Ярославичи

Равиль Байбурин
Незадолго до своей кончины, Ярослав, чтобы не допустить на Руси больше гражданской войны, создал Лествичное право. Право, по так называемому очередному порядку наследования власти: престол переходит не от отца к сыну, а к братьям по старшинству:
 
; Старший сын Изяслав получил Киев, Новгород, Псков, Турово-Пинскую и Древлянскую земли.
; Святослав – Черниговщину и часть Сиверщины, Тмутаракань, территорию вятичей и радимичей.
; Всеволоду достались Переяслав, юг Сиверской земли, Ростово-Суздальский удел и ряд городов в районе рек Ока, Клязьма, Волга.
; Игорь получил Волынскую землю.
; Вячеслав – Смоленщину.
; Ростиславу Владимировичу досталась Галиция и Червенские города.
; Всеволоду Брячиславичу перешёл Полоцк.

Ярослав установил иерархию русских городов и княжеских престолов:
• 1-й по рангу – Киев,
• 2-й – Чернигов,
• 3-й – Переяславль,
• 4-й – Смоленск,
• 5-й – Владимир-Волынский.
Никто из сыновей не оставался без удела, каждый получал владение по старшинству. Но Русь при этом не разделялась. Младшие князья подчинялись старшему – киевскому. Важные вопросы решали сообща. Уделы давались не в вечное пользование. Умрёт великий князь, его заменит черниговский, и остальные князья сдвигаются по своеобразной «лествице» (лестнице) на более высокие «ступени».
Прочие города и земли распределялись не персонально, а прикреплялись к главным уделам.
• К Киеву отходило Правобережье Днепра и Турово-Пинская земля. Новгород напрямую подчинялся великому князю. Два важнейших центра Руси – Киев и Новгород, определявшие развитие Русской земли, должны были находиться в одних руках.
• К Черниговскому столу относились Тмутаракань, другие передовые форпосты Руси, земли на Десне и Оке вплоть до Мурома.
• К Переяславлю – южные линии городков-крепостей до Курска. Также Переяславлю добавили далёкое Залесье – Ростов, Суздаль, Белоозеро.
• Обширные Смоленское и Владимиро-Волынское княжество «добавок» не требовали.
На старшего сына возлагалась роль главы державы. Ему отец поручил следить, чтобы братья не вторглись в земли друг друга.
Таким образом, Ярослав определил политические отношения между старшим братом как главой государства и младшими братьями как его вассалами.

Так Ярослав Мудрый нарезал землю надеясь, что братья будут в мире править государством, договариваясь между собой.
 Но видно закон «хотел, как лучше, а получилось, как всегда» существовал на Руси испокон веков.
Потому как, уже сразу в завещании были обделены 2 младших брата, получив неравноценные, по сравнению со старшими, наделы:
• Вячеслав — Смоленск,
• Игорь — Волынь.
По началу беды ничего не предвещало, после смерти младших братьев (Вячеслава в 1057-м и Игоря в 1060-м) реальная власть сосредоточилась в руках старших братьев — «Триумвирата Ярославичей», которые на первых порах действовали сообща.

***

• Василий Осипович Ключевский писал  о порядке княжеского владения после смерти Ярослава так:
«Изложим его в возможно простейшей схеме. Князь русский имел уже династическое значение: это звание усвоено было только потомками Владимира Святого. Не было ни единоличной верховной власти, ни личного преемства её по завещанию.
Ярославичи не делили достояния отцов и дедов на постоянные доли и не передавали доставшейся каждому доли своим сыновьям по завещанию. Они были подвижными владельцами, которые передвигались из волости в волость по известной очереди.
Очередь эта определялась старшинством лиц и устанавливала постоянно колебавшееся, изменчивое соотношение наличного числа князей с количеством княжеских волостей или владений. Все наличные князья по степени старшинства составляли одну генеалогическую лествицу.
Точно так же вся Русская земля представляла лествицу областей по степени их значения и доходности. Порядок княжеского владения основывался на точном соответствии ступеней обеих этих лествиц, генеалогической и территориальной, лествицы лиц и лествицы областей.
На верху лествицы лиц стоял старший из наличных князей, великий князь киевский. Это старшинство давало ему кроме обладания лучшей волостью известные права и преимущества над младшими родичами, которые ходили в его послушании. Он носил звание великого, т. е. старшего князя, названого отца своей братии. Быть в отца место - эта юридическая фикция поддерживала политическое единство княжеского рода при его естественном распадении, восполняя или исправляя естественный ход дел...
Если я не ошибаюсь, нигде более в истории мы не имеем возможности наблюдать столь своеобразный политический порядок. По его главной основе, очереди старшинства, будем называть его очередным в отличие от последующего удельного, установившегося в XIII и XIV вв.
 При этом следует различать схему или норму порядка и его практическое развитие.
Первую надобно наблюдать по практике первых поколений Ярославичей, а потом она остаётся только в понятиях князей, вытесняемая из практики изменяющимися обстоятельствами.
Так обыкновенно бывает в жизни: отступая от привычного, затверженного правила под гнётом обстоятельств, люди ещё долго донашивают его в своем сознании, которое вообще консервативнее, неповоротливее жизни, ибо есть дело одиночное, индивидуальное, а жизнь изменяется коллективными усилиями и ошибками целых масс».
 «Курс русской истории» (СПб., 1904;1922 гг.)

