19. Одинокий монах. Мои картины

Элеонора Улизко
Владимир Малков. Одинокий монах. Холст, масло. 62х84 см. 1990г.

Часть первая

«Да. Лучше поклоняться данности»
Иосиф Бродский 1959

Здесь мне хочется порассуждать о вере. Именно о вере в Бога. Не в какой-то там Высший Разум и информационные поля в духе современных течений и взглядов, а о древней православной и католической христианской вере наших предков, сохранившейся, а в Перестройку и частично возобновившейся. Такой вере как у Володи Малкова с женой, написавшего эту картину. На картине изображён Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. До последних дней Володя старался ездить туда каждое лето и вывозить детей и сопровождающих взрослых студии, где он преподавал. Это было его настоятельной духовной потребностью.
Но ещё раньше в конце 70-х, начале 80-х ленинградские художники открыли для себя Печору. Стали приезжать семьями, с детьми на лето. Снимали жильё в ближайшей деревне, пили парное молоко, покупали свежие куриные яйца, рисовали, ходили друг к другу в гости. Такая художественная коммуна. Назову из знакомых Наташу Куликову и Юлю Иванову. К ленинградцам присоединялись и москвичи. Тоже художники и артисты.  Жизнь била ключом, и духовным центром был Печерский монастырь.

Володю Малкова мать крестила в детстве. Его жена Римма, тувинка, покрестилась после рождения у них сына. Володя настоял. Крестьянская семья Малковых была верующей с незапамятных времён и умудрилась сохранить и пронести веру через все годы революции, раскулачивания и высылки в Сибирь во время коллективизации (а мои родители в это время пошли учиться на рабфак и стали комсомольцами) и после возвращения из Сибири и дальнейшей жизни в родной деревне. Такая крепкая была порода, что никто не умер во время ссылки, все выжили и все вернулись обратно на свои «заволжские суглинки» после смерти Сталина. Так же как очарованный странник Лескова, пробывший в плену у татар 10 лет, так там и не прижившийся и стремящийся удрать на родину при всяком удобном случае.
Так что вера в Бога у Володи Малова с детства, и она всю жизнь никуда не пропадала. Стремление прикоснуться к святым местам (тот же Печерский монастырь) появилось на закате социализма. 
Лично я при социализме любила покупать путёвки и осматривать наши древние храмы, церкви, монастыри. Особенно запомнилась путёвка на теплоходе по русскому Северу, где нам показали церковь в Белозерске с фресками 17 века, а под ними 16 век (!), Кирило-Белозерский монастырь, Ферапонтов монастырь (моя давняя мечта – фрески Дионисия!). Видела я сказочные Владимир, Суздаль, Боголюбово, Юрьев-Полький. Но смотрела я на всё как на произведения искусства, а не как верующий человек. Я выросла атеисткой, поэтому мне трудно представить, что думает истинно верующий человек, а не тот, кто считает, что это так принято сейчас в большей части общества. Как раньше было принято вступать в пионеры и в комсомол. В партию – уже для карьеры (как в наше время многие – в духовную Академию – для материального благополучия). При социализме, кстати, очень хорошо платили в Александро-Невской Лавре. Моему знакомому, окончившему хоровое училище при капелле, предложили оклад сначала 400, а потом 600 рублей, чтобы он руководил хором в Лавре. В моём отраслевом НИИ такая зарплата  была только у доктора наук! Знакомый отказался, закончил консерваторию и стал потом известным дирижёром.

