Графиня де Рон. пьеса в стихах. действие восьмое

Ирина Вайзэ-Монастырская
                Действие восьмое

Гаспар оглядывается. Его друзья машут ему руками.

Гаспар(графине):
       Пойдёмте к ним.
       Уже светает.
       И нам поесть не помешает.

Вдвоём подходят к костру, вокруг которого сидит большая группа людей.
Гаспар дружески хлопает одного из мужчин по имени Пьер по плечу.

Гаспар:
       Знакомьтесь, – Пьер!
       Проснись, Робер!
(графине)
       Прошу садиться.
(хозяину)
       Чем угостишь?
Хозяин:
       Горячей птицей!
Ваше любимое вино!

Графиня:
       А где же Пит?

Хозяин:
       Недавно видели его.

Графиня:
       Найдите же его скорей.
       Пусть запряжёт моих коней.

Хозяин:
       Ваша карета пострадала,
       Но не волнуйтесь –
       В миг уладим.

Графиня(отчаянно):
       Опять сюрприз.
       Я так устала!

Хозяин:
       Не беспокойтесь, Бога ради!

Робер зло отбрасывает свою миску.

Робер:
       А кто бы знал, как я устал!
       Как от бессилья злею!

Гаспар(строго):
       Уймись, Робер,
       Я же сказал –
       Терпение!

Робер:
       Не верю!
            Мы ждём здесь уж который день
       Соединение с войсками.
       Ты уверял, — Нерак, Гиеннь
       Нам обещали сами
       Помочь оружием, людьми
       И где они?

Гаспар(строго):
       Свой пыл уйми!

Робер(вскакивает):
       Я всё решил! Я ухожу.

Гаспар:
       Куда?

Робер:
       Домой.

Гаспар(вздыхает):
       Я не держу.
       Не страшно ль возвращенье?
       Ведь некому встречать тебя.

Робер:
       Я долго жаждал мщенья,
       Поклялся заплатить сполна
       И жизни не беречь,
       Но мне Господь не внемлет.
       Мне суждено бесславно лечь
       В поруганную землю.

Гейом:
       У нас оружья нет, но с нами Бог!
       Мы победим – наступит срок!

Графиня:
       Что слышу? Я поражена.

Гейом:
       Вы что не знаете? – Война!
       В двух лагерях живёт страна.
       Две веры, но Господь один.
       И вера истинная с ним,
А значит с нами.

Графиня:
       Но смерть и вы несёте сами.

Гаспар:
       Нас довели до крайности законы:
       Кругом запреты и препоны,
       Власть нашей верой помыкает,
       Не ведая, что унижает.
       И мы быть преданными можем
       Земному царствию владык,
       Терпя смиренье, бедность, — всё же
       Свобода совести дороже
       Лишь с нею человек велик!

Графиня встаёт и отходит от них. К ней подбегает Пит.

Пит(в ужасе):
       Смотрите, это же они!
       Еретики, бунтовщики!
       Мы в самом логове у них
       И где-то остальные...
       Я чувствовал, что нас самих
       Сия напасть не минет.
       Хозяин нам соврал — «Артисты»!
       Они убьют нас...

Графиня(зло):
       Ах, уймись ты!
       Напуган сам ты!

Пит(истерично):
       Они опасны!
       Протестанты!
       Бежим скорее. Если сможем,
       Властям о смертниках доложим!
       Иначе верный ждёт конец.

Графиня, оглядываясь, быстро закрывает ему рот ладонью.

Графиня:
       Молчи, бессовестный глупец!
       Тебя дурачат, а ты рад.
       Кого ты слушаешь? Солдат?
       Убийц, ещё, похуже этих.
(кивает в сторону людей)
       Они спасли меня от смерти!
       Кого бояться мне, скажи?
       Где слово правды, а где лжи?
       Теперь подумай и ступай,
       Чинить карету помогай.

Пит испуганно замирает и, кивая головой, озирается на людей и быстро уходит.
К графине подходит Гаспар.

Гаспар:
       Вы испугались?