• Писатель Борис Акунин об этом же историческом периоде писал следующее:
«Про великого князя Изяслава, занявшего киевский «стол» в 1054 году после смерти Ярослава Мудрого, хроника сообщает, что он был красив собой, толст (что тогда тоже считалось красивым), нравом незлобив, кривду ненавидел, правду любил; хитрости и льстивости не ведал, был немстителен и «прост умом». Последнее, увы, верно.
Среди наследников Ярослава Мудрого очень умных вообще не оказалось. Кажется, задатками государственного мужа обладал старший сын Владимир, удачно правивший Новгородом и обладавший полководческими талантами, но он умер в 1052 году, ещё при жизни отца. На склоне лет Ярослав отличал Всеволода («бе бо любим отцем паче всея братья»), но отдать ему первенство в обход двух старших братьев не мог — те, ни за что не примирились бы с подобным распоряжением.
В результате Ярослав сделал что мог: постарался никого из сыновей не обидеть в надежде, что тем самым избавит державу от междоусобицы, а своих детей от братоубийства.
Ключевский пишет про завещание Ярослава: «Оно отечески задушевно, но очень скудно политическим содержанием» — и это действительно так. Система пятивластия с условным главенством Изяслава была слишком сложна и ненадежна. Не помогло даже то, что вскоре двое младших братьев — Вячеслав в 1057 г. и Игорь в 1060 г. — умерли, а их земли были разделены между Изяславом, Святославом и Всеволодом, в результате чего соправление преобразовалось в триумвират. Он простоял недолго, не выдержав первого же испытания на прочность — половецкого нашествия.
Те относительно спокойные четырнадцать лет (1054—1068), на протяжении которых сохранялась созданная Ярославом Мудрым система сбалансированной власти, не были отмечены никакими особенными свершениями.
Братья сделали одно доброе дело — освободили своего старого дядю Судислава Владимировича, которого Ярослав на всякий случай продержал в заточении больше двадцати лет. Со старшего родственника взяли клятву вести себя смирно, хотя Судислав и в прежние времена не отличался строптивостью, да еще и вынудили старика постричься в монахи. Там, в монастыре, этот последний из сыновей Владимира Красно Солнышко вскоре и умер.
В 1058 году Изяслав предпринял какую-то небольшую экспедицию против балтского племени голядь. «Победи Изяслав голядь», — тремя словами сообщает летопись, кажется, не придавая этой победе большого значения.
Несколько более заметным предприятием был поход 1059–1060 годов на торков — немногочисленный, но воинственный народец, кочевавший в бывшей печенежской степи близ русских границ. Для этого пришлось мобилизовать силы всех князей: «совокупивше воя бещислены, и поидоша на коних и в лодьях, бещисленое множьство».
Это была не война на истребление, а нечто вроде широкомасштабной облавы. Торки попробовали скрыться в степных просторах, но князья догнали их таборы, переселили на русскую территорию и «посадили по городам», что и объясняет смысл всей операции.
С этого момента в нашей истории открывается любопытная, полузабытая глава под названием «Черные клобуки».
Главной проблемой защиты восточных рубежей Киевского государства было отсутствие оседлого населения в областях, граничивших с дикой Степью. Русские крестьяне жить там не желали, да и не могли — это было слишком опасно. Держать в крепостях большие постоянные гарнизоны выходило слишком накладно для казны. Поэтому великие князья неоднократно пытались переместить туда жителей из других регионов.
Владимир Красно Солнышко пытался решить эту проблему, выражаясь по-современному, методом материального стимулирования: соблазнял «лучших мужей» из новгородцев, кривичей, вятичей и чуди выгодами пограничной службы.  Ярослав действовал иначе – средствами принуждения: после победоносной войны 1031 года насильно отогнал на восток множество пленных поляков. Но ни восточные, ни западные славяне в этой чуждой среде не приживались. В конце концов возникла разумная и продуктивная идея создать вдоль границы постоянное население из степняков, лояльных великокняжеской власти.
В будущем, столкнувшись с той же проблемой, московские государи станут использовать казаков. Точно такими же «казаками», только инородного происхождения, были в предмонгольской Руси «черные клобуки» (их еще называли «народом черных колпаков») — заметная и серьезная военная сила, неизменный участник всех войн и междоусобиц. Великокняжеская армия отныне состояла из трех частей: регулярная дружина, местное ополчение и «черные клобуки».
Это пёстрое сообщество сложилось из разных тюркоязычных племён, самым крупным из которых были торки, остатки печенегов и берендеи (последние потом частично переселились на север, в район современного Примосковья, так что стали предками москвичей). Числились в составе «чёрных клобуков» племена и вовсе экзотического звучания, бесследно растворившиеся в истории: какие-то ковуи, каепичи и турпеи.
О высоких боевых качествах этих нерусских военных поселенцев свидетельствует героическая оборона крепости Торческ («Город торков»), которая, как мы помним, очень долго держалась в одиночку против всей половецкой армии во время тяжёлой войны 1093 года.
Со временем «чёрные клобуки» приняли христианство и перемешались с русскими, а какая-то часть этого степного братства несомненно слилась с населением Золотой Орды.
Военные походы «триумвирата» были продиктованы естественным для крепкой и процветающей державы стремлением навести порядок на своих границах. В отсутствие серьёзной внешней угрозы это было вполне возможно».
 «История Российского государства». Том 1: «От истоков до монгольского нашествия. Часть Европы» (М., 2014 г.)

1. Правление Ярославичей (триумвират) – 1054 - 1073 годы.

Первые 11 лет после смерти Ярослава Мудрого его сыновья жили в мире и согласии.
Старшие Ярославичи – Изяслав, Святослав и Всеволод сообща решали важнейшие проблемы державы.
Совместно ходили они в военные походы против кочевников –  торков и половцев.
 Но единственной их целью было расширение и увеличение собственных владений, зачастую за счёт своих братьев.

В начале правление Изяслава было спокойным.
 Однако киевская боярско-торговая верхушка быстро воспользовалась слабоволием нового великого князя. Его плотно обсели вельможи, которые регулировали политику киевского князя в своих интересах.
В Киеве продолжилось грандиозное строительство.
Изяслав в угоде жене и вельможам стал возводить «Изяславов город».
 Наметили строительство нового дворца, Дмитриевского монастыря (великий князь имел христианское имя Дмитрий).
На строительстве как тогда, как и сейчас, всегда можно хорошо погреть руки. Тут тысяцкому Коснячко с другими приближёнными было полное раздолье.
Правда, лишних денег не было. Но их заняли у ростовщиков-евреев, имевших прочные связи с киевской верхушкой. За ссуды князь расплачивался подрядами, льготами и привилегиями. Но деньги нужно было возвращать.
И, как обычно, больше всех пострадал простой народ. Подати увеличили, ввели новые налоги.
В Киеве расцвело хищничество, казнокрадство. Богатела казна, вельможи, бояре, торговцы, греки, евреи-ростовщики, тиуны, собиравшие подати.
Вельможи и бояре прибирали к рукам земли и деревни.
 Крестьяне, которые ещё вчера были вольными общинниками, становились зависимыми…

***

• В 1055 году на Русь навалилась орда торков.
Главным городом русской южной пограничной системы был Переяславль - удел Всеволода Ярославича. Этот князь, хоть и миролюбивый, но воевать умел. Вывел дружины и разгромил торков.
Но следом за торками шла волна половцев.
В том же году они появились у Переяславля.
 Воевать сразу не стали. Хан Болуш вызвал Всеволода на переговоры.
 Половцы сказали, что их враги торки, с русскими они не воюют.
Обменялись подарками, заключили мир и дружбу.
Позднее Всеволод, после смерти 1-й жены, женился на половецкой княжне. Родственники Анны Половецкой стали верными союзниками Всеволода.

; Надо сказать, что когда старший из Ярославичей – Владимир - умер раньше отца, после него в Новгороде сел править его сын Ростислав. А Новгород был золотым дном, да и важным политическим центром Руси.
Великий киевский князь Изяслав со своим корыстным окружением забеспокоились, что все выгоды от владения великим торговым градом достаются племяннику Ростиславу, а не им.
Ростислава отозвали из Новгорода.
Вскоре – в 1057 году - умер Вячеслав Ярославич Смоленский.
Начался переход по лествице.
Из Владимира-Волынского, 5-го по рангу города, в Смоленск перевили Игоря, обойдя наследников брата. А оставленную Волынь захватил Изяслав.
Но и он княжил недолго - заболел и умер (в 1060 году).
 Права на Смоленск получил Ростислав Волынский. Причём, в полном соответствии с лествицей: когда братья умрут, по лестнице начинают продвигаться их сыновья. Сперва – старший, затем второй по возрасту и т. д. А отец Ростислава, Владимир был старше Изяслава. При таком раскладе Ростислав оказывался 4-м в очереди на киевский стол!
Это не устраивало великого князя, его окружение. Да и Святослава с Всеволодом тоже. Ведь Ростислав шёл впереди сыновей 3-х главных правителей Руси.
 В итоге закон «отредактировали». Мол, когда шло распределение уделов, Владимира уже не было в живых. Поэтому Ростислав выпадает из системы лествицы.
Выбрасывались из лестницы и дети умерших братьев – Вячеслава и Игоря.
Они становились князьями-изгоями.
Изгоями на Руси называли людей выпавших из своего социального слоя (к примеру, крестьян, ушедших из сельской общины в город, рабов отпущенных на свободу и т. д.).
Смоленск и Владимир-Волынский становились уделами под непосредственным управлением великого князя и его людей.
Ростиславу дали в кормление Владимир-Волынский, но не по системе лествицы, а от «щедрот» великого князя.
Понятно, что Ростислав обиделся. Ведь его отец был наследником Ярослава Мудрого, любимцем Новгорода. А теперь его сын просто вассал великого князя. Захотел Изяслав – дал Волынь, захочет – отберёт, как отнял Новгород. И потомки Ростислава не смогут подниматься по лестнице, не смогут получить Переяславль, Чернигов и Киев.
Тогда Ростислав сделал сильный ход - заключил союз с Венгрией, женился на дочери венгерского правителя Белы. С таким тестем волынский князь стал независимым от Киева.
 Однако в 1063 году его покровитель Бела погиб.
В одиночку Волынь было не удержать…

В итоге старшие Ярославичи обрели власть над наиболее развитыми регионами страны. А именно над той её частью, по которой пролегал путь «из варяг в греки», переживавший в те годы свои лучшие времена.
Богатый правитель может иметь большое войско, правитель с большим войском может подчинить своей воле правителя более слабого.

