Важна историческая точность в искусстве?

Анатолий Клепов
Кл мне обратился Гоша Куценко с помощью в рецензировании сценария фильма « Балканский рубеж». Я посоветовал обратиться к моему другу начальнику штаба ВДВ генерал- лейтенанту Н. Стасько. Он руководил десантниками военная операцией вооружённых сил Российской Федерации на территории Союзной Республики Югославия по захвату единственного в Косове аэропорта «Слатина», приведшая к конфронтации сил России и НАТО, окончившейся без боевого столкновения.

Однако в фильме показана сцена освобождения аэропорта от боевиков российскими десантниками. Что было искажением исторической реальности.

Мы часто критикуем фильмы за то, что они неправильно передают прошлое, но это характерно не только для Голливуда и российского кинематографа.

На фото приведена картина Александра Македонского XVI века. Однако,  он изображен как джентльмен XVI века.

Итак, от Шекспира до Библии, вот почему историческая неточность... исторически точна.

В своей битве при Александре при Иссе (1529 г.) немецкий художник Альбрехт Альтдорфер изобразил персов и македонцев 333 г. до н.э. как средневековых рыцарей.

Знал ли Альтдорфер, что это исторически неверно? Может быть, а может и нет. Но делает ли это картину хуже?

Викинги никогда не носили рогатых шлемов, и на протяжении большей части истории никто в это не верил.

Лишь в 19 веке скандинавские и немецкие художники начали изображать их в рогатых шлемах, и с тех пор это довольно привлекательное заблуждение укоренилось.

Два самых известных изображения Карла Великого — это картина Альбрехта Дюрера 1512 года и серебряно-золотой реликварий XIV века, в котором, по-видимому, находится его череп.

Обе они представляют собой современные идеализации, имеющие мало общего с реальным императором девятого века.

Кроме того, есть множество картин святого Иеронима, который жил в 4 веке нашей эры и перевел Библию на латынь.

В этих версиях Антонелло (1475 г.) и Дюрера ( 1514 г.) Иероним изображен окруженным вещами, которые не были изобретены при его жизни.



В литературе также имеется множество примеров допущения и тонических ошибок.

В шекспировском «Юлии Цезаре» есть упоминание о бое часов… но механические часы были изобретены только в 13 веке, то есть более чем через тысячу лет после жизни Цезаря.

Это портит впечатление от пьесы?

Еще один из многих анахронизмов Шекспира — «Троил и Крессида».

Действие происходит во время Троянской войны, которая произошла примерно в 1200 году до нашей эры.

Но один из персонажей, Гектор, отсылает к философии Аристотеля, которому не суждено родиться еще 800 лет.

«Освобожденный Иерусалим» — эпическая поэма о Первом крестовом походе, написанная Торквато Тассо в 1580-х годах.

О Первом крестовом походе было много документации, но Тассо не возражал против того, чтобы сделать Годфри Бульонского его центральной фигурой, хотя исторически он им не был.

Библия также полна исторических неточностей.

Возможно, наиболее поразительными являются упоминания об Аврааме, ездившем на верблюдах, хотя нет никаких свидетельств того, что верблюды использовались за пределами Аравийского полуострова до 900 г. до н.э., примерно через 800 лет после того, как, как говорят, жил Авраам.

Существует большая разница между намеренным анахронизмом (т.е. неверным пониманием прошлого) и непреднамеренным анахронизмом.

Например, итальянский художник 17-го века Караваджо рисовал сцены из Библии так, как если бы они происходили в дни его жизни. Так нравилось ему богатым спонсорам.

В картине «Призвание святого Матфея», написанной в 1600 году, мы видим знаменитую сцену из Нового Завета.

Но действие происходит не в римской провинции Иудея, а в современной Европе — просто посмотрите на их одежду.

Караваджо хотел оживить Библию.

Нечто подобное сделал и Питер Брейгель Старший, фламандский художник XVI века.

Его версия Падения Икара, знаменитой легенды из греческой мифологии, явно происходит в наши дни, а не в архаичной Греции.

Предполагал ли Брейгель, что именно так все выглядело в древнем мире?

Нет. Его версия «Расправы над невинными», история, действие которой происходит в древнем Вифлееме, происходит в заснеженной фламандской деревне.

Это был сознательный художественный выбор в пользу использования анахронизма.

Вопрос во всем этом заключается в том, умаляет ли историческая неточность искусство.

Если произведение искусства претендует на точность и дает людям реальное ощущение жизни в определенный период истории, тогда анахронизмы станут серьезной проблемой, поскольку искусство станет вводить в заблуждение.

Но немногие произведения искусства, будь то голливудские блокбастеры, картины эпохи Возрождения или пьесы Шекспира, претендуют на историческую точность.

Возможно, слишком пристальное внимание к историческим фактам может помешать рассказать историю, которую нужно рассказать?

Люди не смотрят пьесы Шекспира, чтобы узнать о жизни в Древнем Риме, и не смотрят картины Паоло Веронезе, чтобы узнать о греко-персидской истории.

Если это правда, то это справедливо и в отношении фильмов и телешоу — почему к картинам следует проявлять больше снисходительности?

Кроме того, история постоянно меняется. Появляются новые доказательства, и вещи, которые когда-то были точными, внезапно становятся неверными. Создать исторически достоверное произведение искусства чрезвычайно сложно.

Мы все любим наши фильмы «Парк Юрского периода» с динозаврами без перьев, потому что именно такими их изображают уже более века. Прошлое, в отличие от статичных произведений искусства и художественной литературы, всегда развивается.

Это заставляет задуматься: какими будут будущие художественные изображения жизни в 2033 году?