Жозеф де Местр и российское просвещение

Екатерина Овчарова
Публикация:
Овчарова, Е. Э. Попечение посланника Сардинского королевства о российском просвещении (письма Жозефа де Местра к графу А. К. Разумовскому) / Е. Э. Овчарова // Культурное взаимодействие народов и государств: историко-психологические аспекты : Материалы LIII Международной научной конференции, Санкт-Петербург, 15 мая 2023 года / Международная ассоциация исторической психологии им. проф. В.И. Старцева. – Санкт-Петербург: OOO "Полторак", 2023. – С. 165-170. – EDN ZSKIOR.



Попечение посланника Сардинского королевства о российском просвещении (письма Жозефа де Местра к графу А. К. Разумовскому)


Care of the diplomatic envoy of the Kingdom of Sardinia on Russian public education (Joseph de Maistre's letters to Count A.K. Razumovsky)
Аннотация: Статья посвящена концепции российского образования, которая излагается в письмах Жозефа де Местра графу Алексею Кирилловичу Разумовскому (июнь 1810 г.), министру просвещения Российской империи.
Ключевые слова: Жозеф де Местр, А. К Разумовский, проблемы образования в России
Abstract: The article is devoted to the concept of Russian public education, which is set forth in the letters of Joseph de Maistre to Count Alexei Kirillovich Razumovsky (June 1810), Minister of Public Education of the Russian Empire.
Keywords: Joseph de Maistre, A.K. Razumovsky, problems of public education in Russia

Хотя, по наблюдениям автора данной статьи, широкой публике, читающей серьёзные гуманитарные тексты, граф Жозеф де Местр, весьма известный дипломатический представитель ныне забытого Сардинского Королевства, практически неизвестен, однако нельзя сказать, что исследователи обходят вниманием его наследие. На Западе, преимущественно во Франции, ему посвящено множество сочинений, научных и популярных, авторы которых до сих пор подчас так и норовят обличить этого «пламенного реакционера» (В. А. Котельников) с «устрашающей репутацией» (Н. А. Бердяев) (примером такого обличения может служить книга [11], краткое описание которой приведено в работе [2, с. 6]), невзирая на то, что его земное существование завершилось более 200 лет тому назад. В России посвящённых де Местру трудов гораздо меньше и они почти не связаны с западной традицией [2, с. 4]; последнее вполне понятно, поскольку деятельность графа во многом является российским феноменом. В российской традиции после смены разных, противоречивых, но всегда резко отрицательных официальных точек зрения на работы де Местра, в отношении него продолжает царить некоторая оторопь; по словам М. И. Дегтярёвой: «Поэтому отечественная историография, связанная с де Местром, отличается тем, что за исключением единичных работ (Б Н Чичерина, например) она <отечественная традиция> , практически, не содержит проблем, в ней еще не сформировалось "полюсов", вокруг которых могло бы строиться научное обсуждение» [2, с. 4]. Заявив о себе в Лозанне в 1796 г. сразу ставшими известными «Размышлениями о Франции», именно в России де Местр создал основные свои произведения, сформировался как политический и общественный деятель, как homme de lettres (об особенностях интерпретации этого понятия см. работы российского философа В.Л. Каплуна) и оказал наибольшее влияние на российский и мировой исторический процесс. Обзор современного состояния исследований дан в работах [2, 7]. С достаточно подробной биографией де Местра на русском языке можно ознакомиться в статье [10].
 Сардинское Королевство, которое Жозеф де Местр представлял в России не было столь малозначительно, как это может показаться сегодня. Так, в Энциклопедии Дидро и д'Аламбера упоминается, что Швейцария в середине XVIII в. держала военные укрепления только со стороны этого государства, опасаясь его нападения [3, с. 229]. Но в конце 1790-х и начале 1800-х оно как раз находилось в процессе исчезновения с политической карты под натиском революционной, а затем наполеоновской Франции; затем, правда, оно всё же в достаточной мере восстановилось и просуществовало до объединения Италии. Это было довольно воинственное государство с бурной историей; в виде именно королевства оно находилось с 1720 г. [1]. История разных территорий, вошедших в королевство, служила темой для большого числа историков, начиная с античности. Так, известная история Сардинии составляет около трёх тысяч лет [4 ; 6].
В первые дни 1803 г. сардинский король Виктор Эммануил I вызвал графа де Местра с тем, чтобы возложить на него миссию представлять Сардинское Королевство в Санкт-Петербурге. Помощи Сардинское королевство могло ожидать только от России. Жозеф де Местр был прекрасно принят российским императором, а вслед за тем петербургским обществом, конечно, прежде всего по причине благоволения Александра I, но во многом и благодаря своему уму и европейской известности. Приезд графа де Местра в Петербург совпал с усилением влияния иезуитов на столичную аристократию, и, несмотря на непростые отношения сардинского посланника с иезуитами, во многом благодаря де Местру иезуитская Полоцкая Коллегия была преобразована в академию В 1811-1812 гг. де Местр оказывал большое влияние на Александра I. Но царь всегда был переменчив в своих взглядах и привязанностях. В какой-то момент де Местр являлся своего рода советником при императоре. Деятельность сардинского посланника далеко вышла за рамки требуемой от дипломатического представителя иностранного государства ; и даже просто допустимой. В частности, он активно способствовал обращению представителей русской знати в католичество и открыто поддерживал иезуитов. Всё это не послужило ему на пользу в глазах переменившегося после победоносного шествия по Европе Александра I, и в 1817 г. семейство де Местров, к тому времени воссоединившееся после многих лет разлуки, было выслано из Санкт-Петербурга во Францию. Вернувшись домой, бывший дипломатический представитель Сардинского Королевства в России занялся изданием корпуса сочинений петербургского периода. После ознакомления с трудами своего бывшего неофициального советника царь ещё пуще разгневался и изгнал из России всех иезуитов, которые там ещё оставались.
Далеко не все, вернее, даже многие предвидения, предсказания и проницательные суждения Жозефа де Местра были в должной мере поняты и оценены его как современниками и потомками. Впрочем, замечу, что в отношении России, которую де Местр, вращавшийся в кругах знати,  всё-таки не знал в достаточной мере, рекомендуемые им действия могли иметь самые разные последствия. Вопрос этот ещё ждёт своих непредвзятых исследователей. Жозеф де Местр делал свои выводы не по наитию, а на основе имевшихся у него обширных данных; без наличия достаточных сведений он мог ошибаться. К тому же, он был европейцем до мозга костей, с классическим образованием, т. е. наследником античного мира, и не мог не полагать русский народ варварским (о подобном же феномене см. [9]).
Вышеупомянутая концепция российского образования изложена де Местром, в частности, в нескольких письмах, датированных июнем 1810 г., к графу Алексею Кирилловичу Разумовскому, уже ставшему в апреле того же 1810-го г. министром просвещения [8, с. 137;154]. Отмечу здесь следующие характерные моменты:
- Де Местр категорически возражает против унифицированного отношения к человеку, при котором последний рассматривается вне всякой зависимости от социального происхождения, национальной и религиозной принадлежности и остальных важных факторов: [8, с. 137-138].
- Де Местр представляет Разумовскому очень сильное обоснование необходимости неотрывности науки от морали [10, с. 138].
- Де Местр высказывает мнение, что развитие науки в России преждевременно. Он задаётся вопросом созданы ли вообще русские для науки. Надо сказать, что сам де Местр был отнюдь не француз, а уроженец герцогства Савойского; он происходил из военизированного государства, постоянной государственной политикой которого было ограничение распространения вольнодумных идей и преследование их носителей, что позволяло сохранять спокойствие в стране в течение длительного времени, так что ход его мысли вполне естественен [8, с. 138].
- Стремление России обрести научные учреждения досрочно, без ожидания естественного хода событий, рассматривается де Местром как серьёзная угроза благополучию страны [8, с. 140]
- До тех же пор, пока наука в России не разовьётся естественным путем, развивать её насильственным путём не стоит, так как это может оказаться гибельным для страны; к тому же, не имея национальных научных кадров Россия вынуждена приглашать иностранных специалистов, ищущих прежде всего выгоды и нисколько не озабоченных российскими интересами и часто имеющих сомнительную нравственность. [8, с. 140-141].
- Де Местр также поднимает ещё один актуальный до сих пор вопрос, о котором следует здесь упомянуть: об адресности образования. Что должно входить в образовательные программы, чтобы они не работали вхолостую, не служили лишь для пустой растраты средств и времени, а также не наносили бы вследствие своей несообразности существенного вреда обучающимся, одновременно деформируя их сознание и не давая необходимых в дальнейшей их деятельности знаний и навыков [8, с. 141-142].
Весьма любопытны и дискуссионны взгляды Жозефа де Местра на роль Православной Церкви, на безбрачие священников и учителей, на необходимость постоянного, как это можно назвать в соответствии с современными понятиями, мониторинга состояния мыслей, чувств и действий обучающихся. Представляет большую ценность его блестящее изложение этапов и методик классического европейского образования, а также его критика образовательной программы Ф. С. Лагарпа, лёгшей в основу программ Лицея, но рассмотрения этих вопросов выходит за рамки возможностей небольшой статьи.