***

; В это время появилась древнейшая из рукописных книг, дошедшая до наших дней. 
Это - «Остромирово Евангелие», созданное дьяком Григорием в 1057 году для новгородского посадника Остромира.
Книга представляла собой толстый том большого формата, написанный на 294 листах пергамена (называвшегося на Руси «харатья») размером 35 на 30 см.
         Написано Остромирово Евангелие строгим и чётким почерком. Вертикальные штрихи букв здесь строго перпендикулярны к линиям строк. Такой тип письма называется уставом.
         В книге три иллюстрации, на которых изображены Марк, Лука и Иоанн. Должна быть и четвёртая миниатюра с изображением евангелиста Матфея, но её, видимо, не успели сделать. Писец оставил для неё пустой лист.
         Каждый новый раздел начинается с нового листа, в верхней части которого размещено орнаментальное украшение – заставка. В книге одна большая и 18 малых заставок. Исполнены они яркими и чистыми красками – алой, синей, зелёной – и прописаны золотом. Основной мотив орнаментики – крупные пятилепестковые цветы.
         Художественное убранство книги дополняли крупные буквицы-инициалы, которыми начинались самостоятельные разделы текста.

***

; На русской границе постоянно происходили стычки с торками.
Богатырские заставы сшибались с отрядами кочевников, охранные дружины городков-крепостей были в постоянном напряжении.
Отдельные отряды торков проникали в русские земли, жгли и грабили.
 Русские дружины пытались их перехватить.
Массы торков, которых сдавливали половцы, скапливались в низовьях Днепра. Возникла угроза крупного вторжения на Киевщину и Волынь.
Русские князья объявили общий поход.
 В 1060 году выступила вся Русь – киевские, черниговские, переяславские дружины, подошли новгородская, смоленская и волынская рати. Прибыл даже полоцкий князь Всеслав Брячиславич, который держался самостоятельно.
Целая флотилия приняла пехоту.
Князья вышли на встречу торкам и на реке Рось нанесли им поражение.
 Как сообщает летописец, много торков умерло от голода и жажды, а также мора (это было 1-е упоминание о какой-то эпидемии).
Оставшиеся в живых  торки ушли дальше на запад - к Дунаю.
Торкская орда ворвалась во владения Византии, но тут их встретили ранее прибывшие печенеги и разбили.
Торки разделились:
• Часть перешла на службу к византийскому императору.
• Другие вернулись на север и предложили свои услуги великому киевскому князю.
Изяслав поселил их на правом берегу Днепра, здесь построили крепость Торческ.
Однако теперь между половцами и руссами не было торкского буфера.
Начались половецкие набеги…

; В 1061 году половцы зимой, когда их никто не ждал, прорвали русскую пограничную оборону и разбили переяславские дружины князя Всеволода.
Тот заперся в крепости.
При этом тотальной войны не было.
Одни князья дружили с русскими, заключали семейные союзы, другие – воевали, затем мирились, торговали.
Половцы с этого времени, как до них печенеги, стали активными участниками внутренних русских усобиц.
Русские князья активно привлекали половецких наёмников и отряды своих родственников для борьбы со своими соперниками.

; В 1064 году Изяслав изгнал Ростислава из Волыни и сам завладел ею.
Ростислав же бежал в Тмутаракань.  Там решительный и предприимчивый князь свергнул Глеба Святославича и прокняжил 2 года.

; В 1065 году триумвиры совместно выступили против князя-изгоя Ростислава Владимировича.
 Правда, этот князь повторно захватил Тмутаракань.
 Здесь он начал планировать поход на Херсонес или другие византийские владение.
Убрать этого беспокойного князя смог только византийский чиновник по специальным поручениям, подсыпав ему яда (Византия не хотела усиления Руси в этих землях)…

***

Со временем отношения внутри многочисленного клана Рюриковичей стали портиться, и пришла пора новых междоусобий.
 Начало смуте положил полоцкий князь  Всеслав Брячиславич.

; В 1066-1067 годах развернулась междоусобная война между Ярославичами и их двоюродным племянником полоцким князем Всеславом Брячиславичем, прозванным Чародеем.

 Легенда рассказывает, что он родился в рубашке, умел обращаться в волка и мог в один день побывать в двух удалённых друг от друга на многие версты городах.
Князь Всеслав Полоцкий (Всеслав Вещий или Чародей), когда Ростислав заварил кашу на юге, решил, что начнётся большая война. А значит, братья Ярославичи будут заняты и не смогут отреагировать на его действия.
Всеслав пошёл войной на Псков и Новгород, надеясь заставить князей вернуть «украденные» земли.
В  1065  году он внезапно осадил   Псков   со   многими   пороками (стено-битными орудиями), но так  ничего и не добился.
Тогда Всеслав бросился на Новгород. Там атаки не ждали.
Сначала он победил  на  берегу  Череха  новгородского князя Мстислава Изяславича (старшего сына киевского князя).
 Случилось это в 1066 году.
А затем взял приступом Новгород.
После этого, не надеясь удержать города,  пограбил все церкви, снял с Софийского собора колокола и угнал  "в  полон"  многих  жителей.
Подобной дерзости нельзя было оставить без ответа.
 И, естественно, этого не стерпели трое Ярославичей – Изяслав, Святослав и Всеволод.
И пошли на Всеслава в страшные холода.
Их путь преграждал пограничный Менск (Минск). Несмотря на неравенство сил, запугать минчан не удалось. Горожане отказались от сдачи и решили защищать свой город до подхода армии.
О стойкости горожан свидетельствует свирепость захватчиков, не пощадивших, судя по летописи «…ни челядина, ни скотину». Они, взяв Минск, буквально изрубили защитников мечами, а их жён и детей пленили и раздавали воинам в награду.
Всеслав, совершив марш-бросок от Новогрудка к Менску, застал уже одно пепелище.
3  марта 1067 года в снегопад полочане встретили южных  князей  на  реке Немиге. 
Как писал летописец — стояла лютая зима, «снег велик был».
Войска 7 дней стояли друг против друга в глубоком снегу.
Наконец Всеслав Полоцкий в полнолуние начал атаку, и много воинов пало с обеих сторон.
• Битва описана в «Слове о полку Игореве»:
«…На Немиге снопы стелют из голов, бьют цепами булатными, на току жизнь кладут, веют душу из тела…».
Состоявшаяся битва отличалась крайней жестокостью и была очень кровавой.
 Всеслав вёл бой хорошо. Но у противника людей было больше. А в такой битве, когда никакие уловки полководца не имеют смысла, когда холодный снег и лютый мороз сковывают инициативу военачальника, люди играют в битве главную роль. Войско полоцкое подалось назад, но разгромить полочане себя не дали.
Битва закончилась. Воины оставили поле боя. На нём лежало много погибших воинов: и с той, и с другой стороны – все русские. В последних лучах зимнего солнца можно было увидеть перепаханный ногами и копытами, густо перемешанный с кровью снег, исковерканные смертью позы людей, торчащие то тут, то там дротики, копья, стрелы…
         Битва стала одной из самых крупных и ожесточённых междоусобных сражений на Руси. Войска Всеслава были разбиты. Сам князь смог убежать.
Полоцкую землю подвергли разорению. Множество людей пленили и продали ростовщикам-работорговцам.

         Спустя несколько месяцев – в июле 1067 года - Ярославичи повторили попытку поставить Полоцкое княжество в зависимость от Киевской Руси.
На этот раз по Днепру их войско дошло до Орши.
И опять две армии долго стояли друг против друга. Никто не решался под обстрелом противника переправляться через реку. Явным преимуществом не обладала ни одна из сторон.
И тогда Ярославичи предложили мирные переговоры.
Они позвали его на встречу, мол договоримся, как жить дальше будем.
Для этого они пригласили Всеслава переплыть в лодке на их берег.
Как гарантию безопасности, на виду обеих армий, братья Ярославичи пообещали Всеславу:
 «Приди к нам,  не сотворим тебе зла».
И даже в знак клятвы целовали крест.
 Всеслав поверил им.
 И  переехал  на  ладье  через  Днепр.
И явился на переговоры к Изяславу.
 Но когда он  вошёл в богатый шатёр, сильные молодцы, тут же, кинулись  на полоцкого князя  и  скрутили  его.
Вероломно схватив Всеслава,  кинули его в поруб  (так называлась темница, срубленная без окон и дверей) вместе с двумя сыновьями...
А ведь целования креста считалось самой большой клятвой, в случае её нарушения клятвопреступник переставал быть христианином (видно уже тогда Изяслав, как представитель верховной власти, воспринимал христианскую религию, как просто средство удержания власти).