Графиня(взволнованно):
       Наверное... Не знаю...
       Я озабочена... Война...
       Но почему?

Гаспар:
       ...Их убивают.
       А знаете, в чём их вина?
       Что духовенству не верны!
       Не признают обедню, звон,
       Крестов не ставят, что они
       Лишь Божий признают закон.
       Да, я поклялся им помочь,
       Поклялся отомстить за дочь,
       За всё, чем я когда-то жил,
       Чем больше жизни дорожил.

Графиня:
       Вы дочь имели... и жену?

Гаспар:
       И потерял их в ночь одну.
       В Варфоломеевскую ночь!
(закрывает лицо рукой)
       Простите, слёзы скрыть невмочь
       Со мной подобное впервые,
       Я чувства сдерживать привык,
       Как и они все, внешне злые,
       Не по годам уже старик.
       Всё вспоминаю дом далёкий.
               Уж сколько лет я одинокий!
(смотрит в глаза графине)
       Но с Вами рядом я согрелся.
       Давно измотанной душе
       Хотелось нежности и сердца,
       Что, Вы, не зная, дали мне.
       Не я Вас спас, Вы воскресили
       Меня из мрака забытья
       И новой силой наделили,
       Когда я нёс Вас из огня.
       Себе твердил: «Разумен будь,
       О клятве данной не забудь,
       Лишь день настанет, снова в путь,
       Туда, где смерть, где ад, где кровь,
       Там, где не властвует любовь».
       Мне б встретить Вас в другое время,
       В другие годы, сбросить б мне
       Груз долга – тягостное бремя, —
       Влюбиться б разрешил себе!
       Вам не понять меня, мадам,
       В своих страданьях я и сам
       Запутался, признаюсь.
       Но перед Вами открываюсь.
       И Вам уже судить о том,
       Кто я на самом деле,
       Но не мечтаю об одном –
       Чтоб Вы меня жалели.

Графиня, задумавшись, вздыхает.

Графиня:
       Простите. Но и я одна
       Успела пережить сполна:
       Любовь, надежду, счастье, брата
       Я потеряла в миг когда-то.
       На днях похоронила мужа,
       Но скорбь моя была наружной.
       Отцовской воле подчинясь,
       Я не заботилась о чувствах.
       Он, разорившись, бедствовать боясь,
       Сошёлся быстро на двухстах
       Вперёд на десять лет
       И был доволен сделкой.
       Так стала я в семнадцать лет
       При старике сиделкой.
       Так много лет владели мной
       Обида, пустота и злоба!
       С окаменевшею душой
       Стояла я у гроба.
       Любви познать я не успела,
       Хоть сердце маялось в мечтах,
       И изнывало, и болело,
       Но порождало только страх.
       Меня жалейте за убогость,
       За раннюю утрату чувств.
       За неумеренную строгость.
       Мой разум ясен, так как пуст.
       Вы вдохновляетесь борьбою,
       Идеей, верою, мечтой,
       Надеждою, а предо мною —
       Лишь бездна полная тоской!

Гаспар берёт графиню за руки и прижимает к своей груди.

Гаспар:
       О, нет! Самой Вам не понять,
       Чем Ваше сердце обладает,
       Сие богатство не отнять.
       И пусть Вас время не пугает.
       Вы излучаете вокруг
       Такую нежность и участье,
       Такую красоту и счастье,
       Я б Вас не выпустил из рук.
       Тот миг, подаренный судьбой
       Прозреньем возродил меня.
       Вы будто ангел спали предо мной
       И не боялись адского огня.
       И в грудь мою проник пожар,
       Родив забытое волненье...

Графиня вырывается из его объятий.

Графиня(испугано):
       Помилуйте, прошу, Гаспар!

Гаспар обхватывает голову руками.

Гаспар:
       О, нет нарушил я смиренье!
       Простите, сам не понимаю,
       Что на меня нашло! Страдаю!
       Так трудно совладать с собой,
       Но голову терять нельзя,
       Дана иная мне стезя
       Жестокою судьбой!