Литература
1. Водовозов В. В. Сардинское королевство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб., 1890-1907. Т. XXVIIIА (56) – С. 430-432.
2. Дегтярева, Мария Игоревна. Религиозно-философская мысль Жозефа де Местра в контексте формирования консервативных традиций Европы и России : автореферат дис. ... доктора философских наук : Москва, 2009 – 54 с.
3. Женева // История в Энциклопедии Дидро и д'Аламбера / пер. Н. В. Ревуненковой, под общ. ред. А. Д. Люблинской. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1978 – 312 с.
4. Кац, Т. П. Сардиния в нурагическую эпоху и ее финикийско- карфагенская колонизации. Автореф. дисс. … канд. ист. наук. Воронеж, 1973.
5. Кац, Т. П. К вопросу о периодизации древнейшей истории Сардинии // Античный мир и археология: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 4. Саратов, 1979 – С. 191-204.
6. Кац, Т. П. Античные авторы о населении Сардинии // Античный мир и археология: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 5. Саратов, 1983 – С. 26–32.
7. Котельников, В. А. Пламенный реакционер. / В. А. Котельников // Жозеф де Местр ; пер. с фр. А. П. Шурбелёва. Санкт-Петербург : Владимир Даль, 2007 – С. 5;22.
8. Местр, Ж. М. де. Петербургские письма / Граф Жозеф де Местр ; cост., пер., предисл. [и коммент.] Д. В. Соловьева. Санкт-Петербург : ИНАпресс, 1995 – 334 c.
9. Овчарова, Е. Э. Социальные прозрения Анатоля Франса / Е. Э. Овчарова // Национальные коды европейской литературы в диахроническом аспекте: античность ; современность : коллективная монография / Ответственные редакторы Т.А. Шарыпина, И.К. Полуяхтова, М.К. Меньщикова ; Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. Нижний Новгород : Издательство «Деком», 2018. – С. 404-412.
10. Соловьев Д.В. Предисловие. / Д. В. Соловьев // Жозеф Мари де Местр .Петербургские письма - Санкт-Петербург : ИНАпресс, 1995 – С. 5-19.
11. Tnomphe, R. Joseph de Maistre Etude sur la vie et sur la doctrine d'un materialiste mystique. Geneve : Droz. 1968 – 639p.