В это же время в церковных структурах было восстановлено, пошатнувшееся ранее, византийское влияние.
В Софийском соборе возобладали греки, расставлявшие по храмам своих сородичей.
Печерский монастырь, оставшийся русским духовным центром, подвергался нападкам. Монахи даже хотели уйти в Чернигов, под крыло Святослава.
 Только под влиянием жены великого князя Гертруды (она опасалась повторения на Руси смуты и войны с язычниками, которая была в Польше), их убедили вернуться.
Народ на греческую христианизацию ответил тем, что предпочитал языческие обряды и игрища в полях и лесах.
Таким образом, социально-экономическая, религиозная обстановка в Киеве накалилась.

***

; 1068-й год для Ярославичей стал годом испытаний: на Русь пошли войной новые кочевники — дикие и кровожадные половцы (кипчаки, куманы) во главе с ханом Шаруканом Старым  (дедом Кончака).
 
Былины о походе хана Шарукана на Русь рассказывают, как по степи от самого синего моря бегут стада гнедых туров, напуганных топотом коней половецкого войска:
            
 И не видно ведь злата-светла месяца,
 А от того же от духу половецкого,
 От того же от пару лошадиного… 
      
        3 князя Ярославича вышли на битву.
Но потерпели сокрушительное поражение в бою на реке Альта и бежали.
А киевляне оказались брошенными на произвол судьбы…

***

  После того, как войско киевского князя Изяслава потерпело поражение от половцев в битве на реке Альте, а сам князь укрылся в киевском замке, Киевская земля оказалась без военной защиты.
Тогда городские и окрестные жители, не желая отдавать землю отцов и дедов на поругание, созвали на Торговой площади Киева на Подоле вече.
 «Половцы распространились по земле! – кричал народ на вече. – Дай, князь, оружие и коней, мы будем биться с ними!»
Одновременно раздавались голоса о злоупотреблении княжеских воевод и управителей, о притеснении народа, о несправедливых поборах.
         Князь Изяслав не захотел вооружить народные массы. Он боялся, что это оружие народ повернёт против него и бояр.
Это стало поводом к восстанию.

И 15 сентября 1068 года началось восстание.
 Народ пошёл на приступ княжеского дворца,  выгнал Изяслава из города, захватил дворец князя. Толпа разгромила и разграбила его, забрав большое количество золота и серебра.
После чего бросились к княжеской тюрьме и освободили заключённых, томившихся там за выступления против феодалов, в том числе и томившегося там Всеслава.
На вече решили передать власть полоцкому князю Всеславу, который был вероломно пленён князем Изяславом и томился в тюрьме.

• Тем временем половцы, разоряя Русскую землю,  дошли  до  Чернигова.
Черниговский князь Святослав, собрав кое-какую дружину, вышел против степняков к  Сновску.
Тут он увидел  множество  врагов,  но  не  растерялся  и  воскликнул, обращаясь к своей дружине:
«Вперёд! Ударим на них, всё равно  нам некуда уже укрыться».
У русских было 3000 конников, у половцев – 12 000.
Стремительной атакой русские смяли половцев, взяли в плен вождя и погнали врага к реке Сновь, в которой утонули почти все половцы, в страхе бежавшие от победителей.
 Случилось это 1 ноября 1068 года.
Таким  образом, черниговцам удалось отразить нашествие  по¬лов¬цев.
 
***

7 месяцев Всеслав сидел в Киеве и правил как великий князь.

• Как писал Игорь Литвин:
 «После удачного похода под руководством Всеслава на Тмутаракань, Киевское княжество получило выход к Чёрному морю. Под властью полоцкого князя Всеслава Чародея оказалась огромная территория – от Балтийского до Чёрного моря».

; Убежав из  охваченного  восстанием  Киева,  Изяслав  отправился  искать защиты у польского короля Болеслава II (племянника его жены).
Тот   принял  изгнанника со всеми  знаками  искреннего  дружелюбия,  как  сво-его  близкого родственника.
 
; Весной 1069 года Изяслав вместе польским королём Болеславом II Смелым, двинулся на Киев.
Всеслав не стал испытывать судьбу. И от греха подальше с отрядом верных людей поскакал в родимый Полоцк, оставив «Мать городов русских» её прежнему правителю.
Едва утвердившись у  власти,  Изяслав  поспешил  отомстить  Всеславу.
Киевский князь преследовал своего врага и изгнал его из мятежного города, посадив там своего сына Мстислава. А после его скорой смерти – Святополка.

Зато теперь разгорелась ссора между Изяславом и 2-мя другими Ярославичами.
 Игнорируя требование Святослава и Всеволода не вводить в город поляков, Изяслав это сделал.
Вдобавок ещё устроил жестокую расправу над киевлянами.
Его сын Мстислав, войдя в город, сразу же начал репрессии – казнил 70 киевлян, «других ослепил, других же без вины погубил, не расследовав».
 Князь позволил полякам грабить население.
Народ поднялся на борьбу против оккупантов.
 Болеслав с войском был вынужден убраться восвояси.
 А Изяслав с мая 1069 года опять княжил в Киеве.

В том же – 1069-м году - Святослав, воспользовавшись «вакуумом власти» посадил на новгородский стол своего сына Глеба Святославича, бывшего князем в Тмутаракани, которой стал править Роман Святославич.
Это показывает, что Святослав уже считал себя достаточно могущественным, чтобы претендовать на власть над всей Русской землёй.
Триумвират старших Ярославичей вновь стал во главе страны. Но Изяслав уже обрёл сильного соперника в лице младшего брата, готового при первом удачном случае выступить для захвата власти…

• Всеслав   в октябре  1069  года  внезапно  явился  с водью  к  Новгороду.
 Сын черниговского князя Глеб Святославич с полком новгородским бился с вожанами и одолел их  в злой сече у  самых  стен  города.  Последних  пало  множество,  а самого Всеслава новгородцы отпустили ради Бога. 
Вскоре  Всеслав  с  новой  дружиной  ещё  раз  был   разбит   у Голотьчьска на  этот  раз  Ярополком  Изяславичем.
   Но   всё-таки сумел овладеть родным Полоцком.

***

; Пламя киевского восстания распространилось и на другие русские земли.
Бунтовали смерды вокруг Киева.
Отказывались платить дань и налоги население в Смоленской земле.
 Поднялось далёкое Белоозеро.
Оттуда в 1070 году, во время случившегося там голода, смятение перекинулось в Ростово-Суздальскую землю, в край вятичей.
Мятеж возглавили здесь два волхва. Они уверяли, будто бы голод происходит от того, что женщины скрывают в телах своих хлеб, рыбу и мёд. Нашлось множество людей, которые поверили таким глупостям. И, почитая многих несчастных женщин колдуньями, мучили и убивали их. Волхвы призывали простых людей к расправе над имущими. Были разграблены житницы, амбары богатых людей. Вскоре волхвы были схвачены и убиты воеводой Яном Вышатичем.

В 1071 году Всеслав изгнал Святополка из Полоцка и вновь стал правителем этого города.
Изяслав на это никак не отреагировал.
 Это дало Святославу возможность склонить Всеволода на свою сторону под предлогом защиты от брата, решившегося на перераздел Руси совместно с Всеславом.