На картине Малкова изображена сгорбленная фигура монаха, идущего с посохом вдоль монастырской стены. Немолодой уже человек. Его одежда расшита крестами. Над головой нарисованы какие-то непонятные  фигуры, вызвавшие у меня почему-то мысль о больших светильниках под потолком. Я спросила Володю, что они изображают. Духовные эманации, - ответил Володя. Не слабо! Ведь это изображена воплощённая на картине мысль! И в самом деле, что ещё делать монаху в стенах монастыря, как не улучшать мир своими молитвами. Я не назвала бы картину абсолютно спокойной из-за довольно резкого сочетания жёлтых, зеленых и сине-голубых  красок. Даже белый цвет вносит не успокоение, а тревожность своей излишней вызывающей белизной. Кажется, картина говорит: «Такова жизнь. И тут ничего не поделаешь. Каждый делает, что может». Да! Год написания 1990 – очень неспокойное время. Главные трудности выживания правления Ельцина ещё впереди. С другой стороны картину не назовёшь и трагичной. Пока есть вера, есть и надежда для народа и государства. Ведь монахи молятся, работают в монастырях, для некоторых это путь выживания. Число монахов (как и бомжей) в Перестройку возросло. В монастырь принимали тех, кто терял работу, жильё. Многим пришлось пройти через непростые испытания. Перестройка была временем бандитским, некоторые совершали преступления. Как и очарованный странник Лескова.
Выживали, кто как может. Мой знакомый инженер из военного НИИ потерял работу одним из первых (в то время мы  стремительно разоружались!?) Он пошёл работать кочегаром. Там  стал писателем. Я тоже выжила с двумя детьми, и стала работать кассиром в железнодорожной кассе.
Кстати, свою единственную известную мне трагическую работу «Очень чёрный натюрморт» Володя Малков написал в том же 1990 году. На ней присутствуют только два цвета: чёрный  с правой стороны картины и серый с левой. Керосиновая лампа, две объёмные геометрические фигуры, у одного из многогранников белая и светлая грани, а между ними большая тёмная бутыль с воронкой, бок бутылки бордовый, как будто в крови. Наверху картины нарисована разрезанная колючая проволока. Впечатление полной безнадёги. С другой стороны, если проволоку разрезали, значит, выход может быть!? Вот Володя писал картины и занимался огородом в посёлке  Бернгардовка, чтобы выжить. Сложными философскими вопросами его душа не мучилась. Выживание перевесило. И помощь другим. Например, он уступил две трети гонорара за свою картину Наташе Куликовой, тоже художнице, поднимавшей двоих детей.

Обратимся к известным и искренне верующим людям. Какие религиозные вопросы их волновали. Н.А. Бердяев (1874 г.р.) писал: «Христианство существует не только для простых душ, но и для душ сложных и утончённых». Эти-то сложные и зачастую денежно обеспеченные натуры, способствующие революции, рванули в нигилизм, атеизм, стремясь осчастливить народ. А сколько художественных течений появилось в искусстве! Крестьянству в лице моих предков всё это было не нужно.
В результате, мы знаем, многие интеллигенты и промышленники после революции потеряли всё и вынуждены были эмигрировать. В том числе и Булгаков с Бердяевым.  С. Н. Булгаков (1871 г.р.) из семьи священника признавался, что в юности попал под «действие нигилистической инфекции» как многие интеллигенты конца 19 – начала 20 века. В Перестройку же наоборот, все стадом рванули в религию. У Володи же была простая, неиспорченная цельная душа, сохранившая веру с детских пор. Для него ничего не изменилось, ему не надо было рваться в церковь. Я как не ходящий туда человек, считаю Библию сборником исторических и мифических сказаний, поэтому я не беседовала с ним на эту тему.
Интеллектуал Н.А. Бердяев пишет, что его вера добыта мучительным опытом жизни, изнутри, от свободы. И православному миру надо «обратиться к более сложным душам и раскрыть более сложную духовность». Мне же кажется, что христианство и дальше будет оставаться преимущественно религией простых людей, которые ходят в церковь, особо не задумываясь, а слушая то, что говорит священник. Священники же говорят правильные и нравственные вещи в красивом и благолепном храме. Молитва очищает и возвышает, Бог защищает.  Всё в ажуре, все довольны. Сложные души всегда чем-то недовольны, хватают любую «нигилистическую инфекцию», лезут в оппозицию и в диссиденты и всегда готовы что-либо свергнуть. Власть или авторитеты в искусстве.
Бердяев утверждает, что Бог, который любит им же созданный мир и человека в нём, сам нуждается в ответной любви со стороны человека. Причём любовь должна быть свободной, для этого Бог и дал людям свободу воли. Ведь как всемогущий он мог бы сделать людей с уже врождённой любовью к создателю. Но это было бы  насилием.
Вот и Малков сам любил Бога и чувствовал ответную любовь Бога к себе. Он никогда не роптал на Бога, какие бы события не происходили в стране и в его жизни. У меня же никогда не было взаимной любви с Богом, видимо из-за сознания собственной малости и ничтожности как у муравья. Бог любит муравейники и муравьёв в нём. Это жизнь, он  о ней заботится. Но чтобы он выделял какого-то отдельного муравья!? Это уже нонсенс. Роптать же на жизнь бесполезно. Чаще всего событие уже произошло, а переживать задним числом просто не в моих правилах.  К тому же многое изменить было, есть и будет не в нашей власти!

