А на том, не покинутом мной берегу...

Татьяна Латышева
"...Дождь над Переделкиным дрожит. А на указателе к могиле Пастернака  черной краской выведено: ”жид”. .." (Римма Казакова).

А на том берегу...
А на том, на покинутом мной берегу,
три берёзы стоят, по колено в снегу.
Под берёзами – мама, отец и сестра –
три могилы. Зимою – три снежных бугра.
Их несходство – ведь каждый по-своему жил –
всё посмертно уравнено сходством могил.
Снег на фото повязкою лёг на глаза,
и, повторно закрыты, не могут сказать,
что на каждом особенной жизни печать.
Не печать, а непрожитой жизни печаль,
отчего мне по-своему каждого жаль.
Здесь, на кладбище общем, суровой зимой
все едины: нет крови родной иль чужой.
Но весна или лето вскрывают следы
несмываемой краски – неумной вражды.
И отнюдь не молитвою за упокой
в цоколь наискось вписано чёрным: «жиды».
В этом горькое сходство посмертных судеб –
посерел одинаково траурный креп.
Только чёрная надпись чужою рукой –
вечной чёрною меткой, – повсюду со мной.
Я обиду забыть и избыть не могу
и на этом, чужом для меня берегу.
(Ася Сапир)
 ...Ася Сапир - учитель русской словесности милостью Божьей. Поэт.  Литературовед.

...А на том берегу..
маргаритки цветут...
...

Тихо ответили жители - Это на том берегу...
==
А на том, не покинутом мной берегу...
===
"нет ничего на этом берегу
зато на том ромашки на лугу..."
===
"Том-этом...", чет-нечет... "Берега, берега...Берег этот и тот..
Между ними река... моей Жизни..."


  Философствовать в тему не хочется. Сил нет. "И погромче нас были витиии..."
И полностью цитировать милую сердцу с детства Римму Казакову тоже. Про "Уезжают русские евреи"... Дураку понятно, что не "за колбасой".
 Много набросков в связи с ее судьбой и цитатами из ее стихов в разных записях и "публицистике" было.  По разным поводам.
 
 Это вообще отдельная тема, и феномен отдельный. И "загадка славянской, бабской, полукровской, интернациональной ("с КИДом по жизни") души, и "всего прочего-остального"...

(И никая-такая не загадка. Для меня, к примеру...)
 
Реалии Эпохи. М и Ж...
Жаль, некого уже пораспрашивать из очевидцев, которым доверять можно, о том же Вельше (Радове), жизнь ей, Римме Федоровне ("урожденной Рэмо" - «Революция, Электрификация, Мировой Октябрь», "по маме-Щульман"),  основательно подыспортившим. Именно про это спросить... Так-то успела кое-с кем поговорить: про его курский период, со старыми,  НАСТОЯЩИМИ корректоршами из "К.П", с Надей Пикуль (но та опосредованно - больше от мамы своей слышала), с Кларой Васильевной...
 Но в плане профессиональном, в иных поступках,  он - пожалуй, посильнее многих в нашей проф. братии. Сильно пьющий ("а кто не пьет?"- как говорила лет так назад ... много -  веселая гадалка на южном пляже нашим педагогшам - Назаренко и Драчевой), но  журналист, публицист талантливейший, смелый руководитель нашей "Курской правды". В те 40-е-начале 50-х... Только это разные все ипостаси...

И вообще..."Все уже написано до нас"... Так что, исключительно в качестве собственной самопсихотерапии...

Уезжают русские евреи,
Покидают отчий небосвод.
И кому-то, видно, душу греет
Апокалиптический исход.

Расстаются невозвратно с нами,
С той землей, где их любовь и пот.
Были узы, а теперь узлами
Словно склад, забит аэропорт.

Что сказать, что к этому добавить?
Чья это победа, чья беда?
Что от них нам остается? Память?
Памятники духа и труда.

Удержать их, не пустить могли ли?
Дождь над Переделкиным дрожит.
А на указателе “К могиле
Пастернака” выведено – “жид” ...

Напечатано в газете «Правда»
9 сентября 1990 года.

 И все-таки пусть - полностью... Хотя отнюдь не про это сейчас. Лет на 30 -четверть века раньше бы - имело смысл "публициствовать" - обобщать-философствовать"...

 А Ася Михайловна Сапир... Наверное, каким-то светом издалека протянулась она однажды моей  бессонной ночью - не стихом сначала, каким-то чужим спором "в тему" на каком-то Форуме...

"Если бы у всех были такие Учителя!" - Раньше б написала так. Утопиями больше не занимаюсь.

"Человек энциклопедических знаний и одаренный читатель поэзии, она умела привить своим ученикам вкус к слову. Не случайно многие ее ученики стали литературоведами и лингвистами, нашли себя в преподавательской работе."- это  одна из ее свердловских учениц.

 Она и там, "на другом берегу", куда  в возрасте  почтенном перенесла ее судьба, продолжала нести русское слово, русскую культуру...

И это ее "Памяти мужа"...
----------------------------------
Я была счастливою женщиной,
защищённой любовью от бедствий.
Я была королевой невенчаной
в нами созданном королевстве.

Управляла, а также правила,
словно нехотя подчинялась.
Мой король!
Я теперь оставила б
трон и титул - такую малость.

Я готова признать неравенство
и хотела бы быть слабее.
Мой король!
Чтоб тебе понравиться,
прикажи - изменю себе я.

Ветер хлопнет дверями праздными
в опустелом моём королевстве...
Мой король!
Так уходят праздники,
уступая дорогу бедствиям...


Как-то сошлись в одно три разные неординарные женщины: Римма  Казакова, Лариса Рубальская (Намедни про "еврейское счастье" в связи с ее: «Отец мой был еврей, мать моя – наполовину еврейка (по отцу), а я – еврейка еще и по мужу, и по жизни... " - обсуждение  вдруг возникло.  И про выхваченное из контекста в заголовок довольно давнего интервью "Я думаю, это счастье родиться хотя бы с каплей еврейской крови"( -"но сейчас не об этом"!..), и неизвестная мне раньше Ася Сапир (где-то полгода назад случайно высветилось-выхватилось это имя  из "бескрайних инет-просторов"... РАЗНЫЕ. С разными женскими судьбами. Состоявшиеся. И помогли окончательно раскрыть пасьянс... 
 (Но сейчас - снова: не об этом!...)

  Бабье лето продолжается... 1 октября. "Будет Вечная музыка!...