         В Новгороде в 1071 году начался мятеж, направленный против епископа.
И снова волхв встал во главе восставших. Он отговаривал людей креститься в веру христианскую.
Вот как рассказан был этот случай поэтом Языковым:

На месте священном, где с дедовских дней,
         Счастливый дарами природы,
Народ Ярославов, на воле своей,
Себе избирает и ставит князей,
        Полкам назначает походы
И жалует миром соседей-врагов,
Толпятся: кудесник явился из Чуди…
К нему-то с далёких и ближних концов
         Стеклись любопытные люди.

И старец кудесник, с соблазном в устах,
         В толпу из толпы переходит;
Народу о чёрных крылатых духах,
О многих и страшных своих чудесах
Твердит и руками разводит;

Святителей, церковь и святость мощей,
Христа и Пречистую Деву поносит;
Он сделает чудо – и добрых людей
         На чудо пожаловать просит.
Он сладко, хитро празднословит и лжёт,
Смущает умы и морочит:
Уж он-то потешит великий народ,
Уж он-то, кудесник, чрез Волхов пойдёт
         Водой – и ноги не замочит.
Вот вышел епископ Феодор с крестом
К народу – народ от него отступился;
Лишь князь со своим правоверным полком
         К святому кресту приложился.
И вдруг к соблазнителю твёрдой стопой
         Подходит он, грозен и пылок:
«Кудесник! скажи мне, что будет с тобой?»№
Замялся кудесник, и – сам он не свой,
         И жмётся, и чешет затылок.
«Я сделаю чудо». – «Безумный старик,
Солгал ты!» - и княжеской дланью своей
Он поднял топор тяжёлый – и вмиг
         Чело раздвоил чародею.

         Новгородцы собрались на главной городской площади и хотели убить епископа. На епископском дворе стояла княжеская дружина.
Весь остальной город оказался в руках восставших.
Епископ не испугался, он взял в руки крест и вышел к народу, спрашивая:
«Кто за него, и кто со мною?»
Князь Глеб Святославич, видя, что никто из народа не идёт прикладываться к кресту, подошёл очень близко к волхву, спрятав под одеждой топор,  и спросил у него:
«Знаешь ли ты, что будет завтра?»
 «Всё знаю», - ответил кудесник.
 «Стало быть, ты знаешь и то, что случится с тобою сегодня?» - спросил опять князь.
«Я сделаю много чудес» - сказал мнимый волшебник.
В эту самую минуту Глеб рассёк ему голову топором. Решительность смелого князя спасла от многих несчастий народ. Люди, увидев собственными глазами бессилие мнимого колдуна и славу князя, верившего истинному Богу, поняли обманщика и спокойно разошлись по домам.
Таким образом, только убийство волхва на время переговоров помогло рассеять восставших.
Лишь к 1072 году на Руси был восстановлен порядок.

***

; Следующие несколько лет прошли спокойно.
 Была сделана попытка возобновить союз Ярославичей.
В 1072 году состоялось совещание князей в Вышгороде.
На нём Изяслав, Святослав, Всеволод внесли изменения и дополнения в кодекс законов «Русскую Правду».
 И создали, таким образом, новый свод законов «Правду Ярославичей».
         Этот свод законов в основном был направлен на защиту собственности состоятельных людей, на установление порядка, который бы исключал на будущее общественные потрясения.
Суровые наказания устанавливались за разбой, поджог, убийство, увечья, кражи, нарушение межевых знаков.
 Вводился новый порядок судопроизводства, появился институт свидетелей и свидетельских показаний.
Главной особенностью «Правды Ярославичей» является тот факт, что в ней уже отсутствует кровная месть, и вообще казнь.
Раньше по «Русской Правде» за смерть мстили смертью.
 Теперь же внесли поправки – кровная месть и смертная казнь упразднялись, заменялись денежной вирой (штрафом).
А если преступник не может уплатить, его можно продать тем же торговцам, ростовщикам.
Понятно, что богатые слои населения могли откупиться за своё преступление.

 Это  говорит о сложившемся феодализме.
Ведь феодалу нужен был живой работник, приносящий ему доход.
Так, высшей мерой наказания в «Русской Правде» считался «поток» и «разграбление» (полная конфискация имущества и отдача виновного с семьёй в рабство) за такие преступления, как конокрадство, поджог и убийство в разбое.
В этом плане «Русская Правда» Ярославичей получила идентичность с «Салической Правдой» у франков.
В «Правде Ярославичей» особое внимание уделяется такой категории крестьян, как закупы — это крестьяне, живущие на земле феодала, которые за предоставленные им землю и инвентарь несли повинности в виде оброка и обработки земли этого феодала.
 Во 2-й половине XI века в связи с нашествиями кочевников, междоусобицы и природных катаклизмов появляется большое количество обнищавшего населения, не имеющих средств к существованию. Чтобы выжить, они нанимаются к вотчиннику, который давал им надел земли, плуг и лошадь по договору — «купе». Так как выданный инвентарь для закупа не является большой ценностью (феодал может ещё выдать), то в «Правде Ярославичей» особо оговаривается, что в случае порчи по вине закупа инвентаря, или коня, последний несёт ответственность.
Особое внимание уделяется тому, чтобы закуп очень бережно относился к хозяйскому коню, стерёг его, загонял на ночь в конюшню, так как вотчинник сильно опасался «татей».
В отдельном разделе «Правды» «О холопстве» раб применяется в подсобных видах деятельности: например, торгует от имени своего хозяина и т.д.
В то же время всё больше возрастает роль зависимого смерда, владеющего лично своими средствами производства.
«Русская правда» — это кодекс частного права. Здесь отсутствует понятие юридического лица. И нет такого понятия, как — преступление против государства.
Преступление против князя воспринималось, как преступление против физического лица, просто более высокого ранга. А значит, и наказание было значительно больше.
Суд вершил обычно князь, или вотченник.
Хорошо, если были свидетели преступления. Тогда, что называется — суд вершился скорый.
Но если таковых не находилось, то устраивали «божий суд», или проще говоря — испытание, например — калёным железо: нужно было взяться голой рукой за раскалённый метал. Если рука после этого заживала быстро, значит, обвиняемый оправдывался, в противном случае он держал ответ.
Среди воинского сословия в основном решали дело поединками - кто победил, тот и прав (богатые горожане нанимали за себя опытных воинов).
 «Божий суд» мог быть в любом виде, в зависимости от фантазии феодала-судьи.
 
***

; В 1073 году обострение противоречий между Ярославичами переросло в острый конфликт.
 Святослав, подговорив Всеволода, осуществил военный поход на Киев.
Они изгнали оттуда Изяслава.
Тот с казной бежал в Польшу.
         - Этим найду себе воинов, - сказал он, надеясь на золото, забыв слова своего мудрого прадеда Владимира Святого: «Не золотом добуду себе дружину, а дружиной золото».
Так и случилось. Польский король забрал казну, но войска не дал.
         Долго странствовал Изяслав по чужим странам.
 Просил помощи у германского императора Генриха  IV.
 Обещал врагу его Папе Григорию VII отдать под духовную власть Рима Русь.
Но никто не смог помочь изгнаннику…
          А киевский престол занял Святослав.

2.  Правление Святослава Ярославича (1073-1076 годы).

За короткое время Святослав добился признания своего первенства всеми князьями. Под его влиянием оказались практически все земли.

• Он рассадил своих сыновей по всем крупным русским городам. Отодвинул третьего Ярославича – Всеволода в тень. Отправил его сына – Владимира Мономаха в далёкую пограничную Волынь.

• В эти годы появились такие выдающиеся памятники древнерусской книжности, как Изборники – 1073 и 1076 годов.
Написаны они были дьяком Иоанном для киевского князя Святослава Ярославича.

• В 1073 году игумен Печерского монастыря Никон Великий создал самостоятельный «Первый Киево-Печерский свод».
Некоторые историки считают, что под именем монаха Никона писал митрополит Илларион.