Высшее достижение церковного сознания – это святость, освобождение души от греха. Бердяеву этого мало. Он ставит вопрос, а как же творческая жизнь человека? Для церкви «путь гениальности, путь творческого вдохновения остаётся мирским, секулярным, несакральным, неосвящённым путём». Творчество  «должно положительно религиозно оправдываться». Творец «может быть очень грешным человеком и может низко падать, но в момент вдохновения, в момент подлинного творческого горения он возвышается над своею низостью, он преодолевает себя. Это есть мотив пушкинского «Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон». Вот и Малков, как несомненно творческий человек, обладает святостью. В отношении Малкова я согласна с Бердяевым!  Грехов я у него не заметила. Ну, мог иногда выпить, и это всё. Настоящие грешники обычно сидят высоко и богаты: олигархи, сросшиеся с бандитами и служащие им «шестёрки». В отношении других творческих людей, не знаю. Надо знать, искренен ли творец. И все ли грехи я могу простить, я же не Бог, а тем более не Христос, который взял в рай настоящего разбойника и убийцу. Про грехи талантов и гениев, по-моему, лучше вообще не знать, а оценивать их по произведениям. С другой стороны, если лучше знаешь жизнь поэта, он тебе ближе, и ты лучше понимаешь его произведения. Тебе интересно. Дилемма…
При социализме все биографии признанных творцов были приукрашены и приглажены. В оценке были лишь чёрная (не наш человек) и белая (наш!) краски. Лишь с Перестройкой, особенно сейчас в интернете, выходят наружу многие неприглядные факты их жизни. Я давно оправдала любимых мною Цветаеву и Маяковского. То есть я оправдала их поступки их гениальными стихами. Но что-то мне мешает точно так же оправдать действия трёх царей Израиля Саула, Давида и Соломона. Особенно я придираюсь к Давиду. Кроме Библии я прочла Штефана Хейма (Стефана Гейма) «Хроники царя Давида». Но сейчас я подумала, что безвольного и сластолюбивого царя Соломона, развалившего своё царство, можно оправдать сочинённой им гениальной Книгой Песни Песней. С точки зрения церкви и верующих все они, а также патриархи, праведники, пророки бесспорно святые и не нуждаются в оправдании. Хотя с точки зрения простого человека нашего времени они большие грешники. Получается, что те законы Моисея, которые он принёс с горы Синай, (Исход, Глава 20, Законы Синайские, 1-26) и которые стали основой десяти заповедей, а впоследствии моральным кодексом строителя коммунизма, самими царями и правителями не выполнялись. Но это понимается всяким, прожившим мало-мальски длинную жизнь и сейчас. Законы не для правителей, приближённых к ним людей, богачей.

Вспомним, почему у людей ещё в незапамятные времена возникла вера. В первую очередь из-за незнания и невозможности объяснить некоторые явления природы. Во вторую – из-за желания защиты и покровительства. Образ могучего защитника тоже изменялся со временем. Поклонялись многочисленным животным (медведь, бык, лев, крокодил), явлениям природы (бог грома и молнии Зевс, Егорий-громовержец), силам природы (Нептун, Ярило, Амон) и др. Греческих, впоследствии римских богов, как и богов Египта, Месопотамии, Вавилона, Шумера и других богов было множество и нечего в них разбираться. Многим сначала приносились человеческие жертвы, не исключение и иудеи. Всё это всем давно и хорошо известно. В каждом государстве был обычно один самый главный бог. Государства, их правители, боги и жрецы  постоянно разбирались, кто из них сильнейший. Свирепость бога и его военные победы считались прямым доказательством его силы и могущества. Это сохранилось и при появлении монотеизма. Бог Ветхого Завета и его сын совсем не похожи по характеру друг на друга.  Если при подарке евреям земли обетованной Бог уничтожил 31 царство необрезанных, это рассматривалось Библией как благое дело, награда иудеям за послушание, испытание 40-летним походом. Но затем христианство провозгласило себя религией всех народов без оглядки на национальность. Хотя ещё ранее Христос посылал своих 12 учеников проповедовать: «На путь к язычникам не ходите и в город Самарянский не входите. А идите наипаче к погибшим овцам дома  Израилева». (Ев. Матфея, гл. 10, 5,6).  То после смерти Иисуса христианство добралось и до язычников. Ещё 600 лет и пророк Мухаммед привёл своих последователей к Аллаху. Сегодня по телефону моя знакомая подруга-атеистка сказала, что не Бог человека, а человек создал Бога по своему образу и подобию.
Сейчас, чтя своего сильного и надёжного Бога – защитника, верующий его не только боится и уважает как раньше, но и любит. Истинно верующему нравится думать, что и Бог его любит. Ему приятно любить таких же христиан, как он сам. Заботиться и переживать о человеке становится его потребностью. Он меньше обращает внимания на врагов и хулителей. С опорой на Бога ему легче найти силы и вынести всё самому. Верующие реже разочаровываются своей жизнью и жизнью государства, они меньше дёргаются в поисках часто ложных идеалов. У них есть внутренний душевный стержень, нравственная опора. Им должно быть труднее повесить лапши на уши в виде пропаганды. Последняя лапша – оранжевая революция на Украине. Предпоследняя – наша Перестройка. Зато она способствовала возрождению церкви. Храмы стали ремонтироваться, строиться, украшаться, богатеть. Теперь в них приятно войти. Многие прихожане бесплатно работают в церкви, дают деньги, помогают друг другу.
И конечно, семейные традиции! Для укрепления страны они должны быть поставлены во главу воспитания. Хотя я против обязательного преподавания в школе Закона Божия. Лучше сделать добровольный факультатив «Мировые религии». Всё-таки наша страна является многонациональной. Все народы хороши, никто не лучше и не хуже, как и все религии. За исключением сект (вроде «Свидетелей Йеговы» какими бы правильными словами они не прикрывались). Нечего устраивать конкуренцию и цапать денежки у нашей церкви!

