Как воспитывают жертв

Елена Харина
Стою я на балконе. Пытаюсь уговорить собаку вернуться в комнату.

Внизу идут девочка с бабушкой. Девочку я знаю. Это Лера. Она с моими детьми в одном дворе гуляет. Ей 14 лет. Приятная девочка, рассудительная, спокойная, учится хорошо. Высокая, развита не по годам. Мне она нравится. Только осанка у нее какая-то странная. Как будто сгорбленная. Поэтому со спины кажется, что это идет женщина средних лет. Первый раз я ее так и увидела.
А вот бабушку я вижу впервые.

- Ненавижу тебя! – кричит бабушка Лере прямо в лицо, - Ненавижу! Ненавижу!

Лера стоит напротив и держит бабушку за руки.

- Бабулечка, успокойся, - уговаривает она, - ну успокойся. Тебя нельзя так нервничать.

- Ух, как я тебя ненавижу! – повторяет бабушка и вырывает руки.

- Бабуля, успокойся, - Лера спокойно и с полным самообладанием гладит бабушку по спине.

Если Леру спросить сейчас, что она чувствует? То она скажет, что ничего особенного она не чувствует. Это понятно, потому что Лера ЧУВСТВУЕТ БАБУШКУ. Она чувствует, как той.... в общем нехорошо сейчас. Поэтому она и пытается успокоить БАБУШКУ. А еще потому, что если бабущку вот так РЕГУЛЯРНО не успокаивать, она же Леру в порошок сотрет. И она ЧУВСТВОВАЛА БАБУШКУ уже раз 50, 100. Пятьсот раз она чувствовала бабушку. А себя она не привыкла чувствовать.

И когда-нибудь, В БУДУЩЕМ, перед Лерой будет стоять другой человек. Допустим, это будет мужчина. Он будет, например, пьян, или зол, или раздражен. Он будет по любому неадекватен. А она будет так же ЧУВСТВОВАТЬ ЕГО. Вместо себя.