• В 1076 году Святослав, помогая Польше, снарядил большой поход в Центральную Европу.
Русская рать пошла войной на чехов, союзников Германии и противников Польши. Командовали ратью двоюродные братья – Владимир Мономах и Олег Святославич. Поход был успешным. Русские князья одержали ряд побед над объединёнными чешско-немецкими войсками и заключили почётный мир.
 Впервые Русь стала участницей крупных политических событий в центре Европы.

Святослав во многом напоминал своего отца. Так же ценил учёность, заботился об образовании, культуре.
Вместе с тем такие черты характера, как хвастовство, подлость, жестокость, объясняют тот факт, что народ не сохранил памяти о Святославе.
В  декабре  1076  года  Святославу  сделали разрезание опухоли.  После этого он заболел и 27 декабря умер  на 49-м году жизни (в результате 1-й в истории русской медицины задокументированной неудачной хирургической операции).
 Похоронен был в Чернигове.

3. Правление Изяслава Ярославича (1076-1078 годы).

После смерти Святослава вновь разгорелась кровавая борьба за киевский престол.
Сначала Киев занял Всеволод.
В 1077 году вновь с польским войском возвращается Изяслав и вынуждает своего брата уступить Киев.
Всеволод, завидев на горизонте польские полки, снова «подружился» с братом и уступил ему Киев. А сам забрал себе Чернигов и Переяслав в обход наследников Святослава.

Объединение Изяслава и Всеволода вызывает опасение у Всеслава Полоцкого, которой вновь идёт в поход на Новгород и разоряет город.
В ответ Изяслав дважды идёт в поход на Полоцк – летом и зимой 1077.
 В зимнем походе он впервые привлекает половцев в русские междоусобицы.

В 1078 году Киевский князь отнимает у Олега и Глеба Святославичей волынский и новгородский столы. И сажает на них своих сыновей - Ярополка и Святополка.
Так Святославичи стали «изгоями» – безземельными претендентами на княжества. К этой группе до них уже относились потомки Вячеслава и Игоря Ярославичей и Ростислава Владимировича, умершего в Тмутаракани.

Тогда, лишённые столов князья Олег Святославич (его прозвали Гореславичем) и Борис Вячеславич бежали в Тмутаракань (где княжил младший брат Олега Роман).
 Они заключили союз с половцами и двинулись на Русь.
Натиск Олега Святославича был стремителен. Ему при помощи половецкой конницы удалось разбить Всеволода на реке Сожице.
А затем овладеть Черниговом.
• Победители, как сказано в летописи:
«Земле Русской много зла сотворили, пролили кровь христианскую».
 Они силой оружия выгнали добродушного Всеволода Ярославича из Чернигова.
• Изяслав призвал его к себе в Киев:
 - Брат мой! Не тужи! Видишь, сколько всего со мной приключилось. Не был ли я изгнан вами, братьями моими? Не скитался ли я по чужим землям, лишённый имения? И ныне, брат, не будем тужить. Если будет нам удел в Русской земле, то обоим; если будем лишены его, то оба…
Годы лишений и унижений на чужбине сделали Изяслава мудрее.
 После этого против Олега и Бориса выступило войско 4-х князей: Изяслав с сыном Ярополком и Всеволод с сыном Владимиром Мономахом.
В решающей битве на Нежатиной Ниве близ Чернигова 3 октября 1078 года погибли Борис Вячеславич и Изяслав Ярославич, пораженный копьём в спину.
Половецко-русское войско молодых князей потерпело поражение.
Олег бежал в Тмутаракань.
Киевское княжение вновь перешло к Всеволоду – единственному из оставшихся в живых Ярославичей.

• Вот как описывал  Нестор Изяслава в «Повести временных лет»:
«Был же Изяслав муж красив лицом и велик ростом, незлоблив нравом, лгунов ненавидел, любил правду. Не было в нём хитрости, но был он прямодушен, не воздавал злом за зло».
Женат был Изяслав на дочери польского короля Гертруде.

***

Об итогах его  деятельности можно сказать следующее:
• Постоянная борьба за престол занимала слишком много времени в политике князя Изяслава.
 Бесконечные битвы, бегство, возвращение, и снова бегство, и снова возвращение на престол.
• Величайшей заслугой Изяслава и его братьев стало принятие «Правды Ярославичей».
Данный документ значительно улучшил законодательную систему страны. Запретил смертную казнь. И хотя документ защищал, прежде всего, имущественные права феодалов, это был значительный шаг в развитии законодательства Руси.
• 2 великих дела в области культуры князь сделал:
-    именно при нём было построено здание Киево-Печерского монастыря -    и   Димитровского собора в Киеве.
• Междоусобные войны не мешали Изяславу бороться с внешними врагами:
-   Попеременные победы были с половцами, в последней битве на Нежатине он и был убит.
-   Успешны были походы и против торков и голяди.

4. Правление Всеволода Ярославича (1078 -1093 годы).

Утвердившись в Киеве, Всеволод отдал Чернигов своему сыну Владимиру Мономаху.
Поручив ему же ведение всех войн, он 15 лет, по смерти братьев управлял один всей  Русскою землёй. 
За  эти  годы   много   неприятностей   доставили   Всеволоду полоцкий князь и племянники-Святославичи, постоянно  досаждавшие   своими   притязаниями. 
Княжение его не было спокойным. Дети и внуки его умерших братьев -  Владимира, Святослава и Игоря Ярославичей - были лишены им владений и постоянно воевали с ним, требуя возвращения наследственных уделов.
Всеволод не всегда умел положить конец этим усобицам и вёл себя как слабый правитель, находившийся на поводу у младших дружинников.

• Детей Святослава князь вовсе вычеркнул из общего наследия, как изгоев. Они не имели права на великокняжеский престол, поскольку и их отец не мог бы стать великим князем, если бы соблюдал принцип старшинства и не прогнал с престола старшего брата.
Это пренебрежение интересами Святославичей стало причиной дальнейшей борьбы.
И опять племянники шли на дядьев, брат на брата, русский убивал русского…

• В  1079  году Всеслав Брячиславич  Полоцкий  «обжёг»  Смоленск.
 Мономах   из   Чернигова погнался за ним. Но не застал его под Смоленском.  И пошёл  по  его следам в Полоцкую  волость,  повоевал  и  «пожёг  землю».
 Потом  в другой раз пошёл с  черниговцами  к  Минску,  внезапно  напал  на город и  не  оставил  здесь, по  его собственному выражению,  «ни  челядина,  ни  скотины».

• В 1079 году тмутараканский князь Роман Святославич вместе с братом Олегом и половецким войском выступил против Всеволода.
Киевский князь сумел заключить мир с половцами, подкупив их, после чего те убили Романа.
Олег же бежал в Византию - на остров Родос.
В том же году Всеволоду удалось присоединить к своим владениям Тмутаракань — убежище князей-изгнанников.
 Но уже в 1081 году молодые князья Давид Игоревич и Володарь Ростиславич вновь заняли эту отдалённую область.
После этого наступило время относительной стабильности во внутри и внешнеполитической жизни Руси.

• Тем временем Владимир Мономах в  1080 году  ус¬ми¬рял  переяславских  тор¬ков. 
Но  гораздо больше тревог доставляли ему половцы, с которыми  он имел 12 битв в одно только княжение Всеволода.
 В  1081  году  ханы Асадук и Саук воевали под Стародубом.
Владимир с  черниговцами  и ханом Белкатгином напал на них под Новгородом Северским.  Войско их побил и "полон" отнял.
А вскоре после того - в  1082  году -  отправился  за  Сулу  к Прилуку, побил много половцев и среди них  2-х  ханов -  Осеню  и Сакзю.

• Всеволод совершил 2 похода на вятичей.
И в 80-х годах XI века окончательно присоединил их к Руси.

• В его правление, как пишет летописец — в год 1083-й на Руси случился мор на людей.
Чтобы уменьшить остроту проблемы по Лествичной системе, он раздаёт своим племянникам некоторые уделы:
• Давиду дал Владимир,
• Ростиславичам — Перемышль и
• Васильку — Теребовль.