И последнее про национальность и патриотизм. Тут я обращусь к книге С.Н. Булгакова «Христианский социализм». Новосибирск. «Наука», 1991. Все цитаты из неё.
«Насколько предосудителен национализм, настолько же обязателен патриотизм». Нация родит государство как необходимую для себя оболочку. «Можно идти как угодно далеко в признании политического равенства разных наций, - их исторической равноценности в государстве это всё же не установит. В этом смысле Россия, конечно, остаётся и останется  р у с с к и м   государством при всей своей многоплеменности, даже при проведении самого широкого национального равноправия». Замечая, что самостоятельное  государство является национальной ценностью, Булгаков говорит, что и другие его народности должны обладать чувством патриотизма. Государство дорого Булгакову именно «как  р у с с к о е   государство, в котором моя народность имеет свой собственный дом». «И насколько в нём могут чувствовать себя дома и другие народности, стоящие под Российской державой, и насколько они исторически связаны с русскою народностью, это же чувство (патриотизм) должно разделяться и ими, хотя и в разной степени».
Некоторые народы встречают русский национализм недоверчивостью  и враждебностью «и этот бойкот или самобойкот  русского самосознания в русском обществе отражает его духовную слабость». Да, иногда мы слишком мягко относимся, когда нас критикуют якобы за наш национализм и позволяем ущемлять наши национальные интересы, как ещё много лет назад писал Булгаков. Прояви небольшую слабость, и найдутся те, которые за это ухватятся. Они и не были врагами, просто появилась возможность урвать. Азы политики! Государства (читай, правящие в нём богатые люди), договариваются, продаются и покупаются. Дают займы, продают оружие. А кто будет потом за всё платить? Деньги-то себе в карман положат богатые, а вот платить за всё будет народ. Долгов достанется и детям, и внукам.

Русские, православные, верующие! Будем сильными духом!! Чувство патриотизма не остаётся платоническим, «оно выражается в заботе о государстве, о его внешней безопасности и мощи, о внутреннем благосостоянии»!!!