Гаспар быстро уходит от неё. Графиня, оставшись одна, закрывает лицо дрожащими руками.

Графиня(себе):
       Что ты творишь со мной?
       Как глина
       Податлива своим нутром.
       Что ты творишь со мной,
       Мужчина?
       Ведь не дано нам быть вдвоём!
       К чему тогда мои терзанья?
       Пора, пора рассудку внять.
       Но понимаю подсознаньем –
       Восторг безумный не унять.
       Саму себя я слабою зову,
       В самой себе я чувствую горенье.
       Но от чего душевное мученье
       Так благодатно сердцу моему?

Она прижимается лицом к его плащу, но потом неожиданно резко скидывает плащ.

Графиня(себе):
       Опомнись! Глупая, ты что
       На речи сладкие купилась
       Так одурела и забылась!
       От глаз, от голоса его
       Беги куда-нибудь скорей!
       Ищи спасения! Коней!
(хозяину)      Где Пит? Готова ли карета?

Хозяин:
       Карета ждёт. Но Пита нету.
       Мы сбились с ног его искать.
       Куда пропал он? – Не понять.

Графиня(раздражённо):
       Где шляется опять, балбес?

Она долго ищет его среди людей. К ней снова подходит Гаспар. Он с грустью смотрит ей в глаза. Графиня беспокойно отводит свой взгляд.

Гаспар:
       Вы уезжаете?

Графиня:
       Пора.
       Но Пита нет нигде. Исчез.

Гаспар(горько):
       Нет худа без добра.

Графиня:
       Вы насмехаетесь опять?
       Так знайте, — я не буду ждать.
       Сама уеду, без него.

Гаспар:
       Вы злитесь на меня?

Графиня:
       За что?

Гаспар:
       За речи дерзкие. Я сам
       Стыжусь. Но верьте мне, мадам.
       Сейчас мне кажется, — годами,
       Не днём одним мы связаны давно.
       И навсегда расстаться с Вами
       Мне бесконечно тяжело.
       Что впереди – сраженья, смерть?
       Я вдруг устал, иду ко дну:
       Теряя Вас, теряю твердь!

Графиня:
       Вы сами выбрали войну!
       Я не могу Вас осуждать.
       Различье в вере мне неважно,
       Мне боязно осознавать,
       Что Вы погибнете однажды.
       Да, наш закон несправедлив!          
       Но создан он людьми, не Богом.
       Простите им, гнев схоронив.
       Утешьтесь втайне Божьим слогом...
              Прощайте же! Мне ехать надо!

Гаспар:
       Так Вы поедете одна?

Неожиданно в глубине леса раздаются выстрелы. Крики людей. К Гаспару подбегает тяжело раненый Робер.

Робер:
       Гаспар, солдаты!
       Там засада!
       Беги, спасайся, старина!

Робер падает на землю. Гаспар подбегает к нему, но Робер уже мёртв. За деревьями слышна стрельба и крики умирающих.
Гаспар оглядывается и возвращается к графине де Рон.

Гаспар:
       Скорей в карету!
       Уезжайте!

Графиня:
       А Вы?

Гаспар берёт её за руку.

Гаспар:
       Я с ними должен быть!
       Прощайте!

Хозяин и Гейом подъезжают на карете Графини и останавливаются.

Хозяин(Гаспару):
       Куда Вы, сударь? Не спешите!
       Там уж Вам некого спасать!
       Вы хоть себя поберегите!
       Скорей скрывайтесь!

Гаспар(зло):
       Удирать?

Графиня:
       Нет, отступать благоразумно.

Хозяин:
       Вот это безусловно умно.

Гаспар(графине):
       Но с Вами мне не по пути!

Графиня(горячо):
       А мне нельзя без Вас!

Хозяин:
               Солдаты близко!

Солдаты:
               Живым схватить!

Слышно приближение всадников. Гаспар запрыгивает на карету и, хватая поводья, гонит лошадей.

Хозяин:
              Господь, помилуй нас!

Карета несётся по дороге, скрываясь от преследователей.


Продолжение следует...

http://proza.ru/2023/10/21/1689