• Реальная власть Всеволода распространялась лишь на часть государства. Туровская, Муромская, Волынская, Тмутараканская земли ему не подчинялись.
Противоречия, возникавшие между князьями, Всеволод Ярославич улаживал дипломатическим путем, иногда сталкивая князей между собой.

• Дочь Всеволода - княжна Янка (Анна) Всеволодовна основала в Киеве при Андреевском монастыре в 1086 году 1-ю в Европе школу для девчат.
Там, как писал В. Н. Татищев, «младых девиц» обучали «писанию, також ремёслам, пению, швению и иным полезным им ремеслам».
Для средневековой Европы это было необычным явлением.

В старости великий князь стал,   по   словам летописца, любить разум молодых, устраивая  советы  с  ними, пренебрегая советами более опытных бояр.  Молодые дружинники настраивали его против старой дружины.  Любимцы Всеволода, получив важные должности, начали творить злоупотребления.
Слуги  княжеские  грабили  и  продавали людей, а князь ничего  не  знал  из-за своих болезней. 

В 1092 году Русь постигли новые беды:
• Неурожай, начался великий мор и голод, много людей умерло от неизлечимых болезней.
• Свирепствовала ужасная засуха, загорались сами собой леса и болота, «круг на небеси явился велик».
• Половцы беспощадно разоряли южные рубежи государства.
Все эти бедствия подорвали здоровье Всеволода.
Когда  же Всеволод совсем разболелся, то послал за сыном  Владимиром в Чернигов.
Владимир приехал в Киев  и,  увидев,  что  отец  совсем болен, заплакал.
Так в присутствии Владимира  и  младшего  своего сына Ростислава, Всеволод тихо и  кротко  скончался (13 апреля 1093 года).
  И  был погребён в св. Со¬фии.
После его смерти наступает период обострения усобиц и борьбы с половцами.

5. Правление Святополка II Изяславича (1093 - 1113 годы).

После смерти Всеволода его сын Владимир не встретил бы препятствий со стороны киевлян, если бы захотел занять великокняжеский престол. Но он этого не сделал.
Будучи, несомненно, сдержанным и умным человеком и не желая новых усобиц, Мономах предоставил киевский престол старшему из своих двоюродных братьев Святополку Изяславичу:
- Отец его был старше и княжил в столице прежде моего отца: не хочу кровопролития и войны междоусобной.
         Однако тот не смог решить внутренних проблем.
Святополк ни умом, ни честью не был достоин своего звания. Он был человеком заурядным, слабым политиком, нерешительным, отличался мелким интриганством, чувством зависти.
К тому же князь был заносчивым, подозрительным и мстительным.
         Сребролюбивый, жадный, он проводил политику увеличения поимок с народа. При нем пышным цветом расцвело ростовщичество. Не гнушался он и взяток от купцов. Всё это не нравилось народу, его недолюбливали.

• В 1093 году случилось великое половодье. Неурожай, голодный год.

• И в этом же 1093-м году половцы осуществили большой набег на Русь.
Навстречу им выступила объединённая киевско – черниговско - переяславская  рать.
 Войска сошлись неподалёку от города Треполя на берегу реки Стугны.
 Случилось это 26 мая.
Русичи потерпели сокрушительное поражение.
 Половцы разграбили многие города и сёла, взяли большую добычу, увели много пленников.

• Летом 1094 года в русские пределы вошёл Олег Святославич - князь тмутараканский.
Он с половцами подошёл к Чернигову, за стенами которого с малым числом дружинников укрылся Мономах.
Олег приказал жечь вокруг Чернигова пригороды и монастыри. Половцы, не встречая сопротивления, учинили грабёж всей Черниговской земли.
 Дружинники Мономаха и верные ему жители отбили все штурмы Олега, но положение было безнадёжным.
Мономаху пришлось пойти на переговоры.
Отдав Чернигов Олегу Святославичу, и, сказав при этом: «Да не возрадуются враги отечества!», Владимир перебрался в Переяслав. И там княжил 20 лет, заботясь о развитии этого княжества и защищая его от половцев.

• В 1095 году объединённая киевско-переяславская рать во главе со Святополком и Мономахом углубилась в степь и разгромила несколько половецких становищ. Князья захватили богатую добычу – скот, коней, верблюдов, пленников. Это был первый большой успех на вражеской территории.

• В 1095 году был создан «Второй Киево-Печерский свод».

• В 1096 году Святополк Изяславич Киевский и Владимир Мономах предложили Олегу Святославичу объединить силы в борьбе с половцами и приехать в Киев на всерусский княжеский съезд, чтобы разобраться во всех обидах и заключить договор о порядке на Руси.
Олег ответил высокомерным отказом.
Тогда объединённое киевско – переяславское войско двинулось на Чернигов. В пути к ним присоединился волынский князь Давид Игоревич. Не надеясь на верность черниговцев, которые осуждали его за то, что он поддерживал отношения с половцами, черниговский князь бежал в Стародуб. Там он запёрся за его крепкими стенами.
 После долгой осады, полной блокады города и нескольких приступов горожане потребовали от Олега пойти на мировую с братьями.
 Смирив гордость, Олег явился на переговоры.
Родственники отняли у Олега Чернигов и потребовали, чтобы он явился на общий съезд русских князей.

• Вскоре началась война с половцами.
Две мощные половецкие орды – хана Тугоркана и хана Боняка - напали и на Переяславль, и на Киев.
Святополк и Мономах вышли навстречу половцам и разгромили их. В битве был убит и сам Тугоркан.
А в это время Орда Боняка осадила Киев, захватила Печерский и Выдубицкий монастыри, забрала там ценные вещи – драгоценные оклады икон, серебряные кресты, разный скарб. Ограблены были даже монашеские кельи. Со страхом смотрели со стен города киевляне, как половцы громили киевские предместья.
Братья бросились назад к Киеву, но не смогли догнать Боняка.

• Пока Святополк и Мономах проводили время в изнурительной и жестокой борьбе с половцами, Олег опять выступил против братьев и двоюродных племянников.
Он взял Рязань, Муром, Суздаль, Ростов.
Под Муромом в бою с ним пал Изяслав – сын Мономаха. Узнав о гибели сына, Владимир пишет письмо Олегу.
«О я, многострадальный и печальный! – писал потрясённый отец своему заклятому врагу. – Много борешься душа с сердцем и одолеваешь сердце моё; все мы тленны, и потому помышляю, как бы не предстать перед страшным Судьею, не покаявшись и не помирившись между собой».
Мономах обращался к Олегу со словами мира и страдания. Он предлагал не губить Русскую землю. Сам же не собирался мстить за сына, полагая, что смерть  воина в бою – естественное дел.
 «А мы что такое, люди грешные и худые? – размышлял Владимир, - сегодня живы, а завтра мёртвы, сегодня в славе и в чести, а завтра в гробу и забыты, - другие собранное нами разделяют».
Мономах призывал Олега положить конец кровопролитию, договориться о всех взаимных обидах. Мономах признавал свою неправоту и говорил, что он простой смертный человек. Говорил он и о несправедливости и жестокости Олега.
В заключение он писал:
«Не от нужды говорю я это, не от беды какой-нибудь, посланной Богом, сам поймёшь, но душа своя мне дороже всего света сего. На Страшном суде без обвинителей сам себя обличаю».
         Это письмо, написанное рукой отца, тяжело переживающего смерть сына, стало одновременно образцом высокого гражданского мужества, способности человека перешагнуть через личное несчастье, через попранные амбиции ради интересов Родины.
         Олег и на этот раз ответил отказом. Более того, он начал готовиться к походу на Новгород, чтобы выбить оттуда старшего сына Мономаха, своего крестника Мстислава.
Теперь против Олега поднялся весь дом Мономаха, и его выбили из северных русских городов. Укрылся он в Муроме. Здесь неподалёку от города Мономаховичи при поддержке дружественных половцев одолели войско Олега.
Сдав Муром, а потом и Рязань, Олег запросил мира и поклялся на кресте прибыть на съезд князей.