Часть вторая

О, сколько их ест из рук твоих, Низость!
Перефразированная М. Цветаева

Когда мы мирным путём присоединили Крым, я сказала своим внукам, что по факту это, конечно, не присоединение, а захват. Мало ли какое население чего захочет, границы государства являются официальными. НО… посмотрите на наш бывший участок 12 соток, где мои родители и я сажали картошку  с конца 1950-х годов. Земля давалась под огороды и как собственность не оформлялась. Когда началось строительство очередного пятиэтажного дома, ближайшие 3-4 огородных участка временно потеснили под строительную площадку и передвинули заборы. Через некоторое время вернулись к старым границам, и соседи вернули свои заборы на старые места. А мои родители уже умерли, и я осталась одна с двумя детьми-школьниками и мы не вернули быстро свой забор. И через какое-то время смотрю, мой бывший участок огородили новые хозяева, которые въехали в построенную в новом доме квартиру. Им это было удобно, рядом. Силы были неравны: семейная пара  и я. «Вот это и есть политика в действии, - объясняю я внукам – чуть ослабел, и у тебя не преминут что-либо оттяпать! Что я полезу с ними драться!? И везде в  мире происходит то же самое. Давно никто не удивляется».
Сейчас эта же ситуация произошла с Крымом. Украина влезла в свою оранжевую революцию, ослабела, а мы этим воспользовались. К тому же Крым всегда был русским, завоёван русскими и для России, и сейчас там наш Черноморский флот. Жили в Крыму крымские татары, а украинцы никогда не жили. Население Крыма было за вхождение в состав России, мы сами наблюдали. Короче, я была «За» присоединение Крыма.

