, -- линяет косой». Между строчками явно читается, что этот любитель природы осенью и  зимой колотит их почём зря. Недаром же он напутствовал отпущенных зайцев: «Не попадайтесь зимой!».
           Что тут началось!  Буря негодования… И я вновь был выдворен из класса в коридор, правда родителей на это раз не вызывали.
         Однажды, в одиннадцатом классе на литературном кружке мы обсуждали стихи Есенина. Каждый читал понравившийся ему стих известного поэта. Некоторые стихи детально обсуждали, другие просто слушали, но своё мнение высказывали о каждом из них и о поэте. Эпитеты были в основном восхитительные: «замечательный поэт», «большой любитель и знаток природы», «последний поэт деревни» и так далее… Наконец, очередь дошла до меня.
          -- Я, конечно, вас понимаю, особенно девичью часть кружка, и в чём-то даже поддерживаю. Действительно Есенин очень хороший поэт, обладающий удивительной лиричностью, но в части знатока природы и деревни несколько сомневаюсь. Прочту одно его стихотворение, которое здесь не звучало, и попытаемся вместе разобраться.
          Разлился над озером алый свет зари,
          На бору со звонами плачут глухари,
          Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло,
          Только мне не плачется, на душе светло.
         Знаю, выйдешь вечером за кольцо-порог,
         Сядем в копны свежие, под соседний стог...
          И так далее, этого достаточно. Давайте посмотрим. Кто слышал, как поёт глухарь на току? Ага, никто! Так вот, песня глухаря состоит, как бы из двух колен. Первое – так называемые «щелчки». Оно напоминает стук сухих костей друг друга. Второе – «точение». Оно напоминает звук при заточке литовки оселком. Ну, где же тут звоны? Да и песня довольно тихая, услышать её можно едва-ли за сотню метров, да и то при безветрии.
          Дальше про иволгу. Ивога житель верхних этажей леса. Живёт и питается гусеницами в верхушечной части кроны дерева. Там же строит свои гнёзда-корзинки, вплетая их в кончики ветвей. Эта птица никогда не видела дупла, и тем более не пряталась в него. Голос иволги напоминает крик дерущихся котов, а песня – чистые, мелодичные звуки флейты. Какой уж тут плач!
            Далее. «Знаток природы» собрал всё в кучу, объединив во времени. Глухарь токует с середины апреля до середины мая. Иволга прилетает в конце мая – начале июня. Косить траву начинают не ранее второй половины июня, а уж копны свежие появляются с начала июля. А уж стога мечут ещё позже.
          И как мои аргументы? Аудитория подавленно молчала…
          Мне очень нравятся песни в исполнении певца Льва Лещенко, но песня «Журавли» на слова Расула Гамзатова привела меня в изумление. Где Расул увидел белых журавлей? Ведь белые журавли (стерхи) спорадично гнездятся только в двух местах: на Ямале и Таймыре и пути их весенней и осенней миграции проходят через Среднюю Сибирь и Дальний Восток. Ещё позже я услышал в его исполнении песню «Дрозды» на слова Геннадия  Белова. Наверное, многие  знают эти строки:
         «Вы слыхали, как поют дрозды,
          Нет, не те дрозды, не полевые…»
         И никто не задумывался, что полевых дроздов в природе не существует. Есть полевые жаворонки, полевые воробьи, а дроздов нет. Дрозд типично лесная или горная птица, но мы, как попугаи повторяем за поэтом...
         Однажды с друзьями ехали на рыбалку. Водитель включил магнитофон. Пел Розенбаум, пел замечательно, и вдруг, при исполнении песни о глухарином току, мы слышим: «глухарь спешит к своей тетёрке…». Все дружно рассмеялись. Такую несуразицу надо суметь придумать! Один из друзей заметил – Это всё равно, что петух спешит к своей утке или селезень спешит к своей курице. Я ещё подумал, ведь кто-то же должен подсказать певцу от этом. Но нет, он продолжает петь в том же духе.
         Недавно я на «стихи.ру» покритиковал одного поэта за то, что он  в своём стихотворении написал мол, коршун бесстрашно охотится в деревнях на уток и кур днём и ночью. Я заметил, что коршун активен только в дневное время, и курицу, а тем более утку он добыть не в состоянии, а может поймать только совсем маленького цыплёнка или утёнка. Тот ответил, что поэт ради рифмы имеет право пойти на искажение действительности. Вот так! И не больше и не меньше…