Любечский съезд князей.
         
Этот форум состоялся в 1097 году в городе  Любече (родовом замке Мономаха).
Прибыли туда все наиболее крупные русские князья - внуки и правнуки Ярослава Мудрого:

• Святополк Киевский:
• Владимир Мономах, князь Переяславский;
• Олег Святославич из Чернигова;
• Давид Святославич, князь Смоленский;
• Давид Игоревич из Владимира-Волынского;
• Василько Ростиславич, князь Требовльский.

На съезде прозвучал призыв прекратить ссоры и объединиться для противостояния врагу.
Знаменитый призыв съезда к прекращению усобиц – «Почто губим Русскую землю...», кажется, дошёл до сознания его участников.
 Сидя на одном ковре, князья приняли решение, что каждый из них будет управлять землей своего отца, и без обид разделили уделы.
 Поклялись отстоять землю предков, не нарушая согласия и карая поднявших руку на соплеменников:
«Да отныне соединимся в единое сердце и обережём Русскую землю! Каждо да держить отчину свою».
И на этом они целовали крест:
«А если отныне кто на кого встанет, то против того будем мы все», - рассказывает летописец.
Все участники съезда признали необходимость совместной борьбы с половцами.
Самое важное решение, которое князья приняли — закрепить за каждым землю его отца.
Таким образом, ставилась точка в «лествичной» системе наследования.
Братской зависти, которая приводила к войнам, стало меньше.
Святославовичи получили долгожданный Чернигов.
Но мир на Руси так и не наступил.   
И  Любечский съезд князей не смог прекратить княжеские междоусобицы.

• Наиболее громкий резонанс получил конфликт князей Давида Игоревича и Святополка II с Васильком Ростиславичем.
Василько один, с вольной дружиной, воевал Польшу и прославился мужеством, силой и победами.
Давид Волынский, боясь, что Василько может захватить и его волости, оклеветал его перед великим князем киевским. И убедил того, что Василько хочет завоевать Киев.
Когда Василько приехал в Киев на богомолье в 1097 году, Святополк решился на преступление клятвы и крёстного целования. Он пригласил к себе Василько. Верный дружинник предупредил своего князя о заговоре. Но Василько не поверил в этот умысел и пришёл к Святополку.
Его схватили, связали и привели к Давиду Волынскому. Тот отвёз Василька в Белгород. Там в деревенской избе овчар Давида уже точил нож, а слуги расстелили ковёр и повалили на него Василько. Василько понял, что с ним хотят сделать. И поэтому, даже связанный, не дался предателям. Тогда на грудь ему положили доску, несколько человек сели на неё, прижав князя к полу так, что у него затрещали кости. После чего овчар по имени Берендий ослепил Василько, вынув острым концом ножа из глазниц глаза и залив ему кровью рубаху. Василько потерял сознание, с него сняли рубаху и выстирали.
• Придя в себя и ощупав рубаху, Василько вскричал:
«Лучше бы в той сорочке кровавой смерть принял и предстал перед Богом!»
Ужасным было положение страдальца. Он не мог видеть ни светлого солнца, ни голубых небес, ни ярких звёзд небесных, ни прекрасных цветов в полях. 
• Когда Владимир Мономах узнал о случившемся, то ужаснулся:
«Не бывало ещё в Русской земле ни при дедах наших, ни при отцах такого зла!»
 Он по горячим следам решил наказать князей-отступников. Большое войско, состоявшее из дружин самого Мономаха, его сыновей, Олега и Давида Святославичей, двинулось на Киев. Город был осаждён, в нём начались выступления против Святополка. Тот был вынужден принять ультиматум Мономаха – отправиться в совместный поход против владимиро-волынского князя Давида Игоревича.
Поход начался. Но Давид упросил князей не наказывать его, так как сообщил, что он освободил Василька. И они договорились миром.
Но долго ещё гроза, разразившаяся в 1097 году, грохотала по русским просторам.
В 1098 году брат Василька, Володарь Ростиславич, осадил город Бужск, в котором скрывался от возмездия князь Давид. И потребовал освободить ослеплённого брата в обмен на мир.
Давид испугался, отпустил Василька, заключил мир с Ростиславичами. Но те вскоре объявили ему войну, взяли и разграбили Всеволож, другие города Давида.
В 1099 году под Требовлем между Ростиславичами и Святополком состоялась решающая битва.
Перед сражением на поле выехал на коне с крестом в руках ослеплённый Василько и громко крикнул Святополку:
«Крест святой да будет нам судьею!»
У Ростиславичей войско было небольшое, но они смело ринулись в бой и разгромили войско Святополка. Тот с позором бежал во Владимир-Волынский.
Его сын Ярослав привел к Перемышлю войско венгерского короля Кальмана.
Давид Игоревич, к этому времени вступивший в союз с Володарем, в противовес венграм соединился с половецким ханом Боняком.
В битве под Перемышлем (1099 год) половцы применили характерный для кочевников приём «ложного отступления». Их отряд подскакал к расположению венгерских войск, выпустил по стреле и обратился в бегство. Когда же венгры погнались следом, основные силы Боняка ударили им в тыл. Окружённое войско Кальмана было наголову разбито и бежало в беспорядке, неся огромные потери.
Потерпела неудачу и попытка Святополка закрепить за собой Владимир-Волынск.

• В 1100 году Мономаху удалось собрать князей на второй съезд.
Состоялся княжеский съезд в городе Уветичеве (неподалёку от Киева).
Он подвёл итог трёхлетней войне. Уветичевский съезд лишил Давида Игоревича, как инициатора усобицы, Владимира-Волынского и посадил на княжение в Бужск.
Князья установили между собой мир.

• Последующие годы отмечены отсутствием усобиц и организацией Владимиром Мономахом и Святополком Изяславичем нескольких успешных походов в Половецкую степь.
 В 1101 году на Золотчевском  съезде были обсуждены вопросы совместных действий всех князей против нападений половцев.
Затем в 1103 году на Долобском съезде опять были обсуждены мероприятия, направленные против половецкой угрозы.
         -   В 1103 году объединенные дружины семи русских князей во главе с Мономахом разгромили половцев на реке Самара.
         -    В 1107 году половцы были разбиты под Лубнами.
         -    В 1111 году на  Донце половцы очередной раз потерпели поражение от русичей.

***

         В последние годы Святополк Изяславич безудержно отдался сребролюбию и даже сам занялся прибыльной торговлей солью. Такое занятие для князя, воина, защитника, считалось позорным.
Умер он презираемый киевлянами.
Его смерть будто развязала руки народу. Узнав, что ненавистный князь умер, 17 апреля 1113 года народ бросился громить дома его ближних бояр (тысяцкого Путяты и сотских),  а также ненавистных всем ростовщиков.
Киевляне грабили и убивали еврейских купцов, менял, которые пользуясь корыстолюбием князя, установили грабительские ростовщические проценты и даже забирали за долги свободных людей в рабство. Еврейские купцы и ростовщики заперлись в киевской синагоге.
Поднялось против своих угнетателей и крестьянство окрестных селений.
         Перепуганная феодальная знать, епископы, игумены монастырей и богатые купцы укрылись в Софийском соборе. Они решили призвать в Киев нового князя, который сумел бы подавить возмущение. Выбор пал на переяславского князя Владимира Мономаха. Срочно направили к нему посольство.
«Приходи, князь, в Киев; если не придёшь, то знай, что много зла сделается – пойдут на бояр и на монастыри».
         Новый князь пришёл в Киев 20 апреля с сильной дружиной. Княжеско-боярская знать, митрополит и церковники, простые горожане встретили князя «с честью великой». Появление грозного князя во главе отборного войска произвело впечатление на людей. К тому же разнеслась весть, что теперь князь проведёт правый суд и накажет мздоимцев. Мятеж в Киеве стал стихать. Однако Владимир понимал, что без уступок не обойтись. Он запретил брать слишком высокие проценты за долги. Был издан закон, несколько облегчивший положение сельской и городской бедноты.