Интересно проследить как вообще происходит расширение государства. И как оно сохраняется. Не все же как Крым рвутся в наши объятия.
Правильно! Путём военного захвата и подкупа. Но больше путём захвата. Вспомним яростную и многолетнюю борьбу Петра I за Маркизову лужу. Вот к чему привели детские плаванья по озеру! Успешную любовь к Чёрному морю испытывала Екатерина II. Талантливый Потёмкин ещё и флот  ей построил.
Ещё одним из способов приращения территории государства, а по существу тем же самым захватом являются великие географические открытия и покорения. Вспомним покорение Сибири Ермаком при Иване Грозном в 1582-85 годах. (До этого в Русско—казанской войне 1535-1552 г. он завоевал Казанское и Астраханское царства.) В результате сибирское татарское ханство хана Кучума пало и было присоединено к России. Ермак погиб в 1585 году, Кучум ловко убегал и скрывался до старости, его потомки пытались править остатками ханства до 1610-1620 годов.
В мире эпоха великих географических открытий наступила раньше, чем на Руси. Это были моряки, купцы и военные (пираты) в одном лице.  Вспомним хотя бы Марко Поло, Васко да Гаму, Магеллана и Христофора Колумба. Думаю, позже у русских это происходило так же. 
После Ермака русские по рекам Сибири добрались до Якутии, Бурятии, вышли к Тихому океану. Где могли, основывали и строили остроги и военные поселения. И везде облагали местное населенье данью (ясак). Делали географические карты и давали описания. Были готовы и к торговле и к боевым действиям, смотря по обстановке. Гибли и в штормах и в стычках с местными жителями. Но границы России протянулись от Северного Ледовитого океана до Тихого.
В мире мы не были одиноки в насильственном присоединении. Кроме печально известных испанцев, в результате загнавших индейцев в резервации, особо отличились Нидерланды, Франция, Британия. На новых территориях новая религия заменила старые языческие ритуалы, распространились новые языки, культуры. Во многих регионах коренные народы были согнаны со своих исконных земель и стали зависимым меньшинством (Северная и Южная Америки, Австралия, Новая Зеландия, Аргентина).
А вот присоединение Средней Азии (наших бывших социалистических республик, а теперь соседних государств), так и называется экспансией (вторжением), то есть попросту – вошёл и захватил, потому что ими интересуется Великобритания. Это длилось долго, успел принять участие император Павел, затем Александр I, Николай I и Александр II.
Казахи жили родо-племенным бытом и состояли из трёх жузов: Младший, средний и Старший. Они были кочевниками степей, но не единственными. На западе – ногайцы, на востоке – джунгары. Отношения у всех были напряжённые. Первым попросил нашего покровительства Младший жуз (ещё при Анне Иоанновне), затем Средний. Позже им было разрешено перейти Урал и кочевать в Заволжье (Павел I). На казахских землях мы, естественно, возводили укрепления (в 1854 г. Алма-Ата).
К 1867-68 г. разгромили Кокандское царство, взяли Ташкент, Самарканд, Бухарское и Хивинское ханства. Наша медаль гласит: «За походы  въ Средней Азии 1853-1895гг». Ужасы войны показал на своих картинах участвовавший в походах художник В. Верещагин. Многие картины находятся сейчас в Русском музее.   
Кроме силы оружия можно говорить и о силе денег - о широко используемом тогда и всегда подкупе. Менее сильные народы всегда высчитывают с кем им выгоднее дружить, на кого можно напасть, к кому попроситься под покровительство. Местных правителей надо было заинтересовать материально, им должно было быть выгодно перейти под покровительство сильного соседа. Даже разная вера не мешала. Хотя иногда муллы сопротивлялись очень сильно. Они же и между собой дрались и конкурировали за право править. Где война и деньги, там и предательство. Требовать верность от покорённых народов по меньшей мере наивно.
А вот Манифест о присоединении Грузии к России Павел подписал в 1801 году от защиты их от Османской империи и Персии по их просьбе. Османы очень достали, да и между собой гордые грузинские князья вдрызг переругались. Потребовался суд Соломона, чтобы навести порядок.
Кавказская война 1817 – 1864 связана с присоединением Северного Кавказа к Российской империи и её военного противостояния с Северо-Кавказским имаматом. Эта война считается самой длинной в истории России. Война закончилась массовым исходом большей части адыгов, абхазов и абазин в Османскую империю. Небольшая часть оставшихся переселена на равнинные земли Прикубанья.
Прибалтика попала в Российскую империю после победы в Северной войне со шведами (Лифляндия и Эстляндия - Ништадский мир 1721г) и третьего раздела Речи Посполитой (Курляндская губерния и Великое княжество Литовское в 1775г).
Вот так-то и выросла Российская империя, начиная с Ивана Грозного и за 300 лет правления Романовых.
Затем наша революция, в которую мы потеряли многие территории (Брестский мир), 70 лет социализма, когда Сталин всё возвратил, и Перестройка. Тут-то Ельцин не подумал о русском Крыме и упустил его. Запад ожидал, что нам много лет не оправиться после столь удачно ими срежиссированной и проведённой Перестройки, когда в первую очередь закрыли военную промышленность, открыли двери всех ранее секретных отделов и лабораторий для всех желающих иностранцев, то есть секреты ваши – будут наши! Такой вот научный обмен. Но мы почему-то потихоньку начали восстанавливаться.  Каждая бывшая республика, ныне государство, кто как может.
Если при социализме все первые и вторые заодно секретари компартий союзных республик были подкуплены сверху (не знаю кем, может КГБ) и управлялись, являя полнейшее единодушие в коммунистической партии и правительстве, то и после развала СССР во главе соседних государств также стояли дружественные (читай тоже подкупленные или спонсированные) руководители. Ничего не изменилось. Помню два срока благополучно правил «наш» Кучма, затем  - бац! – оранжевая революция конца 2004 г., и вместо относительно лояльного к нам Януковича победил в дополнительном туре выборов Ющенко. Знать, договоры с Америкой уже шли полным ходом. Во время своего правления Ющенко влезал из одного политического кризиса в другой, враждовал с конкуренткой Юлией Тимошенко и ушёл. Его сменил бывший соперник Янукович. А затем  уже на троне Порошенко, поющий, что скажет США, и молодой симпатичный Зеленский, которому по деньгам ещё догонять Порошенко и догонять. Но ничего. Военные действия с Россией – отличное средство для него и связанных с ним богатеньких, пополнить карманы.
С нашей стороны они тоже пополняются (не будем наивными!). а уж для затеявшей всё это Америки… Клондайк! Джек Пот выиграли! Страдают, теряют здоровье, а иногда и жизнь лишь солдаты – непосредственные участники операции. То есть простой народ. Небогатый. Ни одного олигарха, даже депутата Думы в окопе нет. И детей их нет, и внуков.
ДОКОЛЕ??? Хочется спросить, но неизвестно кого. Кто кормится от Низости? Никто не признается. Но есть ведь и здравый смысл! Давайте, все богатенькие России и Украины прекратим военную операцию! Я согласна отдать всё завоёванное кроме Крыма. Но тут должны действовать дипломаты: кому – что.
НАРОД ПРОТИВ ВОЙНЫ!!!
Вспомним лозунги Российской империи (русская триада С.С.Уварова 1833 год):
Православие,
Самодержавие,
Народность.

Предлагаю взять аналогичные:
Государство,
Вера (не одно православие, а любая),
Народность.

Да, мы русский народ (преимущественно), но это и не важно, никто не хочет воевать, живём в русском государстве, это наш дом. Мы патриоты и защищаем его. Но неужели нельзя здравомыслящим людям прекратить эту убийственную для одних и обогатительную для других войну!? Знакомы ли олигархам мира, всех государства такие понятия как милосердие и совесть!? Ведь без мировой поддержки война быстро бы прекратилась!